У
русского народа березовые рощи неизменно связаны с весельем. Помните,
«В березняке веселиться, в ельнике трудиться, а в сосновом бору Богу
молиться»?
Художник Архип Куинджи был по
происхождению греком. Может быть, это обстоятельство помогло ему увидеть
в березках не только источник радости, но и нечто большее, скрытое от
русского взгляда. Нечто за границами и скорби, и веселья, и мысли.
Как-то один художественный критик пошутил, что картины Куинджи нельзя
показывать эпилептикам — световые эффекты и интенсивные тона могут
вызвать у тех приступ. Действительно, люди, которые любят подумать,
вглядываясь в полотна, лучше избегать «Березовые рощи» Архипа Ивановича.
Там нет хитрых композиционных смыслов и хитросплетений авторского
замысла. Только световая вибрация. Порой мощная, подавляющая волю; порой
мягкая, милостивая.… А порой холодная, навевающая невольных страх.
Березы
на полотнах Куинджи играют роль немых свидетелей, статистов. А если
быть более категоричными – людей, живущих в этом мире. Главный же герой
его картин – Свет. Вряд ли кому-то придет в голову посетить березняк,
где Он обитает, с целью развлечения. Даже беглый взгляд на полотна
подсказывает, что этого лучше не делать. В «Березовых рощах» Архипа
Ивановича живет Страх Божий, и зайти туда можно только ради
Преображения, ради Фаворского Света.
Одни
называли Куинджи «русским Моне» за виртуозное раскрытие возможности
краски. Другие обвиняли художника в стремлении к дешевым эффектам,
использовании тайных приемов, вроде скрытой подсветки полотен. В конце
концов, на пике шума вокруг своего имени Архип Иванович просто ушел в
добровольное изгнание на 30 лет. В свои «Березовые рощи»…
http://fund.cyrillitsa.ru/pravoslavie/780-svet.html
Вернуться назад
|