Сайт Образование и Православие > Новостная лента > Египетская мумия «помогла» обнаружить фрагмент, возможно, старейшего записанного Евангелия

Египетская мумия «помогла» обнаружить фрагмент, возможно, старейшего записанного Евангелия


01.04.2015.

Египетская мумия «помогла» обнаружить фрагмент, возможно, старейшего записанного ЕвангелияСенсационное сообщение опубликовало англоязычное Интернет-СМИ «Новости православного христианства» («Orthodox Christian News»). Со ссылкой на статью на научно-популярном веб-портале LiveScience она утверждает об обнаружении старейшего из известных записанных Евангельских отрывков. Датируемый концом I века фрагмент содержит отрывок Евангелия от Марка.

 

Автор открытия — канадский профессор священной истории Нового Завета Крэйг Эванс (Craig Evans, Acadia Divinity College, Вулфвилль, Новая Шотландия) — анонсирует предстоящую во второй половине этого года официальную публикацию находки. Описанный Эвансом метод связан с широко распространенной в Египте первых веков по Р.Х. практикой мумификации, в соответствии с которой верхнюю часть забальзамированного трупа оборачивали в специальную маску и в таком виде захоранивали. Высшая знать (тем более фараоны) удостаивалась золотых масок, простолюдины же довольствовались папирусом. Однако даже этот материал в Древнем Египте был достаточно дорог, поэтому для изготовления масок использовали «макулатуру» - сложенный в несколько раз использованный писчий материал, наружные слои которого тщательно проклеивали и затем раскрашивали.

 

Методика распознавания содержащихся на таких фрагментах архаичных текстов основана на разработанном и опробованном в последние годы безвредном для чернил алгоритме «расклеивания» маски из папируса — растворения клея. Сама маска при этом фактически утрачивается, но ученые получают доступ к достаточно пространным древним записям. «Однако речь ни в коем случае не идет об имеющих историческую либо музейную ценность артефактах, - подчеркивает Эванс. - В некоторых случаях это просто куски картона».

 

По словам профессора, таким образом удалось обнаружить и идентифицировать сотни фрагментов различных текстов, датируемых I — III в.в. по Р.Х. - фрагментов древнегреческой классики (в т.ч. пересказов Гомера) и иногда снабженной датами деловой и личной переписки. При работе с одной из таких масок и был обнаружен фрагмент Евангелия от Марка. При помощи радиоуглеродного и палеографического (путем сличения типа письма с известными и уверенно датированными образцами данного периода) анализов, а также благодаря датировке других фрагментов в этой же маске он был отнесен к 90-м годам.

 

КОММЕНТАРИЙ. Протоиерей Димитрий ЮРЕВИЧ, проректор по научно-богословской работе Санкт-Петербургской православной духовной академии: «Это открытие может укрепить позиции традиционной датировки записи синоптических Евангелий»

 

- Эванс — известный исследователь кумранских рукописей и Нового Завета. Его колоссальный авторитет среди библеистов говорит в пользу достоверности найденного папируса. Окончательно о данном открытии судить можно будет только после официальной публикации результатов. Однако уже сейчас можно сказать о важном значении находки для изучения Священного Писания Нового Завета. На протяжении последнего столетия самым древним новозаветным текстом считался элемент 52-го папируса из так называемой библиотеки Райленда (Rylands Library), приобретенный в 1920 г. на египетском рынке Бернардом Гренфеллом. Он содержит фрагмент текста евангелия от Иоанна 18:31-33, 37-38 и датируется около 125 г. На основании папируса 52 можно было однозначно утверждать: Евангелие от Иоанна написано не ранее данного периода. А с учетом того, что в Египте был найден не автограф (оригинал рукописи), а его позднейшая копия, Четвертое Евангелие уверенно датируется рубежом I — II вв., что хорошо согласуется с церковной традицией.

Та же церковная традиция относит написание первых трех (синоптических) Евангелий к периоду до момента разрушения Иерусалима и иерусалимского храма римлянами в 70 г. Такая датировка основана на внутреннем свидетельстве самого евангельского текста (где ничего не говорится о разрушении храма и не столь подробно и ярко, как в Евангелии от Иоанна, излагается полемика Господа Иисуса Христа с религиозными вождями еврейского народа), а также на сведениях авторов Церкви первых веков. Однако в XIX-XXI вв. указанная датировка неоднократно подвергалась сомнению и ревизии западными библеистами. Это происходило в русле скептического богословского движения, отвергавшего церковное отношение к тексту Нового Завета как богодухновенному и имеющему высокую историческую ценность. В случае, если датировка найденного в Египте в маске мумии фрагмента Евангелия от Марка 90-м годом (а в предварительных сообщениях упоминался даже период 80-90-х гг.) подтвердится, это будет означать: оригинал второго Евангелия записан несколькими десятилетиями раньше. Тем самым через археологический артефакт мы получим дополнительное подтверждение не только церковной традиции датировки второго Евангелия, но и основанному на ней традиционному толкованию.

Дмитрий Анохин, Церковный вестник


 
Вернуться назад