Сайт Образование и Православие > Новостная лента > Как работает первый в России 3D-музей при Томском госуниверситете

Как работает первый в России 3D-музей при Томском госуниверситете


31.07.2016.
Первый в стране 3D-музей появился при ТГУ. От аналогичных проектов его отличает возможность распечатать точную копию экспонатов в любой точке мира. Заведующая лабораторией «Артефакт» Ольга Зайцева рассказала «Русской Планете» об идее музея.

 

Распечатайте мне копье

 

Процесс 3D-сканирования ирменского сосуда. Фото: Лаборатория «Артефакт» /vk.com

-Сайт устроен так: по каждому артефакту у нас есть фотографии, видео и статья. Там содержится объективная информация, которую писали ученые для того, чтобы широкая аудитория могла понять, что же это такое, где это найдено, какую роль в культуре играла эта вещь.

Сайт оснащен интерактивной картой с точными координатами мест археологических раскопок, где были обнаружены ценные исторические находки. Электронная версия музея — это полноценный источник информации для всех, кто интересуется археологией и историей Сибири. На онлайн-ресурсах большинства музеев можно найти виртуальные экскурсии по выставкам с описаниями экспонатов и их фотографиями. Но здесь применили принципиально новый подход демонстрации.

— Наш сайт отличается тем, что, кроме фотографий и описания, присутствует 3D-модель, — продолжает Ольга. — Соответственно, когда посетитель приходит на сайт и загружает себе модель, он может рассматривать ее с разных сторон, приближать, отдалять, видеть всевозможные ракурсы. Также он может эту модель измерять, делать какие-то разрезы, что важно для ученых, которые занимаются типологией предметов. Если бы мы получали только фотографию, мы бы не могли ее повернуть, рассмотреть все детали, приблизить — у нее всегда есть какое-то предельное разрешение. В нашем случае изображение можно увеличивать настолько, насколько позволяет человеческое зрение.

В качестве примера Ольга показывает экспонат. В фигурке из металла без труда угадывается человек с непропорционально большой головой. Различимы черты лица, руки, украшения. Туловищу уделено значительно меньше внимания, чем голове, что характерно для мастеров того времени. На экране ноутбука открыта программа с трехмерной моделью экспоната. Изображение в точности соответствует оригиналу вплоть до элементов рельефа и мельчайших шероховатостей. Видна даже бирка с инвентарным номером.

Главным новшеством музея является даже не это технологическое решение.

— Кроме того, что вы можете просматривать предметы онлайн, на сайте есть функция скачивания модели в формате OBJ. Формат OBJ позволяет вам распечатать эту вещь на 3D-принтере. То есть где бы вы ни находились, вы скачиваете этот файл и можете распечатать себе точную копию археологического артефакта.

3D-сканирование. Фото: стоп-кадр Youtube.com/Россия1

Формат OBJ является открытым и используется многими разработчиками 3D-графики, он может быть конвертирован в большое количество различных программных систем. Применение OBJ позволяет работать с трехмерными моделями максимальному количеству людей.

Сам принцип работы, предложенный музеем «Древнее искусство Сибири», можно широко применять в образовательной и исследовательской деятельности. Университеты по всему миру могут печатать наглядные материалы, неотличимые от оригинальных артефактов, для лекций по истории Сибири и демонстрировать их студентам. Процесс организации научных симпозиумов и конференций становится проще — больше не нужно везти на большие расстояния ценные археологические находки, их можно напечатать прямо там, где живет и работает специалист. Изучение сибирской истории ведется во многих научных центрах мира, включая Гарвардский университет, по этой теме проводятся международные встречи. Возможно, использование 3D-моделирования позволит консолидировать усилия ученых и добиться новых успехов в этой области.

С другой стороны, интерес к древности в наше время характерен не только для ученых. Люди интересуются историей земли, на которой они живут. Это проявляется в модных тенденциях, связанных с использованием этнических узоров в одежде и украшениях. Магазины по всему миру предлагают своим клиентам сувениры и предметы интерьера, связанные с культурой древних народов. И речь идет не только о туристических сувенирных лавках, искусные мастера выполняют весьма дорогостоящие заказы на этническую утварь. А что может быть интереснее и ценнее для любителей старины, чем точная копия реального археологического артефакта? Во многих городах проходят национальные фестивали, взять хотя бы томские «Праздник топора» и «Этнофорум» или масштабный красноярский «Мир Сибири». Все эти мероприятия указывают на возрастающий интерес к фольклорному искусству, и все они нуждаются в декорациях, создающих загадочную атмосферу древности. Так метод 3D-моделирования может послужить популяризации науки среди широкой аудитории.

— Есть люди, которым просто нравятся предметы искусства. И эти скачивания и распечатки моделей уже происходят, — делится впечатлениями автор проекта. — Люди нам пишут благодарности и просят расширять выставку. Пока на сайте присутствует 10 экспонатов. Проект только запускается, в нем поучаствовало всего три музея. Все предметы искусства оцифровать за одну человеческую жизнь невозможно. Но глобальный охват, чтобы он отражал все эпохи, разные регионы Сибири, в какой-то форме возможен.

Программы оцифровки музейных экспонатов запускают по всему миру. Варнерский археологический музей и Региональный исторический музей Пернике начали совместный проект с площадкой 3D-моделей Threeding. Более 150 экспонатов отсканировано и готово для скачивания. Смитсоновский музей в США несколько лет занимается оцифровкой своих экспонатов, но в настоящий момент отсканировано лишь несколько процентов. Говорить о приближении полного перехода к виртуальным музеям рано. По словам Гюнтера Вайбеля, руководителя программы оцифровки Смитсоновского института, даже если проводить полное сканирование всего за одну минуту и заниматься этим процессом круглосуточно, на полную оцифровку коллекций только американских музеев уйдет 270 лет.

Помимо общих проблем, связанных с переводом экспонатов в виртуальную плоскость, у музея «Древнее искусство Сибири» есть и специфические трудности. Связаны они в первую очередь с тем, что до революции большинство Сибирских археологических находок вывозилось в столичные музеи. Так, по указу Петра I была создана «Сибирская коллекция», выставляемая в Кунсткамере, а затем в Эрмитаже. Она состояла из наиболее ценных артефактов, найденных на территории Сибири. Но историческую несправедливость, прошедшую через века, можно восстановить при помощи современных 3D-технологий.

 

http://rusplt.ru/society/3dmuzey-v-tomske-27998.html
 


Вернуться назад