Сайт Образование и Православие > Новостная лента > Андрей Кочергин: "Невозможно жить без счастья подвига"

Андрей Кочергин: "Невозможно жить без счастья подвига"


12.03.2010.
Андрей Кочергин – очень известный в среде любителей боевых искусств человек, основоположник одной из школ русского карате, автор нашумевшего бестселлера «Мужик с топором». Немало споров и пересудов вызывают его профессиональные методы и необычное мировоззрение. Кого-то они отталкивают, хотя все же больше тех, кто относится к Кочергину с уважением. Но никто не сможет упрекнуть его в отсутствии довольно редкой среди светских людей искренности по отношению к Православию, той искренности, которая совершенно не боится во всеуслышание говорить о своей вере. Совсем недавно Андрей Кочергин, живущий сейчас в Санкт-Петербурге, побывал в Саратове и согласился дать интервью нашему изданию.

'Андрей– Андрей Николаевич, поясните, кто такой мужик с топором. Наверняка не все из наших читателей знакомы с вашей книгой.

– Когда я это название придумывал, то несколько иронизировал, конечно. Я вырос и сформировался не в самом благополучном пригороде Челябинска. И все, что в этой книге написано, – размышления человека из глубинки, или мужика с топором, о самых важных для него категориях. Или другими словами: философия человека, который является защитником своей семьи и Родины. Если мужчина таковым не будет, то мы потеряем и семью, и Родину. Таково мое мнение.
– А какие категории для вас самые важные?

– Вопросы жизни и смерти, ответственности перед Богом и людьми. Есть распространенное мнение, что если мужчина не интересуется оружием и женщинами, что-то с ним не так. А на мой взгляд, если люди не интересуются вопросами нравственности, смысла их присутствия в этом мире, то у них теряются жизненные ориентиры. И тогда, будучи наполненной заботами о сытости, жизнь просто превращается в животное существование. Но человек не должен до этого скатываться, он образ и подобие Божие.
– Вы сказали, что мужчина обязательно должен быть защитником своей семьи и Родины. Насколько я знаю, патриотизм для вас тесно связан с православной традицией?

– Да. Психология православного человека всегда предполагает его ответственное отношение к жизни. Если мы являемся рабами Божьими, значит, мы подчиняемся воле Создателя и принимаем ее за абсолют. Она как приказ для солдата. Поэтому мы теряем право на свое личное мнение относительно добра и зла, безусловно принимая представление об этих категориях, изложенное в Евангелии.
И отношение к своей стране должно быть как к Богом данной. Мы должны любить свою Родину просто потому, что именно ее нам дал Господь. Исходя из этого, любая агрессия в сторону нашей Отчизны либо извращение понятия любви к ней преступны. А мы видим сегодня явное искажение и забвение крайне важных понятий, которые должны быть частью мировоззрения любого россиянина.

От знакомого афонского монаха, отца Макария, я слышал удивительную по простоте и чистоте мысль. Патриотизм на самом деле не требует особых доказательств и уверений в своей необходимости. Он – дар Божий. Точно так же, как человек любит свою маму и семью, он должен любить и свою Родину. По-другому не может быть.

– А патриотическое воспитание все-таки должно быть?

– Больше всего нам не хватает ярких примеров героизма, которые были на Руси всегда, в том числе и в СССР. Мы росли, зная, что нас окружают герои, мы хотели походить на космонавтов, летчиков, стахановцев. Будучи школьниками, мечтали отдать свои жизни так же, как отдали ее герои Великой Отечественной войны. И такое отношение к подвигу полностью перекликается с православной традицией. Известны евангельские строки: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15,13). А сегодня мы потеряли всякие ориентиры. У нас нет национальной идеи, нет людей, которые бы ее воплощали, нет единого для всей нации представления, каким должен быть настоящий человек.

Даже спортивных идеалов не осталось, многие дети сегодня уже хотят заниматься спортом, чтобы элементарно хорошо зарабатывать. И во всем этом виноваты мы сами. Мы слишком ленивы и безверны, позабыли, чьи мы внуки и чьи дети. Но нам пора просыпаться и начинать работать. Я говорю так, потому что я сам лично по отношению к себе это осуществлять начал. Сделано слишком мало, но я стараюсь, как могу.

– Поясните, что означает часто повторяемый вами лозунг «Православие или смерть»?

– Эти строки родились после чтения Евангелия. Они являются более категоричным аналогом слов «Православие – это жизнь». Цель Православия – приблизить человека к Богу. Единственное и настоящее стремление человека, достойное того, чтобы посвятить ему жизнь, – стараться по чистоте поступков и помыслов соответствовать образу Спасителя. Христос, принявший крестную смерть, – для меня главный пример предельной беспощадности к себе ради любви.

И для меня само движение по выбранному пути уже является целью. С собой никого насильно не зову. Преданность Православию – это моя жизненная позиция, которая позволяет лично мне избегать очень многих ошибок. Выбора для православного человека нет и быть не может – либо Православие, либо смерть. Это ни в коем случае не подразумевает, что мы предлагаем заниматься какими-то религиозными чистками, как кем-то иногда прочитываются эти слова. Вовсе нет. Просто я лично жизни без Православия не представляю. Такое бывает в наше время, да.

– Православие часто воспринимается людьми, далекими от Церкви, как религия слабых людей. А что вы скажете по этому поводу?

– Конечно же, не согласен. Мы рабы только у Бога, а Господь проявляется в жизни каждого человека через совесть, которая нам говорит, что мы должны выбирать между добром и злом, светом и тьмой, подвигом и предательством. И любой человек, который пытается сделать нас своими рабами, принципиально не прав, потому что он пытается занять место Бога. Самозванец, который пытается поставить нас и нашу Родину на колени, заслуживает наказания, как покусившийся на Божью волю. Вот поэтому поставить православных людей на колени невозможно. И есть довольно много славных примеров в нашей истории, подтверждающих этот тезис, – святые воины Ослабля и Пересвет, преподобный Сергий Радонежский, который благословил великого князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву, выдающийся русский флотоводец Федор Ушаков, причисленный к лику святых, полководец Александр Суворов, великий благоверный князь Александр Невский и многие другие.

Более того, не побоюсь сказать вслед за Суворовым и Достоевским, что русский без Православия – дрянь, а не человек, и я даже не собираюсь менять градус своих выражений. Добро слишком велико по своей сути, как можно отказаться ему служить? Добро – это Сам Господь. Православный человек всегда готов на подвиг, и Православие – это религия борьбы за любовь. Люди, пытающиеся что-то этому противопоставить, смехотворны. До их позиции я даже снисходить не желаю.

– Как сочетается с вашим православным мировоззрением та агрессия, которая есть на страницах ваших книг и которая многим кажется неприемлемой для православного человека?

– Понимаете, я солдат, окончил военное училище. Я такой, какой есть, и не собираюсь себя приукрашивать, лукавить. У меня гигантский опыт преподавания боевых искусств, и он мне говорит только об одном: нет смысла ни с кем заигрывать, не должно быть излишней жалости. Если человек хочет учиться, я учу, нет времени на сантименты и слезы. Приведу сравнение. Представьте, что перед лицом той силы, которая нам противостоит, когда мы сражаемся с грехом, мы вдруг начинаем сомневаться. Что из этого выйдет? Поэтому у меня нет никаких сомнений, я говорю языком войны, чтобы никогда ее не допустить.

– В мире, каким вы себе его представляете, все мужчины воины, а может, все-таки часть – воины, а другая часть – инженеры, музыканты и т.д.?

– А можно встречный вопрос: батюшка Серафим Саровский, который тысячу дней молился на камне, – воин?

– По своему да, конечно.

– Воин – это абсолютная категория. И преподобный Серафим Саровский – воин, потому что боролся с сатаной своим оружием – смирением, молитвой, постом. Не бывает подвига большого или маленького. Если человек не пройдет мимо чьей-то беды, протянет руку, когда понадобится его поддержка, то этот человек – солдат, своим оружием сражающийся с дьяволом. А это на самом деле очень тяжело. Нет никакой разницы, как человек выглядит и чем занимается. Если он воин Христов, он сражается каждый день на том месте, где его Господь поставил. Пишет мне мальчик в письме: «Как мне изменить мир?». Очень просто – изменяй на одном метре, где ты находишься. Потом еще метр, и еще метр, даже если нет никакой надежды на изменение. Это непрестанная работа без надежды на конечный результат, только тогда может получиться хоть что-то. Мы идем по пути и от этого испытываем удовлетворение. Потому что есть счастье подвига, счастье изменения себя и мира вокруг. Дается это счастье тяжело, но без него жить нельзя.

– То есть все люди независимо от возраста и социального положения должны быть воинами?

– Абсолютно все: и дети, и старики тоже. Иногда встречаешь таких стариков! Глядя на них понимаешь, что мне духа не хватило бы сделать то, что они смогли. Или воин Евгений Родионов. По возрасту мальчик, нес службу в Чечне, отказался снять крестик и ему за это голову отрезали. Вот я пытался честно найти ответ: а я смог бы так? И ответа не нашел, потому что единственно честный ответ на этот вопрос можно дать только с ножом у горла. Спаси, Господи, всех нас!

– Что бы вы могли пожелать нашим читателям?

– Занимайтесь собой. Читайте, ищите, становитесь лучше. Чтобы не деградировать, нужно всегда идти вперед!

Юлия СЕМЕНОВА
http://sarvzglyad.ru/?news_id=2978

 


Вернуться назад