Сайт Образование и Православие > Новостная лента > Опыт урегулирования внутренних конфликтов на постсоветском пространстве (на примере Республики Таджикистан)

Опыт урегулирования внутренних конфликтов на постсоветском пространстве (на примере Республики Таджикистан)


11.03.2015.

В субботу, 14 марта 2015 года, с 12.00 до 16.00 в Конференц-центре отеля "Коринтия Невский Палас" (Санкт-Петербург, Невский пр., 57) состоится конференция "Опыт урегулирования внутренних конфликтов на постсоветском пространстве (на примере Республики Таджикистан)".  Организатором мероприятия выступило Международное общественное движение "Гражданский Мир". В работе конференции примут участие представители властных структур, консульств зарубежных стран, общественных организаций, научных, образовательных и культурных учреждений из России, Таджикистана, Украины, других государств постсоветского пространства. Всего примерно 150 человек.

Изменения, происшедшие после распада СССР и образования Содружества Независимых Государств, окончание холодной войны и происшедшие в этой связи трансформации в мировой и региональной политике проявили целый ряд проблем, сформировавшихся к тому времени на постсоветском пространстве.. Многие исследователи характеризовали их как состояние «управляемого хаоса», во многом подпитываемого с Запада.

С начала формирования на постсоветском пространстве новых независимых государств отношения между бывшими республиками Советского Союза строились весьма напряженно, что нередко вело к возникновению острых политических конфликтов с применением противоборствующими сторонами вооруженной силы. Военно-политические и этнические конфликты, вооруженные столкновения произошли в это время на территории Средней Азии в Таджикистане, Узбекистане и Киргизии, на территории Кавказа в Армении, Азербайджане, Нагорном Карабахе, в Грузии, Аджарии, Южной Осетии и Абхазии, в Молдове и Приднестровье, а также на территории России в Чечне, Дагестане, Ингушетии и Северной Осетии. События в Чечне стали для России самой серьезной внутренней и международной проблемой 90-х годов и начала XXI столетия. 

Происходящие до настоящего времени на постсоветском пространстве этнополитические конфликты требуют глубокого исследования и выработки путей и механизмов их урегулирования. Особенно очевидно это стало в связи с воссоединением Крыма с Россией, появлением самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик на востоке Украины и фактическом начале в этом регионе кровопролитной братоубийственной гражданской войны.

Само появление конфликта в Таджикистане обусловлено было не только внутренними противоречиями, но и внешним вмешательством. Границы между советскими республиками Средней Азии были проведены так, что сотни тысяч узбеков оказались на таджикской территории и еще больше таджиков в Узбекистане. Кроме того в республике существовал клановый принцип организации власти, Она находилась у выходцев с севера страны. Этот фактор сыграл важную роль в начале вооруженных столкновений. К тому же в соседне Афганистане также проживает немало этнических таджиков.

В результате войны только в 1992—1993 гг. погибло примерно 60000 человек и многие пропали без вести. Более 60000 человек бежали в Афганистан и 195000 были вынуждены переселиться в страны Содружества Независимых Государств. Число внутренних переселенцев достигло около 1 млн человек.

Конфликт ныне практически угас, но вполне может разгореться снова, особенно в случае внешнего вмешательства. Сохраняется напряженность в районах узбекско-таджикской и узбекско-киргизской границ, в Ферганской долине. В целом, Центрально-Азиатский регион остается зоной нестабильности, коридором транспортировки наркотиков и нелегальных мигрантов. Сюда активно проникают мусульманские экстремисты различного толка и международные террористы. Здесь, как показывает практика, сталкиваются интересы России, Китая, США, стран Европы, Ирана, Индии, Турции, Пакистана и других государств. Одним их главных дестабилизирующих обстановку в регионе внешних факторов является Афганистан со всеми его криминальными атрибутами (наркотики, оружие, боеприпасы, нелегальные мигранты, экстремисты, террористы и т.п.). От способности мирового сообщества локализовать действия движения «Талибан» и группировки «Аль-Каида» в Афганистане и прилегающих к нему районах Пакистана во многом будет зависеть и общая ситуация в Центрально-Азиатском регионе. Ситуация осложняется появлением не так далеко от границ Таджикистана так называемого "Исламского Государства Ирака и Леванта". 

Таким образом, можно согласиться с выводами, которые делают многие исследователи конфликтов на на постсоветском пространстве:
- конфликты на постсоветском пространстве несут отпечаток особенностей процессов распада СССР (крах национально-государственного устройства, политической и экономической систем, исчезновение государственной идеологии);
- в настоящий переходный период усиливается роль национального компонента, связанного с крайне выраженным национализмом. Происходит активизация процессов самоидентификации. Как следствие возникают сепаратистские и ирредентистские настроения и движения, обостряются проблемы спорных территорий. Ирредентизм - это политика государства, партии или политического движения по объединению народа, нации и этноса в рамках единого государства;
- сильное воздействие на конфликтную ситуацию оказывает внешний фактор: обстановка в сопредельных государствах, наличие родственных этнических общностей и разделенных этносов;
- посредническое участие третьей стороны делает цивилизованным процесс регуляции конфликтов, в особенности носящих характер вооруженного столкновения сторон. В частности такую позитивную роль играет Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
- с развитием основных демократических институтов (принятие конституции, избрание легитимных органов власти, становление политических партий и т.д.) качественно меняются формы и содержание участия мирового сообщества и международных организаций в деле нормализации ситуации в стране и регионе.
- процессы урегулирования конфликтов осложняются существованием экстремистских сил различного толка, для которых нормализация положения неприемлема ни при каких условиях и обстоятельствах.
- военно-силовой компонент, несмотря на усиление роли дипломатического фактора, продолжает оставаться действенным при урегулировании вооруженных конфликтов, в частности против так называемой непримиримой оппозиции;
- позитивную роль может сыграть народная дипломатия.

Проблема урегулирования конфликтов на постсоветском пространстве для России чрезвычайно важна по следующим основаниям: во-первых, с точки зрения общей угрозы, которую вооруженные конфликты представляют для всего евразийского пространства, и, во-вторых, с точки зрения непосредственных российских интересов. Многие вновь возникающие вооруженные конфликты происходят в близости от российских границ и затрагивают интересы России самым существенным образом. Они создают полосу нестабильности и вызывают тревогу у русскоязычного населения, проживающего на территории сопредельных государств. Поток беженцев на территорию России в случае развития вооруженных конфликтов в этих странах может обернуться серьезной социальной и экономической проблемой для Российской Федерации. Эта проблема стала особенно заметной за последний год в связи огромным наплывом беженцев в Россию из Украины. Поэтому опыт разрешения конфликта в Республике Таджикистан представляется интересным и актуальным.

Контактное лицо: Дмитрий Александрович Рущин, доцент, к.и.н., заместитель председателя Экспертного Совета Международного Общественного Движения "Гражданский Мир"

М.т.: + 7 911 922 59 94. Электронная почта: ruschin@mail.ru


 


Вернуться назад