Сайт Образование и Православие > Новостная лента > Экспертное заключение по проекту «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»

Экспертное заключение по проекту «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»


16.03.2015.
10 февраля 2015 года в малом конференц-зале РИСИ им. А. Н. Боханова состоялось экспертное обсуждение проекта «Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 г» (далее – «Стратегия»).

Экспертное заключение по проекту «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»В обсуждении этого важного проекта, имеющего определяющее влияние на будущее страны, принял целый ряд экспертов: психологов, педагогов, юристов, историков, политологов, демографов и специалистов из других областей.

Во время обсуждения его участники выступили с обоснованной критикой  и представили экспертное заключение, с текстом которого можно ознакомиться ниже. Из уст специалистов неоднократно звучало мнение о том, что «Стратегия» в её нынешней редакции не может претендовать на статус нормативного документа, поскольку не содержит в себе не только чёткой осмысленной идеи, но также демонстрирует методологическую некомпетентность составителей.

 

Экспертное заключение по проекту «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» 

Анализ проекта «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (далее – «Стратегия»)  показал, что его содержание не  является национально ориентированным и противоречит «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» и новой редакции «Военной доктрины Российской Федерации».  


Вместо определения целевых ориентиров построения национальной системы воспитания Российской Федерации авторами «Стратегии» предлагается концептуально-идеологический суррогат в виде неведомого никому «развития воспитания».


В «Стратегии» отсутствуют четко выраженные нравственно-ценностные основы воспитания, соответствующие историческим, социокультурным и духовно-нравственным традициям русского народа и других народов Российской Федерации. Доминирующей идеей проекта является «вариативность ценностных систем» и нравственный релятивизм, блокирующие становление духовной способности личности к различению добра и зла.


Идеологическая обработка подрастающего поколения в России в духе космополитизма и так называемых общечеловеческих ценностей будет способствовать формированию в ближайшие 5-10 лет социальной основы для смены власти в России в интересах иностранных государств, зарубежных и международных организаций, которые в течение длительного времени организуют в России хаотические псевдо «реформы» в гуманитарной сфере: в области духовно-исторического наследия нашей страны и национально-культурной идентичности ее граждан. Тем самым авторы «Стратегии» фактически отвергают чётко высказанную позицию Президента России В.В. Путина о необходимости укрепления общенациональной гражданской идентичности и этнических идентичностей народов России в их единстве и гармонии, без взаимного противопоставления.


Для современной России выше обозначенный подход несет в себе разрушительный потенциал по отношению к российскому культурно-цивилизационному коду, связанному с русским языком и русской культурой, историко-культурным наследием всех народов России и их общими (совпадающими) нравственными устоями и традициями.


Представленный текст «Стратегии» имеет декларативный характер, отличается неопределенностью понятий, обтекаемостью и двусмысленностью ряда формулировок, что создает риски для произвольной интерпретации базовых смыслов Документа и принятия безответственных управленческих решений.


Проведенный анализ проекта «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» показал, что данный документ требует кардинальной концептуально-методологической и содержательно-смысловой переработки. Учитывая полную несостоятельность предложенного проекта, полагаем, что дальнейшая конструктивная работа над текстом должна проводиться в новом составе рабочей группы.


 

Четверикова Ольга Николаевна,

действительный член Академии геополитических проблем, доцент кафедры истории и политики стран Европы и Америки МГИМО, кандидат исторических наук 

Слободчиков Виктор Иванович,

член-корреспондент РАО, доктор психологических наук

Абраменкова Вера Васильевна,

главный научный сотрудник ИППД РАО, доктор психологических наук

Петракова Татьяна Ивановна

профессор МПГУ, доктор педагогических наук

Смолин Михаил Борисович,

Заместитель директора РИСИ, руководитель Центра гуманитарных исследований РИСИ, кандидат исторических наук

Шувалов Александр Владимирович,

старший научный сотрудник Института психологии Российской академии наук, руководитель отдела «Центра развития творчества детей и юношества «Лефортово» (г. Москва), кандидат психологических наук

Павлова Лариса Октябристовна,

адвокат, председатель правления некоммерческого партнёрства «В защиту семьи, детства, личности и охраны здоровья «Родительский комитет»

Меньшиков Владимир Михайлович,

заведующий кафедрой Курского государственного университета, доктор педагогических наук

Вассоевич Андрей Леонидович,

профессор Санкт-Петербургского государственного университета, доктор философских наук

Белобородов Игорь Иванович,

начальник сектора демографии, народонаселения и миграции РИСИ, кандидат социологических наук

Российский институт стратегических исследований
 


Вернуться назад