Сайт Образование и Православие > Новостная лента > БОГОСЛУЖЕБНЫЕ УКАЗАНИЯ на 2015 год для священно-церковнослужителей

БОГОСЛУЖЕБНЫЕ УКАЗАНИЯ на 2015 год для священно-церковнослужителей


10.11.2014.

Издательство Московской Патриархии выпустило в свет Богослужебные указания на 2015 год. Издание входит в число официальных календарно-богослужебных изданий Русской Православной Церкви.

БОГОСЛУЖЕБНЫЕ УКАЗАНИЯ на 2015 год для священно-церковнослужителейБогослужебные указания – ежегодное руководство по совершению богослужений, составленное в соответствии с требованиями Богослужебного Устава и учитывающее многообразие литургической практики. Книга предоставляет настоятелям храмов и монастырей большой выбор вариантов служб разным святым.

В приложении Богослужебных указаний в церковнославянской графике печатаются последования молебных пений в День Победы в Великой Отечественной войне и в праздник святого равноапостольного князя Владимира – в память Крещения Руси, прошения сугубой ектении на Литургии и молитва в дни памяти святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских, молебное пение о страждущих недугом винопития или наркомании. Также в помощь священнослужителям предлагается статья об аллилуйном богослужении в седмичные дни малых постов, таблица цветов богослужебных облачений и указатель вариантов совершения служб на период пения Октоиха.

Издание осуществляется по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА. 

Объем – 960 страниц. 

Календарно-богослужебные издания

Литургическая жизнь Православной Церкви регламентируется ее Церковным Уставом, зафиксированным в особой книге, именуемой Типикон, или Устав. Типикон в своих указаниях определяет, как в течение всего церковного года, день за днем соединять за богослужениями в определенном порядке и в нужном количестве молитвословия и песнопения, содержащиеся в богослужебных книгах.

Вот какими поистине вдохновенными словами описывает значение Типикона в жизни Церкви видный отечественный литургист и агиолог святитель Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский: «Название нашего Церковного Устава „ТИПИКОН" характеризует его содержание и значение. Типикон от греческого слова  – тип, образ, форма, образец, идеал. Идеал – это нечто совершеннейшее, возвышеннейшее, всегда влекущее к себе, как бы манящее, но никогда в полной мере не достижимое. Наш Типикон – изложение идеального порядка богослужения, ставящее своим образцом древнее многочасовое богослужение великих отцов и подвижников. Теперь только в немногих обителях и храмах богослужение в той или иной мере лишь приближается к идеальному порядку его, изложенному в Типиконе.

Несмотря на это у нас нет какого-нибудь сокращенного Типикона. И это обстоятельство имеет большое нравственно-воспитательное значение. Наш Типикон в том виде, в каком он существует, является прежде всего постоянным напоминанием об идеале православного богослужения. А то, что наше богослужение и наша молитва так далеки от начертанного Типиконом идеала, должно возбуждать в нас чувство смиренного сознания нашего несовершенства… Наш Типикон – это вехи на пути молитвенном, указывающие нам протоптанные дорожки, прямо ведущие к цели, дорожки, протоптанные и истоптанные святыми угодниками и нашими благочестивыми предками. Зачем уклоняться на иные пути, зачем выискивать новые, когда по этим, как уже изведанным, безопаснее, легче, скорее, с меньшим трудом можно войти в труд всех предшествовавших поколений, пожать то, что уже посеяно иными, между прочим и для нас.

В богослужении, в Уставе Православной Церкви нет ничего случайного, в нем все строго продумано. И все, даже малейшие детали имеют свой, часто весьма глубокий смысл, сообщают отдельным чинам и последованиям свой колорит, придают им особую умилительность и трогательность…
Перестановка одной части богослужения на место другой, внесение несоответствующих дополнений, опущение даже небольших деталей, – это всё нарушает общую гармонию богослужения. Наше богослужение – высокохудожественное произведение, сложный механизм тонкой работы. И если иногда нам неясен смысл той или иной детали богослужения, – это не значит, что его вовсе нет. Это значит только, что мы пока еще не умеем понять его, не знаем. Надо найти его и постараться уяснить себе.

Из сказанного следует, как важно для православных в деле молитвы и богослужения послушание Церковному Уставу. Важно и необходимо и мельчайшие детали чинов и служб церковных исполнять именно так, как они изложены в Уставе, ибо только тогда богослужение будет иметь тот именно смысл, какой дает ему Святая Церковь»1.

«Богослужебные указания» предназначаются не для замены Церковного Устава – Типикона, но в помощь при пользовании им, особенно в случаях, когда могут возникнуть затруднения при совершении богослужения.

В «Богослужебных указаниях» в оглавлении каждого дня указываются имена святых и церковные памяти по следующему принципу:
1. Первый абзац – имена святых или праздники, которые имеют службы в Минее2 или Триодях; порядок совершения этих служб изложен в «Богослужебных указаниях».
2. Второй абзац – имена святых или праздники, имеющие службы в Минее, совершение которых оставляется на усмотрение настоятеля.
3. Третий абзац – имена святых или праздники, имеющие в Минее не полные службы, а отдельные тексты (тропари, кондаки и т. п.).

Пожелания по улучшению издания и замечания просим присылать по адресу: 119435, Москва, ул. Погодинская, д. 18/1, Календарный отдел Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви.
Тел.: (499) 703-02-14, доб. 22-20.
E-mail: kalendar_mp@mail.ru 


1 Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб.: Сатис, 1995. С. 21–22, 26. 
2 Имеется в виду современная редакция служебных Миней (М.: Издательский Совет РПЦ, 2002–2003) и Минея дополнительная (М.: Издательский Совет РПЦ, 2005), а также иные издания, выпускаемые Издательством Московской Патриархии и содержащие соответствующие богослужебные последования.

Издательство Московской Патриархии


 
Вернуться назад