Сайт Образование и Православие > Новостная лента > Митрополит Ростовский Меркурий: В новых учебниках истории должно присутствовать нравственное измерение

Митрополит Ростовский Меркурий: В новых учебниках истории должно присутствовать нравственное измерение


09.06.2014.

Об этом председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации заявил на встрече, посвященной обсуждению проекта Концепции учебно-методического комплекта по Отечественной истории. Встреча прошла в Синодальном отделе 6 июня 2014 года.

Работа над созданием Концепции учебно-методического комплекта по Отечественной истории была инициирована Президентом Российской Федерации в 2013 году. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил экспертов Русской Православной Церкви принять участие в разработке этого важного документа, поскольку невозможно не учитывать церковный взгляд на отечественную историю. Осуществлять координацию этого процесса и взаимодействие со светскими экспертами Святейший Патриарх Кирилл благословил председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия.

Первоначальная версия, которая оказалась у церковных экспертов, вызвала массу вопросов. Основные их замечания были представлены разработчикам Концепции.

Как отметил председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, в предложенной Концепции религиозная составляющая жизни страны не нашла отражение адекватно объему. «Некоторые имена, которые бесспорно достойны учебника истории, не представлены. Это имена ключевых русских святых, о которых, по крайней мере, две-три строчки сказать было бы можно», — отметил он.

Замечания церковных экспертов касались не только обозначенного отцом Всеволодом вопроса, но и сложных аспектов отечественной истории, таких как раскол внутри Церкви в XVII веке, деятельность императора Петра I, революция 1917 года, оценка событий Новейшей истории.

Протоиерей Всеволод Чаплин добавил, что есть вопросы, на которые давно найдены ответы, но которые кем-то продолжают считаться спорными. «Например, что оценка возникновения старообрядчества — это, мол, какая-то страшная проблема. Или что нет адекватных определений, касающихся советской политики в отношении религии. Это разговоры, которые давно являются пройденным этапом», — заявил священник.

Касаясь проблематики Новейшей истории, заместитель начальника Управления Аппарата Президента Российской Федерации по общественным проектам Ольга Васильева отметила, что не стоит повторять ошибку большевиков, которые все, что было в предшествовавшие периоды, оценивали лишь в негативном ключе. «Если мы сейчас пойдем по их пути и исключительно в жестких красках начнем описывать подрастающему поколению все то, что было до 1991 года в СССР, мы встанем на те же самые грабли, что и в 1917 году, когда история как наука перестала существовать, и только в 1934 году ее преподавание было возобновлено», — сказала Васильева.

В ходе состоявшейся дискуссии председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий отметил важность того, чтобы в подходах к формированию Концепции учебно-методического комплекта по Отечественной истории был услышан голос Святейшего Патриарха Кирилла, который говорит о необходимости руководствоваться не своими политическими пристрастиями, не своим личным отношением к истории, а евангельским критерием. «Мы должны дать историческому процессу духовно-нравственное измерение. Если подавать школьнику лишь голый, фактологический материал, ему будет очень сложно в нем разобраться», — сказал архиерей.

Он добавил, что духовно-нравственные критерии могут пройти через всю историю. «Например, может быть иллюстративный материал о красном и о белом терроре. В учебнике может быть дана какая-то сноска — столько-то погибло во время красного террора, столько-то — во время белого. Да, надо дать почву для размышления…. Но ребенок должен понять, что людям не следует так поступать, что это печальные уроки истории. Это и есть нравственное измерение, и оно обязательно должно присутствовать. Люди должны чувствовать, что с падением духовно-нравственного состояния человека, он теряет свое Отечество и свою историю», — сказал митрополит Меркурий.

По словам председателя Синодального отдела, этим создание данного комплекта и «будет отличаться от всего того, что было сделано нашими предшественниками в Советский период и даже нашими предшественниками в период Российской империи».

Митрополита Меркурия поддержал директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян. Он рассказал, что давно занимается проблемами морали и нравственности в истории и не всегда встречает поддержку своих коллег.

А. Чубарьян добавил, что можно было бы выпустить отдельные брошюры для учителей, посвященные теме нравственных и моральных ценностей в истории России.

Митрополит Меркурий рассказал также еще об одном важном для Церкви и образования деле — о необходимости расширения преподавания курса «Основ религиозной культуры и светской этики» по всем годам обучения. По его словам, за 30 часов изучить всю религиозную культуру невозможно. А ОРКСЭ несут те базисные фундаментальные понятия духовно-нравственного воспитания, которыми человек должен руководствоваться в своей жизни. «Поэтому разработка учебно-методического комплекта по курсу истории непосредственно будет иметь межпредметное взаимодействие с курсом ОРКСЭ», — сказал архиерей.

Он также добавил, что в концепции обязательно должна быть отражена роль традиционных религиозных конфессий, «потому что говорить только об одном Православии в России и не говорить об иудаизме и об исламе просто невозможно и антиисторично».

В ходе дискуссии было принято решение о том, что в течение месяца будет проведена совместная нтенсивная работа светских и церковных историков по доработке Концепции учебно-методического комплекта по Отечественной истории. Обсуждение результатов этой работы запланировано на 15 июля 2014 года.

Во встрече также приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, заведующий канцелярией Сретенского ставропигиального монастыря, представитель ответственного секретаря Патриаршего совета по культуре архимандрита Тихона (Шевкунова) Андрей Попов, заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации игумен Митрофан (Шкурин), заведующий научно-методическим кабинетом Синодального отдела Игорь Метлик, главный юрисконсульт Синодального отдела Елена Зайчикова, координатор научно-методического кабинета Синодального отдела Светлана Шестакова, руководитель информационно-аналитической службы Синодального отдела иеромонах Геннадий (Войтишко), эксперт Синодального отдела Елена Балашова.

«Православное образование»


 
Вернуться назад