Сайт Образование и Православие > Новостная лента > Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл. «Церковь и казачество: нерасторжимое духовное единство и братство народов Святой Руси»

Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл. «Церковь и казачество: нерасторжимое духовное единство и братство народов Святой Руси»


16.10.2015.
В рамках проходившего в городе Новочеркасске V Международного конгресса казаков «Казачество: единство, Церковь, Родина» с докладом на тему «Церковь и казачество: нерасторжимое духовное единство и братство народов Святой Руси» выступил председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл.

 

Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл. «Церковь и казачество: нерасторжимое духовное единство и братство народов Святой Руси»Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемый Александр Дмитриевич! Досточтимые отцы! Братья-казаки! Дамы и господа!

В славные дни празднования Покрова Пресвятой Богородицы мы собрались на гостеприимной Ростовской земле, в Новочеркасске, в Патриаршем Вознесенском войсковом всеказачьем соборе, история которого берет свое начало, как и сам город, в 1805 году. Как мы знаем, история казачества началась намного раньше; его путь — от защиты границ и государственных интересов до завоевания новых земель и строительства православных храмов — был наполнен рыцарским духом, воинским мастерством, чувством собственного достоинства, любовью к Родине и свободе, уважением к старшим и православным традициям.

Единственным незыблемым условием принятия в казачье братство была вера во Христа. Именно на этой основе перенимали казачьи обычаи и становились настоящими казаками представители различных народов. Исконные черты «степного рыцарства» восходят к идее нового народа Божия, который «не имеет здесь постоянного града, но ищет будущего» (Евр. 13:14). Известно, что в доме казака на одной стене рядом с иконами висело оружие. За грозными шагами времени проступал личный экзистенциальный выбор, проявлялся героический народный характер, а существующий Божий Промысл управлял жизнью даже в самые тяжелые минуты.

Для казака строгая нравственная дисциплина означала жертвенное служение России — Престолу Пресвятой Богородицы. В течение нескольких столетий в России сформировалось уникальное, целостное явление — эталон высокой духовно-нравственной и гражданской культуры казачества, можно сказать, деятельный духовный двигатель нации. Глубокая взаимосвязь казачества и религиозной традиции в мирное и военное время, включая преследования казачества и священства в богоборческий период, оказалась крепко переплетена, переплавлена в душе, прочувствована сердцем каждого из нас, и за вашу верность и любовь ко Христу, дорогие господа атаманы и братья-казаки, вы заслужили дары под Покровом Царицы Небесной!

Проведение V Всемирного конгресса казаков под сводами великолепного Вознесенского войскового всеказачьего собора есть живое свидетельство сохранения духовно-нравственного потенциала казаков, способности православных воинов Христовых развиваться в новейших исторических условиях, быть нужными, полезными Богу и Отечеству сегодня и сейчас. Надо отметить, что принятое Святейшим Патриархом духовное водительство над славным казачеством и доброе внимание и забота Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина оказывают благоприятное влияние на состояние дел.

Успешно продолжает реализовываться Стратегия развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, которая была утверждена Президентом Российской Федерации 15 сентября 2012 года. За последние годы руководством страны сформированы правовые и организационные основы деятельности казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и общественных объединений казаков. Советом при Президенте Российской Федерации по делам казачества совместно с заинтересованными органами государственной власти определены приоритеты, цели и задачи на долгосрочную перспективу. У Синодального комитета сложилось конструктивное и плодотворное сотрудничество с органами государственной власти по линии развития казачества.

Напомню, Синодальный комитет Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством был создан по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла пять лет назад. Главной его целью и задачей является координация вопросов воцерковления казаков и духовной помощи им, взаимодействия с казачеством на духовном, церковном уровне во всех епархиях.

За пять лет мы прошли действительно значительный путь. Синодальным комитетом создан банк данных, составлены списки священников, окормляющих каждую казачью организацию — реестровую, общественную, а также образовательную, если это кадетский казачий корпус или казачий класс. В 130 епархиях Русской Православной Церкви созданы отделы по взаимодействию с казачеством. Мы наблюдаем отрадную картину: немало казачьих духовников занимаются с паствой с большим усердием.

Всего вместе с 11 войсковыми священниками несут свое послушание по всей России, Украине, Беларуси и Казахстану более тысячи казачьих духовников. Нами разработаны и утверждены Святейшим Патриархом и Высшим Церковным Советом Русской Православной Церкви 18 документов и методических материалов [1]. Эти документы были направлены нами в епархии и казачьи общества. Мы разработали программу духовного образования и воспитания в кадетских казачьих корпусах.

В течение трех лет, прошедших с предыдущего IV Всемирного конгресса казаков, произошли события, заметно расширившие наши стратегические перспективы работы. Могу назвать ключевые:
  • проведение в декабре 2013 года в Москве, в Храме Христа Спасителя, Первого Большого съезда казачьих духовников;
  • расширение содержательного компонента казачьего направления в рамках Международных Рождественских образовательных чтений, увеличение числа диалог-клубов, участников из регионов России и зарубежных стран, архиереев Русской Православной Церкви;
  • соработничество с ведущими государственными научными институтами. Так, взаимодействие Синодального комитета и Российского государственного архива социально-политической истории стало импульсом к репрезентации и доступу наших граждан к ранее неопубликованным документам из истории Церкви и казачества в период репрессий советского периода, а также к документам из истории Церкви и казачества в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.;
  • развитие системы непрерывного образования с казачьим компонентом, основой которой является православная вера. Между Синодальным комитетом и Московским государственным университетом технологий и управления им. Разумовского (Первый казачий университет) действует соглашение, и в течение последнего года в головном здании в Москве и почти во всех 18 региональных институтах этого вуза открыты духовно-просветительские центры казачества святых равноапостольных Кирилла и Мефодия;
  • увеличение числа священнослужителей, духовно окормляющих учебные заведения с казачьим компонентом: от детского сада до вуза;
  • усиление информационно-просветительского направления деятельности Синодального комитета по взаимодействию с казачеством.
В июне этого года впервые по благословению Святейшего Патриарха совместными усилиями Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия и Синодального комитета по взаимодействию с казачеством была разработана программа и организованы курсы повышения квалификации для руководителей епархиальных отделов. Мы проводили активную работу на информационно-методических семинарах в Москве, Волгограде, Самаре, Иркутске, Омске, Калуге, Ставрополе, Новороссийске, Красноярске и в других городах и регионах страны. Руководители епархиальных отделов, казачьи духовники в рамках курсов пополнили свои знания в сферах российского законодательства, экономических нововведений в нашей стране и за рубежом, управления религиозной организацией, церковно-государственных отношений, в области текущих общественных процессов.

В сентябре на заседании Высшего Церковного Совета обсуждалась и была принята Концепция Русской Православной Церкви по духовному окормлению казачества. Настоящая Концепция является основополагающим документом Русской Православной Церкви в сфере взаимодействия с казачеством. В ней представлена официальная позиция Церкви по вопросам духовной жизни казачьих обществ; установлены руководящие принципы деятельности епископата, клира и мирян в данной области; даны ключевые понятия и определения духовного окормления казачества; указаны основные направления взаимодействия подразделений Русской Православной Церкви со структурами казачьей самоорганизации, действующими на всей ее канонической территории.

В Концепции сформулированы основания духовного окормления и поддержки казачества, его цели и задачи, принципы реализации, описано пространство духовного окормления и поддержки казачества в применении к различным уровням казачьих обществ и общественных объединений казачества, учреждениям различных организационно-правовых форм, а также к органам управления, координации и обеспечения деятельности по взаимодействию с казачеством на канонической территории Русской Православной Церкви.

Концепция создает нормативную базу для разработки и совершенствования новейших актов Русской Православной Церкви, регулирующих процессы духовного окормления казачества, развивая положения «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» и других документов. Целью настоящей Концепции является приобщение казаков к Православию через их катехизацию, воцерковление и становление христианского образа жизни внутри казачьих обществ.
Для разработки данной Концепции была создана рабочая группа, в которую вошли представители Синодальных учреждений, органов государственной власти, научно-исторического сообщества, богословы, войсковые священники, атаманы войсковых казачьих обществ, а также специалисты в области казачества.
Сегодня мы видим, что славное казачество, расселенное в разных странах мира, способно подтвердить верность евангельским заповедям, объединиться вокруг Русской Православной Церкви для сохранения культурно-исторических и духовно-нравственных основ казачества в России и за пределами Российской Федерации. Наша задача — оказать всестороннюю помощь в развитии этого процесса. Сотрудники Синодального комитета по взаимодействию с казачеством убеждаются в верности этой мысли во время своих зарубежных поездок.

Во исполнение резолюции IV Всемирного конгресса казаков в течение прошедших трех лет сотрудниками Синодального комитета по взаимодействию с казачеством проделана большая и, на наш взгляд, плодотворная работа по духовному окормлению и объединению казачьих обществ и общественных организаций казачества за рубежом.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла председатель и сотрудники Синодального комитета совершили поездки для встреч с казаками и потомками казаков, а также со священнослужителями, духовно окормляющими наших соотечественников-казаков, проживающих за рубежами нашего Отечества, во Францию, Германию, Болгарию, Австралию, Украину, Беларусь, на греческий остров Лемнос. Цель визитов состояла в содействии сохранению и развитию культурно-исторических и духовных традиций российского казачества, объединению казачества вокруг Русской Православной Церкви, сохранению единого духовного и культурного пространства в странах дальнего зарубежья.

Поездки были организованы при поддержке Министерства иностранных дел Российской Федерации, посольств и консульств, федерального агентства «Россотрудничество» и его зарубежных представительств, Берлинской и Германской епархии, Корсунской епархии, Болгарской Православной Церкви, Белорусской Православной Церкви, «Музея лейб-гвардии казачьего Его Величества полка» в Курбевуа, казаков, проживающих за рубежом, атамана ВКО «Всевеликое войско Донское» В.Г. Гончарова.

Такое большое количество соработников позволило провести визиты четко, организованно и плодотворно.

Результатом сотрудничества стало создание исторического культурного казачьего общества «Общеказачья станица имени Донского атамана генерал-лейтенанта Африкана Петровича Богаевского». В настоящее время проходит процесс установления рабочих контактов и отношений с основными старинными казачьими объединениями во Франции. Думаю, что настало время поднять вопрос о создании Международного казачьего центра в Европе и о проведении общеевропейской  казачьей конференции, которая могла бы быть организована после V Всемирного конгресса казаков.

Мы развиваем контакты с казаками республики Беларусь, Чехии и Словакии, Сербии и Болгарии, США.

Нам хорошо известны особенности соработничества потомков казаков и священнослужителей Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) и РПЦЗ в Австралии. Сотрудники Синодального комитета вместе с представителями Россотрудничества участвовали в мероприятиях по поддержке русского языка, культуры и духовных традиций в среде русскоязычного населения казачьих станиц. К сожалению, мало кому известно, что на территории Австралии, при православных храмах, созданы 34 школы, где дети, никогда не посещавшие Россию, родившиеся в разных странах, но являющиеся русскими по своим корням, получают знания по русскому языку, русской литературе, Закону Божию, географии и истории России. Все это помогает им сохранять православную веру, русскую культуру, традиционный бытовой уклад.

Мы планируем до конца года посетить Митрополичий округ Русской Православной Церкви в Республике Казахстан и Бишкекскую епархию Среднеазиатского митрополичьего округа.

Во время встреч мы отметили, что казаки желают сохранять свою национальную идентичность, стремятся к объединению вокруг Русской Православной Церкви, хотят чувствовать нашу поддержку. И мы, невзирая на расстояния, устремлены возобновлять и развивать нашу историческую связь, исполняя тем самым свое послушание и волю Божию.

Понимание исторического времени, умение связывать прошлое и настоящее рождает сильное чувство, близкое к душевному подъему; оно перерастает в гордость за свой народ, за наше славное русское воинство. Все это вместе воспитывает в молодом поколении горячую любовь к Родине, к ее ярким и самоотверженным людям, жизнь свою посвятившим служению России. Помнить о них, принимать участие в поминальных мероприятиях является нашей общей обязанностью.
По итогам поездок возникло предложение в рамках казачьего направления Международных Рождественских чтений проводить отдельную международную секцию «Сохранение и развитие культурно-исторических и духовно-нравственных традиций казачества за рубежом». Мы просили возглавить работу этой секции Олега Владимировича Васнецова, директора Департамента по связям с субъектами Федерации, парламентом и общественными объединениями МИД России. Цель секции: дать возможность казакам и священникам, приехавшим из ближнего и дальнего зарубежья, познакомиться с политикой государства в вопросах взаимодействия с соотечественниками-казаками, проживающими за рубежом, нормативно-правовой базой, привлечь казаков к участию в целевых федеральных программах.

Выражаем надежду, что такие мероприятия помогут нашим соотечественникам-казакам, проживающим за рубежом, сохранять свою национальную идентичность и объединяться с целью сохранения единого духовного и культурного пространства в странах СНГ и дальнего зарубежья, ибо по словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «казачество — православное, и именно Русская Православная Церковь, на канонической территории которой возникло это сословие, несет ответственность за его пастырское окормление по всему миру».
_____________________
[1] Устав православного казака, Устав православного кадета, Основные направления духовно-просветительской работы в казачьих обществах, Примерное соглашение отдельского казачьего общества и прихода Русской Православной Церкви, Сборник чинопоследований для казачьих обществ, Молитвослов православного казака, Положение о войсковом священнике, Положение о коллегии войсковых священников, Положение о епархиальном отделе по взаимодействию с казачеством, Концепция Русской Православной Церкви по духовному окормлению казачества и др.

 

Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством
 


Вернуться назад