Сайт Образование и Православие > Новостная лента > Православное просвещение глухих: возрождение утраченных традиций

Православное просвещение глухих: возрождение утраченных традиций


15.03.2010.
Накануне праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы состоялось событие, которое было мало кем замеченным, а вернее, о котором мало кто слышал. В этот день православная община глухих и слабослышащих отметила 5-летие начала богослужений с сурдопереводом в Новосибирской епархии. Создание в 2004 году первой за Уралом общины православных глухих стало продолжением утраченных традиций духовного попечения и просветительной деятельности среди глухих. Именно о том, как начиналось духовно-нравственное просвещение глухих в России мы сегодня и поговорим.

Общественное попечение о глухих

История попечения в Православной России слепых и глухих на фоне истории Государства Российского и истории Русской Православной Церкви убеждает нас в прямой зависимости социального призрения (попечения) и воцерковления людей, лишённых зрения и слуха.

Это утверждение справедливо, как справедливо то, что Церковность в России от Крещения Руси и до Октябрьского переворота 1917 года проникало во все сферы жизнедеятельности государства и его народа. Поэтому с уверенностью можно говорить о широком Церковном опыте по оглашению, введению в Церковную ограду и духовному руководству слепых и глухих членов Церкви до революции. Приведём тому некоторые свидетельства.

Понятия "глухота" и "немота" на Руси были известны ещё в глубокой древности. С незапамятных времен убогими, в том числе и глухими людьми, занимались и русские князья, и митрополиты, и священники и простые люди. Так было на протяжении веков.

В некоторой мере и религиозное воспитание глухих на Руси существовало еще со времен князя Владимира. Тогда оно было частью системы общественного призрения и конечно ограничивалось самыми элементарными понятиями. Все дети, имеющие органические недостатки, значились под именем «убогих» или «увечных». Великий князь Владимир передал общественное призрение убогих церковной власти: «Убогие... даны митрополиту или епископу... да ведает их той и рассуждает».

В организации и развитии воспитания глухонемых детей большое значение имел Киево-Печерский монастырь. Здесь был накоплен большой опыт их руководства. При Феодосии Печерском на пожертвования неподалеку от монастыря был организован дом для слепых, глухих, немых и хромых с церковью святого архидиакона Стефана. На содержание этой богадельни преподобный Феодосий выделял десятую часть монастырских доходов. Летописные записи содержат упоминание, что «о доме сем шла большая слава».
Но первый опыт призрения страждущих на Руси не получил, к сожалению, широкого развития и распространения по причине многих междоусобиц, а вскоре и золотоордынского ига, которые несли за собой разруху, голод, нищету и повальные болезни.

В то время, когда народ сам еле-еле влачил жалкое существование, вряд ли предпринимались устройства социальных учреждений для инвалидов. Этому подтверждение - отсутствие летописных свидетельств.

Зарождение общественного призрения, в системе которого находились и глухонемые дети, началось в России на четыре века раньше, чем индивидуальное обучение глухонемых в западноевропейских странах. Общественное призрение с самого начала выступало у нас как явление национальное, самобытное, которое обуславливалось специфическими условиями русской действительности и в котором нашли свое отражение такие черты русского национального характера, как милосердное отношение к убогим, сочувствие, отзывчивость и забота об их судьбе.

В исторических памятниках XIV-XV веков имеются отдельные указания об организации общественного призрения. В них, например, говорится, что Псковский князь Всеволод организовал дом, в котором воспитывались «слепые, глухие, хромые и больные». Епископы Новгородский, Тверской и Ростовский обращали особое внимание на воспитание «убогих». В монастырях жили «убогие и глухие», в Смоленском монастыре имелся странноприимный дом для слепых, глухонемых и хромых.

В первой половине XVI века значительно увеличилось число глухонемых, воспитываемых в приютах. Ряд монастырей: Вологодский Корнилиев, Псково-Печерский, Троице-Сергиева Лавра, Белозерский монастырь, Андрониковский, Колмовский и другие учреждали у себя приюты, больницы, богадельни для сирот, нищих и странников. В этих учреждениях наряду с вполне здоровыми воспитывались «убогие» - слепые, немые и глухие.

Принципиальное изменение в систему организации общественного призрения было внесено Стоглавым Собором (1551 год). Постановлениями Собора руководящая роль в общественном призрении, по существу, была передана государственной власти.

XVII век знаменовал уже значительные сдвиги в развитии общественного призрения и воспитания глухонемых детей. Был создан специальный Патриарший, а позднее Аптекарский приказ, которому поручались дела общественного призрения.

В начале XVIII века, при Петре I, были учреждены «гошпиталя для увечных младенцев», организовано лечение во всех сиротских домах, а Святейшему Синоду указано выделить несколько монастырей, где «всех сирот обоего пола принимать... и убогих».
Начало систематическому обучению и воспитанию глухонемых детей в России было положено с учреждением Московского воспитательного дома, который открывается в 1763 году на основе проекта И. И. Бецкого.

Глухие дети находились там среди слышащих, хотя обучались и воспитывались в специальных группах.

В 1770 году подобный воспитательный дом открывается в Санкт - Петербурге. Опыт воспитания глухих в этих воспитательных домах способствовал формированию убеждения достаточной дееспособности у глухих и их возможного обучения. Однако здесь на первый план выдвигалась трудовая подготовка и ремесленное обучение, исключая школьное образование.

Практический опыт Санкт-Петербургского и Московского воспитательных домов, подготовил основу для создания специализирован-ных училищ для глухонемых детей.

Религиозное просвещение глухих

началось в России в 1810 году с Санкт-Петербургского училища глухонемых. Инициативу проявила вдовствующая императрица Мария Федоровна, - основательница первого в России училища для глухонемых. Поводом к созданию училища послужила встреча императрицы Марии Федоровны в Павловском парке с глухим мальчиком. После этого случая Императрица невольно задумалась над судьбою глухонемых детей, и вскоре она решила основать опытное училище для глухонемых на несколько мест. Это произошло 2 декабря 1806 года.

Мария Федоровна вела переписку с начальником Парижского института глухонемых аббатом Сиккаром о присылке педагога для собственного училища. Весьма примечательным является тот факт, что в своём письме аббату в 1808 году она указывает, что единственным пробелом в обучении глухонемых в Училище, является отсутствие преподавания Закона Божьего. Говоря об успехах детей в счёте, письме и устной речи, Императрица выражает беспокойство, что “…понятие о Божестве и вероучении остаются для них ещё недоступными…”. Этот пробел был восполнен с приездом в Училище лучшего ученика Сикара - Жоффре, который с 1810 года занял должность директора Училища.

Училище глухонемых детей было любимым детищем вдовствующей Императрицы. Она неоднократно посещала его, знакомилась с учебным процессом и состоянием дел. Одной из основных задач педагогического процесса являлась задача духовно-нравственного воспитания учащихся. Необходимость нравственного воспитания была зафиксирована и в Уставе Училища, в котором говорилось, что цель Училища глухонемых состоит в том, чтобы принимаемым в оное детям, лишённым слуха…доставить умственное и нравственное образование…чтобы они могли сделаться полезными членами общества. Такое образование, в то время носило сугубо религиозный характер. Все нравственные категории: добро и зло, справедливость, необходимость трудиться и быть полезными обществу, неуклонно связывались в сознании воспитанников с понятием о Боге. В 1811 году, в докладе Императрице об успехах учащихся говорится, что все старания Жоффре сводятся “…не только к тому, чтобы умножить сведения глухонемых относительно окружающих их предметов, но и дать ясное понятие о Боге и сделать их…участниками Христовой веры”.

Одним из ближайших сотрудников Жоффре был священник Фёдор Измайлов, приглашённый в качестве настоятеля устроенной в 1820 году при училище церкви во имя Святого Апостола Павла (с 1847 г. храм во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла).

Глухонемые воспитанники, наряду с говорящими сверстниками в сопровождении воспитателей посещали богослужения. В период жестового обучения (до 1880 года ) по очереди один из воспитанников посреди храма читал жестами Великое Славословие, а за Божественной литургией - Символ Веры и молитву Господню, а остальные следили за ним. На богослужениях у глухих детей наблюдались трудности в восприятии Евангелия и чтения клира, основанных на «живом слове», что делает их «непричастным к общему настроению молящихся». Порядок богослужения и его смысл законоучитель объяснял на занятиях по Закону Божию, а воскресные и праздничные Евангелия - непосредственно перед Литургией.

Училище имело собственную типографию, в которой печатались учебники по Закону Божию и другая духовная литература для глухих.

В 1838 году директором Училища становится В.И.Флери, сыгравший значительную роль в развитии отечественной сурдопедагогики и написавший первую книгу в этой области «Глухонемые, рассматриваемые в отношении к их состоянию и к способам образования, самым свойственным их природе».

В своей работе Флери отводит целую главу религиозно-нравственному воспитанию неслышащих, которую он называет «Введение в познание религиозных и нравственных понятий». Духовное воспитание глухонемого Флери советует начинать еще до того, как оно может быть полностью осознанным. «Понятие о Божестве, это основание всего блаженства человека и всех его познаний, заранее должно быть предоставлено рассудку глухонемого», - пишет Флери.

Флери рекомендует обращать внимание глухонемых детей на различные явление природы (грозу, дождь, яркое солнце, радугу), обогащая их чувственный опыт и, подводя их к осознанию величия Бога, проявляющего себя во всем, что ребенок видит.

В 1847 г Флери пишет книгу «Правила нравственности», которая предназначается для самих глухонемых и отпечатывается ими в типографии училища.

С 1868 года в училище наблюдается «книжный голод» из-за отсутствия специально адаптированных для глухонемых учебников и руководств. В обучении используются книги Флери, Спешнева и Селезнева. Исключение в это время составляет лишь один предмет – Закон Божий.

Первый учебник по Закону Божию для глухих принадлежит перу протоиерея Александра Братолюбова, очень много потрудившегося на ниве просвещения глухих Светом Христовым. Он был законоучителем в Санкт-Петербургском училище глухонемых с 1838 по 1875 гг.

Братолюбов составляет для воспитанников училища целый ряд учебников по своему предмету:
"Краткую историю Ветхого и Нового Заветов" (1868 г. ), "Краткое понятие о всенощной и Литургии" ( 1868 г. ) "Краткий очерк Христианской Церкви" и "Пантомиму молитв или описание молитвенных знаков с приложением ручной азбуки" ( 1872 г. ). Так, «Пантомима молитв…» включает в себя описание целого ряда молитв, таких как: Символ Веры, Достойно есть…, Пасхальные молитвы и др. При составлении молитв, автор старается сблизить выражение знаков со значением письменных слов или перевести слова на знаки. Уникальным можно считать его очерк, в котором он излагал свой опыт перевода повседневных и важнейших молитв, используемых на православном Богослужении, на жестовый язык. Он настолько хорошо знал жестовой язык, что мог теоретически излагать основные принципы перевода текстов на язык жестов. Говоря о пользе дактилологии, письменной и устной речи в чтении молитв глухими учащимися, Братолюбов указывает на необходимость отрыва мимических знаков от словесного их обозначения и более свободного перевода письменных слов. В противном случае мы «превратили бы мимику в пользу нашего словесного или письменного расположения и не представили бы свойственного ей духа, и мимика, потеряв от того свой характер, будет непонятной», - пишет Братолюбов. Он отмечает большую выразительность и внушаемость пантомимы для глухонемых, нежели книжные переводы «буква в букву» и предлагает комбинировать в преподавании мимику, дактилологию, устную и письменную речь. Он считает, что «благодаря пантомиме, владеющий ей глухонемой, с помощью синоним, сравнений и уподоблений, способен усваивать понятия «об отвлеченных предметах даже из области умозрительной и метафизической».

К началу царствования Императора Николая II Россия уже располагала несколькими училищами для глухонемых (Московское Арнольдо-Третьяковское училище, Казанское училище, Варшавский институт глухонемых и слепых и вышеупомянутое Петербургское училище). Был накоплен опыт в области сурдопедагогики, столь необходимый для широкомасштабных преобразований. В 1898 году было учреждено Попечительство о глухонемых. Первым председателем Попечительства стал Иван Карлович Мердер, человек, о котором сохранилась добрая память. За время своего существования Попечительство о глухонемых открыло отделения во многих городах: Александрове Екатеринославской губернии, Калуге, Киеве, Одессе, Полтаве, Туле, Тифлисе, Уфе, Харькове, Чернигове, Новочеркасске. В городах, где имелись отделения Попечительства, создавались специальные школы и училища.

В Московском Арнольдо - Третьяковском училище для глухих - действовал домовой храм в честь преподобного Павла Латрийского, небесного покровителя наиболее активного благодетеля и мецената, купца Павла Третьякова. К сожалению, жизнь домовой Павловской церкви училища глухонемых была короткой, но достаточно яркой и неординарной. Потому что храм был необычным во всех отношениях. Посетителями этого храма были глухие дети и их педагоги, в хоре пели слепые учащиеся из соседнего училища. Черновой проект храма был спроектирован ещё при жизни Павла Третьякова. Вполне вероятно, что сам Третьяков интересовался храмом при училище задолго до его постройки. Интерьер этого храма существенно отличался от традиционных интерьеров московских храмов, сверкающих позолотой. Да и события, отмечаемые в этом храме, отражали всероссийский просветительский характер этого училища.

О Казанском училище глухонемых недавно опубликована статья в журнале "Известия по Казанской епархии", в которой рассказывалось о роли нравственного воспитания в деле образования глухих: «…училище, несмотря на крайне ограниченные средства, которыми оно располагает, достигло хороших результатов как в области умственного развития, так и духовно-нравственного воспитания учащихся. При поступлении глухонемых детей в училище состояние их бывает очень бедно, а нравственная неразвитость их нередко доходит почти до идиотизма. Отличительные их черты следующие: озлобленность, упрямство, лживость, нарушение прав чужой собственности. Однако любовь христианская делает то, что из дикого состояния, очень близкого к состоянию бессловесных животных, они получают образ и подобие Божие, которыми Господь по своему милосердию отличил человека от животных. Глухонемым сообщаются истины религиозно-нравственные; им становится доступною молитва, почему они получают возможность просить Господа о своих нуждах, благодарить Его за великие милости к ним, прославлять Святое Его Имя…. И вот эти, по-видимому, бесполезные члены общества, становятся полезными, по крайней мере настолько, что могут безбедно существовать своим трудом».

Следует упомянуть о харьковском отделении Попечительства о глухонемых. Это отделение создал в 1874 году основатель и директор местной школы священник Василий Ветухов, который исполнял свои обязанности безвозмездно. Однако освящено училище было лишь в 1900 году. О дне освящения училища сохранились следующие важные для нас сведения: по окончании молебна Преосвященный Иннокентий, епископ Нарвский подошёл к детям. В это время один из глухих прочитал вслух предобеденную молитву. Глубоко потрясённый таким проявлением речи у глухого, Владыко просил ещё кого - нибудь из учащихся прочитать молитвы, какие они знают, и со слезами на глазах слушал то одного, то другого из числа обучавшихся звуковым методом.

Учебные заведения для глухих создавало не только Попечительство о глухонемых, но и Святейший Правительствующий Синод. К концу 1902 года школ для обучения глухонемых находившихся в ведении Святейшего Синода, насчитывалось 27. Некоторые из них позже были преобразованы в училища (например, Уфимское, под руководством протоиерея Николая Котельникова), Николо-Перервинское училище для глухонемых. Это училище было открыто в 1906 году священником, «озабоченным судьбой глухонемой своей дочки», при содействии митрополита Московского и Коломенского Владимира (Богоявленского). Резолюцию на Прошении об основании Перервинского училища глухонемых поставил лично Государь Николай Александрович.

Обзор документов по религиозному просвещению глухих в России показывает, что до революции был накоплен Церковью довольно богатый опыт воцерковления слепых и глухих. Вначале глухие через труд воспитывались в православном духе в общей системе призрения. В XIX веке глухие уже получали начальное школьное образование, трудовую подготовку и религиозно-нравственное воспитание в специальных учебных заведениях.

К сожалению, из сохранившихся теоретических свидетельств дореволюционного опыта Церкви по работе со слепыми и глухими мы не имеем возможности непосредственно воссоздать практическую модель воцерковления последних сегодня. Основная причина этому, конечно, - полная утрата преемственности церковных деятелей в этой области, которая началась с приходом к власти большевиков и гонителей Церкви.

Воссоздать историческую картину православного просвещения глухих в Сибири, если такое было, нам еще предстоит. Но, несмотря на более поздний, чем в центре России, период организации коррекционных школ и училищ для глухонемых детей, элементы такого воспитания были.

Сегодня, когда в обществе отсутствуют положительные нравственные ориентиры, возможно, стоит задуматься, что ожидает неслышащих выпускников специальных коррекционных учреждений. Ведь ограничения, вводимые некоторыми школами в познании духовно-нравственных начал нередко мешает глухому, да и любому человеку, сделать правильный нравственный выбор. Достижения отечественной сурдопедагогики позволяют максимально развить интеллектуальные способности глухого, расширить его кругозор, научить необходимой и интересной профессии. Всё остальное зависит от семейных традиций, от стараний сурдопедагогов и активности катехизаторов и священников, заинтересованных в духовном воспитании людей с нарушениями слуха.

Николай Соколов, руководитель православной общины глухих и слабослышащих
От редакции: Когда материал готовился к печати стало известно, что в специальной коррекционной школе-интернате для слабослышащих детей №12 г.Искитима с этого учебного года вводится факультатив Основы Православной культуры.

 


Вернуться назад