Сайт Образование и Православие > Новостная лента > Митрополит Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр. Как творить добро людям и не пренебречь Богом

Митрополит Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр. Как творить добро людям и не пренебречь Богом


19.12.2014.

Слово в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. 

Митрополит Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр. Как творить добро людям и не пренебречь Богом

Христос посреди нас! И есть, и будет!

Однажды, когда я летел самолетом из Киева в Бари, рядом со мной оказалась молодая пара с дочкой лет пяти. Объявили высоту полета и скорость. «Папа! А десять тысяч метров это высоко?» — «Да, очень высоко». — «Выше нашего дома?» — «Намного». — «Папа, а если мы сейчас упадем, то ты меня спасешь?»

Отец начал уверять дочку, что самолеты Боинг крайне надежны, но она никак не унималась. «А если мы все-таки упадем? Ты будешь меня спасать или спасешь маму?» Вопросы девочки были так же наивны, как и эгоистичны. Но её логика опиралась на реальный жизненный опыт. — «А почему ты думаешь, что папа не успеет спасти и тебя, и маму?» — спросил я свою маленькую соседку. И был немало удивлен её ответом: «потому, что у папы так всегда — времени хватает только на кого-то одного».

Человек слаб, а силы его ограничены. Каждый из нас знает это по собственному опыту… Поэтому в нашей жизни нередко возникает ситуация выбора. Кого должен спасти отец этой девочки? Кому мы должны уделить время — родителям или друзьям, которые также нуждаются в нашем внимании? Подобных вопросов в нашей жизни множество. И каждый по-своему отвечает на них на протяжении всей своей жизни. Но существует один вопрос, который имеет для каждого из нас чрезвычайное значение.

«Учитель!» — спросил как-то Христа один из фарисеев, — «какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф., 22, 34-40). Господь никогда и нигде не говорил, что для полноты любви к Богу, человек должен пренебречь своим ближним. 
Но наша психология такова, что мы склонны «экономить» любовь, склонны думать, что ее «хватит» только на кого-то одного… Как совместить деятельную любовь к другим людям с истинной любовью к Богу? Не удалится ли от нас Бог, если в наш ум и душу проникнет «излишняя» забота о земном? Не будет ли любовь к небесному выдуманной и ненастоящей, если мы не будем замечать ближнего?

«Меня или маму?» —маленькая девочка требует от своего отца, чтобы он совершил выбор между двумя самыми дорогими людьми. Ее интуиция, ее жизненный опыт свидетельствуют: «если отец будет любить меня так же сильно как маму, то этого может оказаться недостаточно». Она требует безусловных гарантий спасения. Требует, чтобы отец пообещал ей, что вначале спасет ее.

Дети обычно любят рассказы о чудесах. Но эта девочка не ждет от отца чуда. Несмотря на свой возраст, она уже пытается «трезво» рассуждать о жизни — я твоя кровь, как бы говорит она отцу. Я — твое телесное продолжение. И я заслуживаю, чтобы ты вначале спас меня… Но «трезвое» рассуждение, при внимательном рассмотрении оказывается поверхностным. Девочка полагает, что ее отец всегда один и тот же. Наверное, когда-то, он не уделил ей должного внимания. Возможно, он сказал: «вначале мы с мамой обсудим нечто важное, а уже потом я почитаю тебе книгу». И теперь девочка полагает, что эта ситуация выбора — она или мама — безальтернативна.

Но подобным образом — сознательно или бессознательно — рассуждаем и мы. «Не мешай мне спасаться». «У меня нет времени на мирское». «У нас не хватит сил и возможностей помочь всем, кто об этом попросит». Разве не слышали мы подобные слова от других? И разве не произносили их сами?..
Не секрет, что в Церкви существуют свои сообщества. Молодым людям может оказаться ближе дело церковной миссии. А кому-то, к примеру, монахам — уединение и молитва. Более того, иногда мы сами обнаруживаем в себе несколько призваний. Какая-то часть души жаждет деятельного служения. А другая, напротив, — ждет не дождется того, чтобы ее оставили наедине с Богом…

Мы — разные. И окружены различными жизненными обстоятельства. Одни из нас давали Богу монашеские обеты, а другие — их не давали. Более того, все мы находимся на разных этапах духовной жизни… Но каждому из нас, независимо от взглядов и предпочтений, важно помнить: никто не есть застывший на полотне портрет, но каждый — живой человек. И каждый из нас, будучи слабым и немощным «сам по себе» — способен к большему, когда мы живем перед Богом — в Его присутствии, Его силой.

«Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» — дерзновенно сказал о себе некогда апостол Павел (Флп.1,4). И эти же слова могли повторить многие святые — люди, которые явили нам, какой мерой любви может обладать человек… «Он жил не для себя, но для людей, а живя для людей, жил для Господа. Он всегда был с плачущими и скорбящими, с больными и нищими». Эти слова нашего почившего о Господе Аввы и Отца Митрополита Владимира сказаны о святом, которому в своей жизни удалось разрешить дилемму любви к Богу и любви к ближнему.

Имя этого святого — святитель Николай, Мир Ликийских Чудотворец. Он жил и подвизался уже сравнительно давно — 17 веков назад. Но ни прошедшее время, ни то, что святитель жил в другой стране и говорил на другом языке, — не способны нас отлучить от его удивительной любви. «Несмотря на длительное время, разделяющее нас, — писал о святителе Николае Митрополит Владимир, — он по-прежнему для всех живой: он слышит всякую просьбу человеческую и, по данной ему от Бога благодати, не только удовлетворяет наши прошения, но и предваряет их… Он помогает людям на суше и на воде, в темницах и в лечебницах. Он помогает каждой семье и каждому человеку, призывающему его святое имя. Он помогает Церкви и обществу».

Житие святителя Николая преизобилует делами любви. И в каждом из таких дел можно заметить естественность добра, которое совершал святой. Он не мечтал об абстрактном добре для всех. Но каждый раз, когда он мог совершить добро для ближнего, — святитель Николай делал это легко и непринужденно. Разорившееся семейство, которому святой Николай помог выдать замуж дочерей. Чудесное освобождение от непомерной подати жителей города Миры. Участие святого в судьбе трех византийских военачальников (или стратилатов) — Непотиана, Урса и Герпилиона. Во всех этих случаях, святитель помогал тем людям, которые были ему близки. Разорившееся семейство было соседями святителя по его родному городу Патры. В городе Миры святитель Николай епископствовал. А трое стратилатов, которых святой Николай спас от гнева императора и смерти — говоря современным языком, были его приятелями…

«Кого ты спасешь — меня или маму?» — спрашивает пятилетняя дочь отца. «Кому должна, прежде всего, служить Церковь — вопрошают сегодня некоторые проповедники, — Богу или миру, богосозерцанию или социальному служению?» Оба вопроса, однако, имеют несколько искусственный, надуманный характер. Девочка заранее ограничила возможности отца и полагает, что ему под силу спасти только ее или маму. А выбор между богосозерцанием и служением ближнему — предполагает, что первое несовместимо со вторым.

«Идите за мной», — обращается Спаситель к братьям Петру и Андрею. И те послушно оставляют свое привычное ремесло, чтобы следовать за Спасителем. «Господи! — обращается к Спасителя один из Его учеников, — «позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего». И получает ответ, который шокирует нас своим радикализмом: «предоставь мертвым погребать своих мертвецов». (Мф 8:21-22). Но из этих слов нельзя сделать вывод, что заповедь любви к Богу противоречит заповеди любви к ближнему. Здесь может идти речь о ситуации выбора. И такой выбор — может быть важнейшим моментом в духовной жизни, когда Бог хочет испытать нашу верность… Но из этого не следует, что ради единства с Богом мы должны отказаться от помощи ближнему.

Не должны, как священник и левит, спешившие на богослужение, оставить на дороге умирать побитого разбойниками. Не им, так сказать, «Богоизбранным и освященным», Господь отдает предпочтение, а милосердному самарянину.
«То, что вы сделали одному из братьев, то сделали Мне» — говорит Царь из притчи Спасителя (ср. Мф. 25, 40). И этим Христовым словам на протяжении всей истории Церкви вторили ее богословы и подвижники. «Любить человека, — говорил святитель Григорий Богослов, — значит воздавать честь Создателю. Служить нищим значит воздавать честь Обнищавшему ради нас». «Кто любит ближнего, — утверждал Василий Великий, — тот исполняет свою любовь к Богу, потому что Бог его милосердие переносит на Самого Себя». «Не любящий брата, — предупреждает нас святитель Иоанн Златоустого, — хотя бы расточил имение и просиял в мученичестве, ни в чем не достигнет успеха».

Но лучше всех, наверное, о любви сказал святой апостол Павел: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества и знаю все тайны и имею всякое познание и всю веру, так что могу горы переставлять, а не имею любви, то я ничто. И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы...» (1 Кор., 13, 1-3).

«Вера без дел мертва», - как часто мы повторяем эти слова ап. Иакова, а на практике надеемся, что эти дела за нас совершит кто-то другой.
Что есть все наши ценности и добродетели без любви? Позволю себе процитировать афоризм неизвестного автора: «Обязанность без любви делает человека раздражительным. Ответственность без любви делает человека бесцеремонным. Справедливость без любви делает человека жестоким. Правда без любви делает человека критиканом. Воспитание без любви делает человека двуликим. Приветливость без любви делает человека лицемерным. Ум без любви делает человека хитрым. Компетентность без любви делает человека неуступчивым. Честь без любви делает человека высокомерным. Власть без любви делает человека насильником. Богатство без любви делает человека жадным. Вера без любви делает человека фанатиком»
Кем нам быть? Выбор только за нами самими. Христос же стоит у дверей нашего сердца.

«Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе». Эти слова могли бы повторить за апостолом Павлом многие святые. Но в чем сила их дерзновения? Почему их любовь способна объять, казалось бы, необъятное? Разгадка этой непостижимой силы раскрыта в других, не менее известных словах апостола: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал, 2, 20). 
Смысл христианской жизни — в единстве со Христом. Смысл христианского подвижничества — в сораспятии со Христом. Смысл христианской любви — в том, чтобы войти в единство любви со Христом, любить Его любовью. «Как возлюбил Меня Отец, — говорит Спаситель, — и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей» (Ин., 15, 9). Здесь Господь призывает нас возвысить свою человеческую любовь до уровня превосходящей всё любви Отца и Сына. Господь призывает нас любить ближнего не той естественной любовью, источником которого является наше естество или природа. Любовь, в которой нам дана заповедь пребывать, здесь открыта как любовь Божественная, абсолютная, бесконечно превосходящая наши немощи и нашу любовь. 
Такой была любовь Христа и Его апостолов. Такой была любовь Божиих святых и, в частности, любовь святителя Николая Чудотворца, память которого мы сегодня чтим. И именно такой должна быть и наша любовь… 
Любовь отца — конечна, — думала моя маленькая попутчица. В случае катастрофы ее хватит или на меня, или на маму. Поэтому она и просит отца: «спаси меня». Но помня о заповеди Христа — «пребывайте в любви Моей» — мы должны понимать, что ситуация выбора здесь надумана. Сам по себе отец этой девочки не может спасти не только ее, но даже и самого себя. Но вместе со Христом — он может спасти всех: и ее, и ее маму, и даже других, тех, о которых девочка даже не задумывалась.

Мы летели в Бари — итальянский город, который часто называют «городом святого Николая». И я посоветовал отцу девочки обязательно сводить ее в Базилику святителя Николая, где хранятся его мощи. «Расскажите ей о святителе Николае, — попросил я его, — и о том, как он жил и любил других. А затем приведите ее в базилику святого Николая…»

Я посоветовал так не потому, что рассчитывал, что эта «экскурсия» в храм, сможет изменить ее взгляды на жизнь. Помня о том, что святитель Николай чудесным образом помогает всем, кто с ним встречается на своем жизненном пути, я верил, что если их пути пересекутся, то святой сам найдет способ рассказать девочке об истинной природе любви.

Господи Иисусе Христе, Подателю Любви, по молитвам друга Своего святителя Николая, который творил и продолжает творить в мире дела Твоей Любви — помилуй нас грешных, очисти наше сердце, утверди нашу любовь к Богу, помоги нам опознать в других людях своих ближних и служить им на протяжении всей нашей жизни.

Святителю Отче Николае, — не оставляй нас в твоих молитвах. Распространи на нас свое милосердие и научи нас, подобно тебе, ежедневно творить дела любви.

Христос посреди нас! И есть, и будет!

Личная страница Фейсбука митрополита Александра


 
Вернуться назад