Сайт Образование и Православие > Церковные праздники > Протоиерей Александр Шаргунов. Вход Церкви в Небесный Иерусалим

Протоиерей Александр Шаргунов. Вход Церкви в Небесный Иерусалим


13.04.2014.

Протоиерей Александр Шаргунов о смысле праздника Входа Господня в Иерусалим.

Вход Господень в Иерусалим — событие, в котором множество граней. Все превосходящая радость — земная и небесная, и одновременно печаль, которая вдвойне мучительна из-за отвержения Христа, несколько дней спустя, иудейскими властями и народом, и осуждения Его на Крестную смерть.
 
Несколько планов накладываются один на другой. Прежде всего, обетования Ветхого Завета — Мессия восставит Царство Божие, не как предводитель победоносного воинства, но Он придет, смиренно восседая на осле, чтобы упразднить в Израиле военные колесницы и боевые конницы. Потому что война завершена, и мир пришел к народам (Зах. 9: 9). Во-вторых, к этому добавляется ожидание современников, иудеев, пришедших на праздник Пасхи: это новый пророк из Назарета, который установит Царство Мессии — то, что возвещают толпы: «Благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида!» (Мк. 11: 10). Они ждут наступление царства мира, как ясно свидетельствует об этом народ: «Мы слышали из Закона, что Христос пребывает вовек; как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну Человеческому? Кто Этот Сын Человеческий?» (Ин. 12: 34). Мы видим здесь полное неведение народа — вполне нам понятное. Они слышат о воскресении Лазаря — то, что превосходит всякое воображение, — ожидаемое Царство приходит! И если мы спросим, чего же ждали ученики, столько раз слышавшие от Христа о предстоящих Его страданиях, мы можем сказать, что они ждали только того, чего ждал народ. Даже после Воскресения они спрашивают: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» (Деян. 1: 6). И Сам Господь, наконец, — что думал Он об этом, соединяющем «ангелов хваление и детей воспевание», и в то же время ярмарочном торжестве? Может быть, Он молил Отца, как в Гефсимании, чтобы Его миновали те страшные страдания, которые Он ждет, это человеческое непонимание — постоянное и неодолимое? И чтобы после этого часа власти тьмы — Он, Чье Царство не от мира сего (Ин. 18: 36) — Своей силой и действием Святого Духа мог ввести всех в Свое истинное Царство, которому не будет конца.
 
К этому древнему пророчеству, к надежде народа, к ожиданию учеников и предведению Господа следует добавить наши мысли и чувства, совершающих сегодня этот праздник в Церкви Христовой. В своем богослужении Церковь следует за Своим Царем, при пении «Осанна!» входящем в Иерусалим.
 
Что ждет сама Церковь? Ждет ли она сегодня еще нечто решительное, что может определенно изменить течение истории, — как это было с богоизбранным народом и учениками Христовыми? Стал ли этот праздник для нас праздником, который возвращается каждый год, или привычка к нему ставит многих как будто принадлежащих Церкви в один ряд с прочими — не имеющими упования? Сегодня как никогда уместно задать этот вопрос. Во времена Ветхого Завета верующие ждали Царство Мессии на земле, царство мира, где они «перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы» (Ис. 2: 4). Разве призвание Церкви не в том, чтобы заботиться о будущем мира и трудиться ради наступления вечного праздника Христа Царя как «Царства любви, правды и мира»? Но как достигнуть установления справедливости на земле, не восстановив вначале порядок, не исходящий из лжи и насилия? Не имея различения духов, не ужасаясь этой почти всеобщей теплохладности, которая является естественным следствием погони большинства людей за земным благополучием?
 
Россия погибает — что делать? Каждый пусть даст ответ, если она дорога ему. Но будем знать — те, кто сегодня осуществляет духовное сопротивление, которое может привести в темницу и на муки, являют знамение подлинного христианства. Их свидетельство более значительно, чем все остальное, ибо оно взывает к покаянию, к внутреннему обращению совести, и оно выбивает почву под ногами сильных мира сего, объявляющих себя атеистами или православными. Есть только один путь, ведущий в Царство любви и мира. Но до тех пор, пока в человечестве будет утверждаться сила и власть сильных над слабыми, это Царство будет предельно хрупким, и ему всегда будет угрожать опасность.
 
Ныне время задуматься о силе и цели торжественного Входа Господня в Иерусалим. Христос знает, что Его ждет: крики «распни Его!» и жестокая смерть среди насмешек Израиля: «Других спасал, Себя ли не может спасти? Если Ты — Сын Божий, сойди со Креста, и мы уверуем в Тебя» (Мф. 27: 40-42). Он знает также, что этими искупительными страданиями за грех мира, он откроет людям доступ к пониманию замысла Божия и Его Царства. Двери Царства откроются Крестом, и больше ничем и никак. Только Крестом мечи, которые суть сердца человеческие, перекуются на орала; и копья, которые суть наши злые намерения, — на серпы, потому что приближается обильная жатва.
 
Какой путь для нас открывает сегодняшний праздник? Следуя Господу — то, что составляет самую суть христианской жизни, — мы не можем достигнуть Царства Божия, кроме как через смерть. Что это значит? О какой смерти идет речь? Прежде всего, — о естественной, неизбежной для нас смерти, которая кружит над нами все дни нашей жизни. Неудивительно, что мир, не знающий Бога, отвергает ее. Смерть делает ложными все надежды человечества на будущее. Однако не существует никакого будущего без смерти. Человечество — это смена поколений, то есть смена зачатий, рождений и смертей. Не существует иной возможности для нас, кроме того времени, которое нам дано. И мы знаем, что завтра смерть поглотит нас.
 
Как обрести способность встретить конец свободно и с достоинством, и не быть угнетенным страхом? Мы ответственны за время, которое нам отпущено. Но мы должны жить не ради неопределенного послезавтра, а сегодняшней нашей жизнью, где от нас конкретно зависит слишком многое. Церковь призывает нас быть осторожными относительно каких бы то ни было прогнозов о будущем. Но мы должны помнить о несравненно более важном. Смерть Христа всегда будет событием, в котором фатальность человеческого существования, частью которого является смерть, была однажды преодолена навсегда — ради жизни вечной. Мы, люди, отмечены знаком смерти. Но крещением нам дана новая жизнь во Христе, и она заключается в том, чтобы спогребстись Ему — умереть с Ним и воскреснуть с Ним.
 
Церковь призвана показать всем дорогу, которая от тщеты всего земного ведет в Царство Христово. Не должно быть никаких иллюзий. Входом в Иерусалим Христос входит в смерть, чтобы явить полноту истинной жизни за пределами Креста — в человеческой истории, но в той, которая возвышается над историей в вечной жизни. «Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12: 24). В этом заключается тайна христианства: кто строит свою жизнь по слову Господню, устремляясь к вечному Царству, становясь, по дару Христа, кротким, милостивым, миротворцем, чистым сердцем, алчущим правды Божией, смиренным и нищим духом, тот способен преобразовать историю мира глубже и надежней, чем все сильные мира сего, для которых только сила имеет значение.
 
То, что не может быть осуществлено на земле с точки зрения политической, экономической и социальной — то есть Царство Божие и его правда, — это Господь зовет нас искать прежде всего (Мф. 6: 33). И именно это придает всему земному смысл и прочную ценность.
 
И далее — то, что вытекает из предыдущего. Недостаточно, чтобы мы, христиане, устремляли наш взор со Христом к вечному Царству, за пределы смерти и возвещали его. Мы призываемся сегодня, вземше крест Христов, последовать за Господом и «восполнять в теле нашем ради Церкви и мира недостающее страданиям Христовым» (Кол. 1: 24). Всем, кто страдает в мире, — больным, умирающим, заключенным в темницу, мучимым, угнетаемым, нищим — не имеющим здесь надежды, да будет дано знать во Христе, что они не осуждены на бессилие. Но, соединяя свое страдание со страданием Христовым, восполняя «распятого Сына Божия, они могут участвовать в создании истинного Царства Божия более действенно, чем все архитекторы земного счастья.
 
Несомненно, христиане должны делать все, чтобы облегчить нынешние и будущие беды человечества. Но мы не должны при этом забывать Господни заповеди блаженства, в которых — избыточествующая жизнь, исходящая из страданий Креста Христова: «Блаженны нищие, ибо ваше есть Царство Божие. Блаженны алчущие, ибо вы насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь». Но «горе вам, богатые, вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне, ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне, ибо восплачетесь» (Лк. 6: 20-24). Перед судом этих слов, что значит этот мир богатых и сытых, ищущих все большего богатства и насыщения!
 
Сегодня мы смешиваемся с ликующей толпой, приветствующей Мессию криками «Осанна!» Необходимо, чтобы мы глубоко осознали, что у нас есть только один Царь и Мессия. Что Он один знает путь в Царство Божие, и открывает его нам. И оттого что Он открыл этот путь для нас раз и навсегда, мы можем, и мы должны следовать за Ним. НаТайной Вечери Симон Петр спросил Его: «Господи, куда Ты идешь?» Иисус ответил ему: «Куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдешь за Мною» (Ин. 13: 36).

Русская народная линия


 
Вернуться назад