Сайт Образование и Православие > Новостная лента > Архимандрит Савва (Тутунов) о церкви и культуре, о проекте «В добром крае – добрые дела», о праздниках и о многом другом

Архимандрит Савва (Тутунов) о церкви и культуре, о проекте «В добром крае – добрые дела», о праздниках и о многом другом


15.09.2015.

На вопросы сайта "Приходы.ru" отвечает секретарь Управления делами Московской Патриархии, настоятель московского храма Илии Пророка в Черкизове, архимандрит Савва (Тутунов).

 

Сегодня значительный пласт церковной деятельности сопряжен с культурой. Даже Архиерейский Собор 2013 года призвал создавать при крупных приходах или кафедральных соборах культурные центры. А что это должны быть за центры? Зачем Церкви увлекаться культурными проектами, чтобы оставаться в моде?

– Конечно, у Церкви есть свои, пользуясь современной терминологией, цели и задачи. Они находятся вне земного мира. Главная цель Церкви – спасти человека, способствовать его рождению в Царство Божие. Однако Церковь не пребывает в каком-то абстрактном пространстве, она – не сферическая организация в вакууме. Она не состоит из людей, оторванных от жизни общества. Христиане – не пресловутые «пензенские сидельцы», которые ушли в пещеры и там живут какими-то своими представлениями о Боге, не соответствующими действительности. Заботясь о спасении людей, Церковь в своем общественном служении обращается к самым разным аспектам их жизни. Безусловно, что-то в жизни человечества совершенно не приемлемо для Церкви: преступления, дела, противоречащие нравственному учению Церкви. В ответ на них Церковь возвышает свой обличительный голос. Христианин не будет жить в своей пещере и думать: «Пусть они друг другу убивают, насилуют, воруют, это не важно, зато я спасаюсь». Христианин, напротив, своей жизнью в социуме будет свидетельствовать о евангельской истине, в том числе нравственной истине. Верующий не может игнорировать факт нарушения замысла Божия о человеке.

Бог заложил в человека стремление к богоподобию, красоте, любви, добру. Несмотря на грехопадение, все это живо в человеке и проявляется, в том числе, в творчестве, искусстве, хотя и искусство иногда пребывает под влиянием греха, в иных явлениях культуры в самом широком смысле. Христиане призваны развивать в себе эти данности, раскрывать их в своих детях. А как раскрывать? Через знакомство, соприкосновение с прекрасным, с культурой. И совершенно естественно, что познавать ее христиане стремятся вместе, в среде своих единомышленников. Где же этим заниматься в таком случае, как не под покровом своего приходского храма? Здесь могут быть организованы как евангельские кружки, так и встречи, на которых происходит обсуждение современных и несовременных тенденций культуры. Может быть, соберутся люди, любящие музыку и в часы отдохновения они будут играть на музыкальных инструментах, так со временем объединяться в музыкальный ансамбль при храме. Почему при храме? Человеку трудно говорить только о Боге, потому что большинство людей находится еще на пути к Нему, им иногда физически трудно находиться только и исключительно в богомыслии. В повседневной жизни у них есть и увлечения, и профессия. Почему же тогда, если это возможно, не обсуждать их со своими единоверцами, с которыми регулярно собираешься на молитву и участвуешь в таинствах? Вера в Бога – это не абстрактная мировоззренческая установка, это жизнь. Почему не разделять другие аспекты своей жизни (помимо Бога) с людьми, которые вот это главное стремление в твоей жизни разделяют. Это нормально.

В этом культивировании общественной жизни Церковь самодостаточна или ей нужны партнеры в лице муниципальных и иных организаций, может быть общественных движений, рядовых каких-то инициативных граждан?

– Церковь – это не государство в государстве. Церковь – это часть общества. Точнее, она является сообществом людей, живущих на земле и при этом стремящихся достичь своего вечногопризвания. Как социальный институт Церковь может взаимодействовать с другими формами сообществ, особенно когда есть общие темы, схожие формы деятельности. Для Церкви плюс ко всему это еще и проповедь тем людям, которые еще далеки от Бога. Через сотрудничество с христианами они могут узнавать о Евангелии.

Скажите, пожалуйста, а какие примеры такого партнерства Церкви и каких-то общественных организаций в области культуры, социально-значимых проектах, связанных с преображением окружающей среды, Вам известны?

– Знаете, таких проектов в разных епархиях на самом деле много. Возьмем, например, Забайкальский край – отдаленный регион Восточной Сибири. Регион, что греха таить, тяжелый, и основная задача его властей должна заключаться том, чтобы создать для жителей Забайкалья хотя бы нормальные условия для жизни. И вот Церковь, неся свое служение в этом крае, тоже участвует в социальной работе. Например, строится храм, и христианская община, состоящая из местных жителей, собирает средства на установку детской площадки. Они не будут ее отгораживать от тех, кто пока не ходит в храм, верующие обустроят ее для всех детей близлежащих домов, чтобы у всех ребятишек было радостное детство. Христиане заботятся об этом не потому что они святые, а потому что они желают облагородить социальное пространство своей малой родины, это их обязанность.

Известны и другие примеры, когда создаются интеллектуальные, спортивные клубы при храмах. Детям интересно, и взрослые для них это организуют, иногда привлекая к этому светские школы или Дома творчества. Более того, нередко такие инициативы приобретают общегосударственный масштаб. Например, в Крыму ежегодно проводится детская игра «Что? Где? Когда?», она транслируется по местному телевидению, состоит из нескольких этапов. Участвуют в ней только школьники. С каждым годом популярность растет, и сегодня на финальные соревнования приезжают дети из самых разных регионов России. Вот такая культурная среда образовалась вокруг благой идеи, рожденной при участии православной общественности Ялты.

Существуют и социальные учреждения, открытые церковными организациями. Так, в Биробиджане много лет действует замечательная больница. Вроде бы больница не имеет прямого отношения к устремлению к Богу – можно сидеть в своей пензенской пещере и твердить, что этого достаточно, однако Церковь этим занимается, потому что оказывать милосердие людям – это проявление любви. Бог есть любовь.

Вы говорите о вещах, в общем-то, понятных для христианина вещах: они приносят видимую пользу, результат можно измерить. Но ведь приходы устраивают еще и различные акции, праздники. Какая польза от них?

– Праздник празднику рознь. Всякий праздник для человека – это момент отдохновения. Люди собираются вместе, чтобы немного отвлечься от повседневных забот, пообщаться с близкими и друзьями, провести время в радости. Радость ведь тоже заложена в человека Богом: в раю человек радовался. Вот почему мы так ищем этого состояния здесь, на Земле. Христианство – религия не с хмурым лицом. Да, можно плакать и печалиться о своих грехах, но это очень индивидуальная вещь. А Апостолом сказано: «Всегда радуйтесь». Без радости с ума можно сойти, она необходима человеку, чтобы быть полноценной личностью. И любой праздник церковный как раз для того установлен, чтобы вернуть человеку память о вечном блаженстве, о спасении от греха. И в продолжение богослужения, пира веры, приходы готовят праздничные программы, чтобы продлить время ликования. Так появляются традиции, так из рода в род живет наша культура. Это не значит, что христианство должно смотреть только в прошлое, только воссоздавать то, что когда-то было. Скажем, по регионам в текущем году прокатилась волна празднования 1000-летия преставления крестителя Руси святого равноапостольного князя Владимира. Кто-то делал рок-концерт, кто-то устраивал популярные лекции. На них приглашали не только воцерковленных людей, но и тех, кто пока далек от Церкви. Таким образом, через празднование вновь совершалась миссия, прославлялось имя Христово.

Но к чему я, собственно, вспомнил ранее о Забайкалье? Чтобы все открывать больницы, строить детские площадки, открывать интеллектуальные или спортивные клубы, проводить праздники, нужны деньги. Обычно общины и священнослужители их ищут в реальной жизни через обращение с просьбами ко всем знакомым. Но сегодня мы живем в таком мире, когда число потенциальных жертвователей может быть намного шире, чем люди, посещающие конкретный храм. Найти их можно в интернете, на специализированных интернет-площадках народного финансирования. Правда, здесь средства люди выделяют под условие получения отчета о том, на что были потрачены переданные деньги. Сейчас на одной из таких площадок – «Начинании.ру» – региональный конкурс забайкальских проектов «В добром крае – добрые дела». Уже опубликовано больше десяти проектов самой разной специфики – от приобретения древней иконы и оснащения храмов системой отопления до поддержки казачьих танцевальных коллективов и создания выставки, посвященной цесаревичу Алексию, изданию альбома об архиереях Забайкалья. Так что у каждого из нас есть возможность выбрать проект по душе и помочь нашим собратьям из Восточной Сибири нести церковное служение несмотря на социальные трудности временно, надеюсь, захватившие этот край России.

http://money.prichod.ru/fonds/22627/


 
Вернуться назад