Сайт Образование и Православие > Новостная лента > В Доме ученых открылась выставка "Древний Левант", посвященная Сирии

В Доме ученых открылась выставка "Древний Левант", посвященная Сирии


05.03.2016.
Анатолий Никольский, Народный художник России.

 
Новая выставка Народного художника России Анатолия Николаевича Никольского "Древний Левант" - одна из серии "Мир глазами художника". Эта серия - одна из самых поэтичных и пронзительных в творчестве художника, способного полностью погрузиться в атмосферу необычного места своего творческого путешествия.

В Левант художник совершает путешествие в 2001 году, где он создает запоминающийся образ сирийской пустыни в мягких тональных переходах песчаных оттенков: розовой охры, серо-коричневого, желтоватого. Его умение видеть красоту простого и непритязательного вылилось в прекрасную серию видов теперь уже «Песчаного моря», как называется одна из картин. Пустынное однообразие развалин античных храмов и верблюдов превратилось под кистью художника в одухотворенный уголок слияния бескрайнего неба и земли. Край, где жизнь, кажется, замерла, придал и композиции картин устойчивость, уверенное спокойствие, незыблемость.  Яркими экзотическими красками переливаются жанровые картины Дамаска «Фруктовая лавка», «Птичий рынок», «Сувенирная лавка». Это оазис в пустыне, а картина «Мандариновый рай» имеет  символическое значение.

Остается только согласиться со словами Серея Самойленко об этом периоде творчества Никольского: "Удивительная пластичность кисти художника и тонкая настройка оптики позволяют ему проникнуть в самую суть чужой культуры. ...

Анатолий Никольский был верен натуре на всем своем долгом и плодотворном творческом пути, и в последнее десятилетие он обрел второе дыхание. Его живопись становится легкой и поэтичной, он пишет в основном пейзажи и натюрморты, хотя в его профессиональной биографии были и портреты, и жанровые сцены. Повернувшись лицом к природе, художник стремится запечатлеть ее мимолетность, мгновенность, преходящесть. Поэтому многие его работы находятся в диапазоне между этюдом и законченной картиной, а стилистически Никольский все ближе приближается к, условно говоря, русскому импрессионизму — живопись его, избежав соблазнов авангарда и диктата соцреализма, во многом идет как раз оттуда. Картины животрепещущи в буквальном смысле слова: на работах Никольского трепет жизни ощутим в полной мере.

Воздух и свет, как кажется, главные стихии для художника, находящего материал для своих картин не только в чистом поле или на берегу моря, но и в городе. С природой у живописца отношения личные, чтобы не сказать интимные. Точность и легкость непринужденного мазка, прозрачность, чистота колорита — завидные качества живописи далеко не молодого мастера, сохраняющего ощущение уже упомянутого выше трепета жизни, который и передается лучше всего, может быть, именно в эскизах."

По материалам НСКТВ и ДУ СО РАН
 


Вернуться назад