Сайт Образование и Православие > Новостная лента, Социальное служение и благотворительность > Как создавать и сохранять приёмные семьи: важные замечания

Как создавать и сохранять приёмные семьи: важные замечания


17.04.2015.
Фонд «Измени одну жизнь» совместно с рекламным агентством Young&Rubicam Moscow запустил проект «Одно лицо», позволяющий найти видеоанкеты детей-сирот, внешне похожих на пользователя. Это веб-приложение, работающее с использованием технологии распознавания лиц. Чтобы получить список видеоанкет из обширной базы данных фонда, достаточно загрузить свою фотографию на сайте проекта.

Как создавать и сохранять приёмные семьи: важные замечанияПроект вызвал дискуссию в некоммерческом секторе. Часть сообщества отреагировала положительно: такого рода проекты заставляют большее количество людей задуматься о проблемах сиротства и семейном устройстве.

Другая часть экспертов высказалась против: любой намёк на то, что ребёнка-сироту можно «выбирать», тем более по внешним признакам — плохо для развития семейного устройства. Дети, похожие на вас внешне, совсем необязательно будут похожи внутренне. А когда речь о детях-сиротах — скорее всего, будут непохожи.
 
Елена Любовина, заместитель директора благотворительного фонда «Абсолют-помощь» и сама приёмная мама, написала для «Филантропа» текст в продолжение этой дискуссии.

Дорогие друзья, на мой взгляд, нет ничего дурного в том, что приёмные родители и их дети похожи внешне. Это тоже маленький пазл в общей картине семейного устройства, некое визуальное субъективное приятие малыша. Как ни странно, это эмоциональное ощущение в дальнейшем позволяет мягче реагировать на негативные поведенческие реакции взрослеющего ребёнка и снимает лишнее никому не нужное раздражение.

Но речь сейчас о другом. Мне кажется, есть более важные вещи для развития института семейного устройства детей-сирот у нас в стране. Я перечислю их ниже. При этом в своих рассуждениях я не буду разделять формы устройства ребёнка в семью. Конечно, есть разница между усыновлением, опекой и попечительством, приёмной семьёй, патронатом и временной передачей детей в семьи или гостевым режимом. Однако, на мой взгляд, суть одна.

Итак, вот мои пункты:

1. Очень тщательно отбирать кандидатов в приёмные родители. Просто жизненно необходимо проводить качественное тестирование у психолога.

Семь лет назад со мной разговаривали разные специалисты, все кроме психолога, и в основном отговаривали, ссылаясь на мой возраст и незамужнее положение. Но в итоге для меня все сложилось промыслительно: после разговора с протоиереем Аркадием Шатовым (ныне епископом Пантелимоном) и сбора всех соответствующих документов я стала мамой.

Мой сын Фёдор, год и два месяца провёл в Тушинской больнице, куда я приходила по воскресеньям, как сестра милосердия. Пока искали его родителей, мы с ним поняли, что хотим, а главное, может жить вместе.

Моё знакомство с малышом, ему тогда было полтора года, происходило постепенно. В первое время это были только эмоции. В маленьком, смуглом, диковатом мальчишке я сразу увидела что-то необъяснимо родное.

Потом мы стали потихоньку осознанно общаться, и я чаще задерживалась в его боксе. Неделю за неделей я узнавала его характер: сильный, своенравный, ответственный.

Через несколько месяцев, я стала его крёстной мамой (детей крестили прямо в больнице). А потом уже и настоящей (и тоже постепенно): Леной-мамой, мамой Леной, мамой.

В первый год жизни дома у меня было столько сил и эйфории, что все проблемы решались сами собой. Мы много читали, гуляли, путешествовали, учились друг у друга разным вещам.

2. Увеличить количество неформальных встреч с ребёнком-сиротой при условии соблюдения определённой дистанции.

В нашем случае, статус сестры милосердия позволил узнать особенности конкретного малыша, стать его другом, потом крестной мамой, а потом уже принять решение навсегда соединить наши жизни.

За время работы группы милосердия «Преображение» более сорока сестёр взяли детей в свои семьи. Детей берут и волонтёры из домов ребёнка и детских домов.

Важно подчеркнуть, что общение с детьми является личным, но при этом соблюдается дистанция. Например, в обязанности сестры милосердия входит гигиенический уход, кормление и занятия со всеми детьми отделения. Дети не воспринимают волонтёров, как потенциальных родителей.

Так работает и правильно организованный гостевой режим для детей старше семи лет, где взрослый воспринимается как наставник и друг, а ребёнок может поддерживать отношения со своими кровными родственниками.

3. Профессионально обучать потенциальных родителей.

Каждому родителю нужно пройти курс занятий, в том числе узнать, как правильно общаться с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которых много в детских домах и школах-интернатах. Знаний, полученных в школе приёмных родителей, как правило, недостаточно, и многие шишки набиваются в процессе совместной жизни.

Большинство случаев повторных отказов от детей происходят именно по этой причине: «Мы не справились с ребёнком!»

4. Определять приоритетные потребности, возможности и так называемую жизнестойкость детей, готовых к передаче в семью.

Очень важно знать о ребёнке как можно больше информации для того, чтобы подобрать ему «правильных» родителей. Как в эмоциональном, там и в практическом аспекте.

Семья художников усыновила семилетнего мальчика, который увлекался рисованием, через несколько лет мальчик стал хорошим портретистом.

Что касается детей старшего возраста, очень важно понимать, какие чувства ребёнок испытывал, когда он поступил в государственное учреждение. Какие вопросы у него могут возникнуть к новым родителям, какие реакции возможны в стрессовых ситуациях, что волнует ребёнка. Об этом и многом другом рассказывает фильм «Осторожно… чувства!», который можно посмотреть в интернете.

5. Грамотно сопровождать приёмные семьи. С первых дней и дальше, дальше, туда где сложнее и непонятнее.

Некоторые специалисты опеки скорее контролируют семью. Реальная картина взаимоотношений состоит не только из налаженного быта, оборудованного детского уголка, справок о здоровье и характеристик с места учёбы. При желании суп можно сварить перед приходом специалиста и на несколько минут настроить ребёнка на положительные ответы и улыбки. Но если опека реально поддерживает семью, то она знает все чаяния и переживания ребёнка и родителей, и вовремя может повлиять на решение проблемы, или что важнее, предотвратить её возникновение.

В марте 2015 года в городе Одинцово комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре провёл круглый стол «Реализация национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы: семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сопровождение замещающей семьи».

Один из выступающих экспертов рассказал историю о мальчике, который пожаловался библиотекарю школы на жестокое обращение со стороны приёмных родителей. Никто: ни классный руководитель, ни социальный педагог, ни опека не знали о повторяющихся фактах домашнего насилия над ребёнком.

6. Помощь в выстраивании «мостиков» с принимающими специалистами: ясли, детские сады, школы, досуговые центры и т. д.

За семь лет совместной жизни с моим сыном у нас было достаточно неприятных моментов, связанных с непрофессионализмом и незрелостью людей, называющих себя специалистами.

Мне неоднократно задавали вопрос, зачем я взяла ребёнка. Молодая и красивая, неужели я хочу остаться одна и загубить свою жизнь? После моих простодушных ответов делали свои выводы. Не понимали, пытались уличить меня в каких-то намерениях. Я улыбалась, спокойно объясняла, терпела, потом грустила, а иногда возмущалась.

Но более серьёзные проблемы начались в школе. Федя стал бояться жёсткого требовательного классного руководителя. К середине второго класса, он потерял интерес к учёбе. Часто не мог ответить на поставленный вопрос, проявлял тревожность. У сына на уроках появился «сильный тремор рук», возникала «частая плаксивость».

Дома таких проявлений не было, и я думала, что у нас хорошие, выстроенные отношения с учителем. Мы часто общались, и мне казалось, что она понимает, как важно проявлять чуткость во взаимоотношениях с моим ребёнком.

В какой-то момент Федя стал угрозой успеваемости класса. Предприняв попытку дополнительно позаниматься с сыном (за деньги), учительница пришла к нескольким выводам.

«Мальчику нужно проверить голову», «С ребёнком мало занимаются дома», «Он вообще не готов к школе и находится на уровне развития ребёнка детского сада», «Неизвестно какие гены у приёмного ребёнка»…

Я, конечно, перевела сына в другую школу, но учительница и коллектив школы остались при своём мнении: он же приёмный.

7. Повышать квалификацию специалистов, работающих с приёмными детьми.

Нужно всячески способствовать и поощрять чутких профессионалов в системе опеки и попечительства, педагогов и психологов. Проводить дополнительное обучение, делиться положительным опытом.

В прошлом году благотворительный фонд «Абсолют-Помощь» в серпуховском районе открыл коррекционную школу-интернат. Отличные условия проживания, грамотные педагоги, выстроенные отношения с министерством образования московской области, дальнейшая перспектива устройства детей в семьи.

Все произошло быстрее, чем мы ожидали. По статистике в московской области в конце 2014 года значительно увеличились показатели устройства детей в приёмные семьи.

Из 85 воспитанников школы-интерната «Абсолют» 68 ушли в приёмные семьи, которые оказались недостаточно подготовлены для воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Произошли изменения в поведении ребят, характерные для их нового статуса, стала очевидна неготовность педагогов эффективно работать в новых условиях.

Поэтому в этом году при школе-интернате «Абсолют» был открыт «родительский университет» с привлечением дефектологов, психологов, специалистов органов опеки, представителей общественных организаций.

8. Ответственность самих приёмных родителей.

Когда принимаешь решение взять в семью ребёнка и нескольких детей, нужно понимать, что это ваш личный выбор и ваш путь.

Ситуация в стране меняется. В решении социально значимых вопросов происходит эффективное объединение специалистов разных уровней и структур.

И если на полную мощность заработает эта система, о которой мы говорим и пишем из года в год, то проекты, мотивирующие потенциальных родителей брать детей по цвету глаз и волос уже не понадобиться.

P.S. Возможно внешняя схожесть с вашим ребёнком становится очевидной не «до», а «во время» удивительной совместной жизни!

Елена Любовина, Филантроп

 


Вернуться назад