На Афоне почтили память первоначальника древнерусского монашества прп. Антония Печерского
23.07.2015.
Память преподобного Антония Печерского, основателя Киево-Печерской
обители и первоначальника древнерусского монашества, почтили 23 июля в
Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре, - сообщает
корреспондент портала "Русский Афон".
Для участия в праздничных богослужениях в монастырь прибыл настоятель
Подворья Пантелеимонова монастыря в Киеве иеромонах Алексий (Корсак).
По благословению Игумена обители Схи-Архимандрита Иеремии также были
совершены торжества в древней Богородичной обители Ксилургу, издревле
являющейся скитом Пантелеимонова монастыря. Оттуда преп. Антоний принес
иноческое делание и благословение своего духовного отца на Русскую
Землю. Божественную Литургию в Успенском Соборе скита Ксилургу совершил
антипросоп Пантелеимонова монастыря в Протате иеромонах Кирион в
сослужении со скитоначальником иеромонахом Симоном и другими служащими
братиями.
Почитание памяти преподобного Антония Печерского особенно дорого для
русских иноков на Святой Горе, поскольку он не только 1000 лет назад
принес с Афона православное монашество на Русь, но и самым тесным образом был связан с Русским монастырем на Афоне.
На Святой Горе издавна хранится древнее предание
о том, что будущий отец русского монашества изначально подвизался в
русском святогорском монастыре Успения Богородицы «Ксилургу» (именуемом в
указе византийского императора за 1048 г. Лаврой), в подражание
которому позже и основал на Киевских горах Печерскую обитель в честь
Успения Божией Матери.
По преданию, древнерусский монастырь «Ксилургу»
был основан попечением святого равноапостольного князя Владимира
Киевского († 1015) и его супруги – византийской царевны Анны († 1012)
вскоре после принятия христианства на Руси. Соборный храм этой обители
посвящен Успению Пресвятой Богородицы. Как известно, и основанная
преподобным Антонием по его возвращении с Афона Киево-Печерская обитель,
как и соборный храм монастыря, тоже символически были посвящены Успению
Божией Матери. Существует предположение, что обитель на Киевских горах,
на начальной стадии, была основана преподобным, как «подворье» или
«представительство» афонского Свято-Успенского Богородичного монастыря
«Ксилургу».
При этом более поздние легенды о том, что преп. Антоний Печерский
подвизался на Афоне в Великой Лавре святого Афанасия или в Есфигменском
монастыре, не находят своего подтверждения в источниках и появились лишь в XIX веке.
По мнению исследователей, основание на Киевских горах обители в честь
Успения и строительство величественного Успенского храма,
осуществленные с благословения преподобного Антония, были как бы
символическими проекциями своего первообраза – Свято-Успенской русской
святогорской обители «Ксилургу» и ее соборного храма на Святой Горе
Афон, где, по преданию, духовно возрастал и принял постриг будущий авва и
«начальник русского монашества».
В подражание афонской Свято-Успенской обители «Ксилургу» в
домонгольской Киевской Руси были основаны и другие известные ныне
обители – Свято-Успенская Почаевская Лавра и Свято-Успенская Святогрская
Лавра.
Таким образом, Афонский Свято-Успенский монастырь «Ксилургу» стал тем
«первообразным» центром сакрализации киеворусской земли, наследуя
который, через духовное единство и родство с ним, на Руси был воссоздан
«образ», «икона» Святой Горы Афон, как Третьего Удела Божией Матери. И
обитель «Ксилургу» была в этом отношении духовно-историческим связующим
звеном, тесно соединившим 1000 лет назад новопросвещенную Киевскую Русь и
Святую Гору Афон.
***
Успенский Собор обители Богородицы "Ксилургу" является одним из
древнейших русских храмов, уступая только Ильинской церкви в Киеве. У
престола этого храма преп. Антоний Печерский принял монашеский постриг, а
также благословение своего Игумена возвратится на Русь. Первое
возвращение св. Антония на Русь произошло незадолго до кончины
равноапостольного князя Владимира. С началом Святополковой смуты и
убийства свв. Бориса и Глеба в 1015 году преп. Антоний вновь возвратился
на Афон, к старцу, который постриг его, как сказано в житии св.
Антония. В начале XI века, когда преп. Антоний жил на Афоне, в монастыре
Пресвятой Богородицы игуменствовал старец и пресвитер Герасим,
оставивший свою подпись на святогорском акте 1016 года. Благословением
этого богоносного старца запечатлено все Русское монашество. Поселившись
в Киеве, преп. Антоний произнес такие слова: "Да будет на месте сем
благословение Святой Афонской Горы и старца, который постриг меня".
Преподобный Антоний несколько раз, настойчиво, упоминает о благословении
Святой Афонской Горы и о старце-игумене, постригшем его. Он придает
этому особое значение и смысл, подчеркивая преемственную связь со Святым
Афоном, от которого благодать излилась на Печерский монастырь, а через
него — на все Русское монашество. Благодать, полученную в постриге от
святогорского игумена, он передал русским инокам через обряд
пострижения, который первоначально совершал сам.
Как отмечает духовник и первый эпитроп Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря иеромонах Макарий (Макиенко):
«Русская земля связана со Святою Горою непосредственным духовным
родством, поскольку русская монашеская традиция является летораслью, или
отростком, святогорского монашества, пересаженным на русскую землю
Божией, а не человеческой рукою. В силу этого духовного родства Русь
искони имела пристанище, богодарованный уголок в Уделе Пречистой Девы
Богородицы – русскую обитель, которую видимо хранил на протяжении веков
Промысл Божий, судивший и определивший быть ей достоянием и отчиною
наших соотечественников, ищущих спасения на Святой Горе».
Ныне древнерусская святогрская обитель «Ксилургу» является скитом при
Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре и в 2016 г. будет
отмечать 1000-летие первого письменного упоминания о ней.