Сайт Образование и Православие > Новостная лента > Пакт протоиерея Геннадия Беловолова

Пакт протоиерея Геннадия Беловолова


10.08.2017.
Известный пастырь предлагает «царский путь» примирения России и Грузии …

5 августа отмечалось 234-летие со дня подписания Георгиевского трактата, спасшего Грузию от порабощения, потери земель и возможно полного небытия.
 
Георгиевский трактат - договор между Россией и Картли-Кахетинским царством в Восточной Грузии, был заключен 24 июля 1783 (по юлианскому календарю) в крепости Георгиевск. Договор был заключен по просьбе Царя объединенной Восточной Грузии Ираклия II (1720-1792), выдающегося государственного деятеля и полководца. Согласно договору, российское правительство принимало Восточную Грузию под свое покровительство и гарантировало ее автономию и защиту. По этому договору Ираклий II не мог иметь сношений с соседними государствами без ведома России.
 
8 августа – скорбная годовщина начала «вооруженного конфликта» в Южной Осетии.
 
Настоятель храма свв. апп. Петра и Павла в с. Сомино, научный сотрудник Литературно-мемориального музея Ф.М.Достоевского, директор Мемориального музея-квартиры св.Иоанна Кронштадтского в Кронштадте протоиерей Геннадий Беловолов в интервью «Русской народной линии» выступил с инициативой примирения России и Грузии.
 
Приближается очередная годовщина войны в Южной Осетии, которую по разные стороны конфликта называют по-разному. Официальное название в России - Вооружённый конфликт в Южной Осетии. В самой Осетии ее называют Грузино-осетинской войной, в Грузии — Российско-грузинской, нейтральные наблюдатели — Пятидневной войной, а в широком сознании она получила нумерологическое обозначение «Война 08.08.08.» или «Война 3-х восьмерок».

В следующем году исполнится уже десять лет этой войне, хотя дипломатически она все еще не завершена. Россия и Грузия и по сей день пребывают в состоянии разорванных дипломатических отношений. Грузия все более сближается с военным блоком НАТО. Международными силами предпринимается попытка разорвать наши исторические, культурные и, самое главное, духовные религиозные связи.

Безусловно, этот разрыв является для нас большим духовным уроном. Грузия не просто географическая соседка России, это, прежде всего, православная единоверная нам страна. Россия и Грузия являются столпами Православия в мире, от их взаимоотношений зависят судьбы Православия.

Политики конфликтуют и доводят конфликты до состояния войны. Война — это брак в деятельности политиков, результат их бездарности и непрофессионализма. Именно в эпоху бездарных политиков подчас развязываются страшные войны. О таковых можно сказать словами ПДД: «не справился с управлением». Михаил Саакашвили, выброшенный на обочину истории, – яркий тому пример.
 
Что же остается делать нам, простому народу? Быть зрителями на исторической галерке и отмечать юбилеи?

В деле восстановления отношений России и Грузии чрезвычайно важна народная дипломатия. Я сделал этот вывод, недавно побывав с паломнической поездкой в Грузии и открыв для себя православную Грузию. Я понял, что эта страна не только нам близка, но и насущно нам нужна. В Грузии на деле понимаешь очевидную вещь, что грузинский народ – это тот народ, с которым мы можем вместе молиться, причащаться, поклоняться одним святыням даже в состоянии политического конфликта. Ведь у нас одна православная вера, мы являемся чадами одной Вселенской Церкви. С церковной точки зрения, русские и грузины – представляют собой единый христианский род. Любой конфликт между православными странами должен быть квалифицирован как гражданская война, в которой с обеих сторон проливается христианская кровь. Для нашей совести должны быть особенно болезненными конфликты и войны между православными народами. Кстати, в последнее время наши недруги сталкивают Россию, прежде всего, с единоверными странами (Украина, Грузия, Приднестровье). «Война трех восьмерок» оказалась войной трех православных народов: русских, грузин, осетин. Кстати, в своей истории Россия практически никогда не вела войн с единоверцами. И осетинский конфликт - один из немногих в истории, в который оказались втянуты православные народы (к ним также можно отнести две последние Мировые войны, в которых по разным сторонам фронта сражались православные — румыны и болгары на стороне Германии).

Мы должны чаще бывать в Грузии, посещать ее монастыри и храмы, молиться у ее святынь. В Грузии я как-то особенно почувствовал всю ненормальность и неестественность состояния вражды между нашими странами. Вновь и вновь возникал вопрос, как исправить ситуацию, что еще в наших силах, кроме народной дипломатии? Как ни странно, неожиданный ответ я нашел у гробниц грузинских Царей.

В Тбилиси в патриаршем кафедральном соборе Цминда Самеба (Святая Троица) у надгробий двух грузинских Царей мне пришла в голову одна необычайная идея, которой я собственно и хочу поделиться накануне наступающих памятных дат.

В первый день пребывания на грузинской земле мы посетили кафедральный патриарший собор Святой Троицы в Тбилиси, возведенный совсем недавно, можно сказать, на наших глазах. Он был задуман в конце ХХ века как приношение грузинского народа к двухтысячелетию Рождества Христова и освящен в 2004 году. Строительство этого самого большого в Грузии храма можно сравнить с возрождением храма Христа Спасителя в Москве.

В нижнем храме собора мы увидели две каменные резные гробницы грузинских царей ХVIII века - Вахтанга VI и Теймураза II. В ответ на мой вопрос, как старинные могилы оказались в новом храме, нам рассказали, что это всего лишь кенотафы, в которых нет погребений. Оба царя были похоронены в России. В разное время они совершали дипломатические поездки к русским императорам, чтобы просить помощи Грузии. По стечению обстоятельств, а лучше сказать, по особому промыслу Божию, эти два грузинских царя скончались в России, где и были погребены.

Царь Картли Вахтанг VI (1675 — 1737), исключительно яркая личность в истории Грузии: выдающийся государственный деятель, законодатель, ученый-филолог, грузинский писатель и переводчик. Он был основателем в Тбилиси первой типографии (1709 год), в которой печатались как богослужебные, так и светские книги. В 1712 году была издана поэма Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре» с комментариями Вахтанга. Будучи знатоком восточных языков, царь Вахтанг перевел с персидского «Калилу и Димну». Переложил в стихотворные формы «Ответы Сократа». По инициативе Вахтанга VI были переработаны в один свод древние грузинские летописи «Картлис Цховреба». Ему принадлежит Судебник царя Вахтанга. А свободные минуты царь Вахтанг посвящал поэзии. 

Будучи современником Петра Первого, царь Вахтанг выступал за союз с Россией, надеясь с ее помощью освободить Грузию от иноземных захватчиков. В начале XVIII века Грузия подвергалась агрессии турок-осман, и грузинский царь Вахтанг IV, лишенный престола, нашел убежище в России, куда переселился в 1724 году. Последние годы жизни он провел в Астрахани, где и умер в 1737 году, был погребен в Успенском Соборе Астраханского Кремля.

Второй царь — Теймураз II (1700 -1762), из династии Багратидов, был царем Кахетии и Картли (центральная Грузия). Известен в грузинской культуре как поэт-лирик. В своей внешней политике также ориентировался на союз с Россией. В 1761 году он совершил дальнюю поездку в Санкт-Петербург, просить императрицу Елизавету Петровну о военной помощи в противостоянии с Персией. Здесь он сблизился со многими представителями русского общества. Интересно отметить, что пребывание в России нашло отражение в поэзии царя Теймураза, который посвятил стихи петербургской красавице Варваре Александровне Бутурлиной.

Переговоры были прерваны неожиданной кончиной императрицы. Для чувствительного грузинского царя это стало потрясением, и буквально через несколько дней он сам скончался в Санкт-Петербурге. Процессия с телом царя смогла доехать только до Астрахани.

Доставить гроб в Грузию через Северный Кавказ не удалось, и Теймураз был похоронен в подклети Успенского собора Астраханского кремля рядом с царем Вахтангом.

Так Астрахань неожиданно стала «пантеоном» грузинских царей, местом паломничества для грузин.

Может быть, для нас погребения грузинских царей в России — это малоизвестный и малозначащий исторический факт, но для современной Грузии это имеет особое значение. Многие церковные, общественные и культурные деятели Грузии выступают за возвращение грузинских царей на родину. Еще в период строительства кафедрального собора в Тбилиси возникла идея перезахоронения царских останков, которую поддержал патриарх Илия II. На разных неформальных уровнях этот вопрос обсуждался с Россией. Но после войны 2008 года переговоры по этой теме по понятным причинам прекратились.
Стоя у этих пустых царских гробниц, я как раз и подумал, а почему бы России самой в качестве жеста доброй воли не вернуть на родину погребения грузинских царей? Это было бы актом исторической справедливости, стало бы исполнением последней воли самих усопших и воплощением надежды грузинского народа. Мы бы вернули Грузии самое дорогое — ее историю, ее память, ее царских героев. Надо знать любовь грузин к своей истории и к своим Царям, чтобы понять значение этого акта.

В контексте нынешней политической ситуации это стало бы великим и благородным поступком России, который показал бы Грузии, что Россия искренне желает добра своей соседке. Грузия увидит нашу искренность и поймет, что мы желаем ей блага и духовного возрождения. Абсолютно уверен, что грузины по достоинству оценят этот дар, и он навсегда останется в памяти грузинского народа. Его не забудут не только нынешнее поколение грузин, но и будущее.

Это была бы уже настоящая царская дипломатия. Именно грузинские цари, которые всегда были защитниками своего Отечества, могут стать «высочайшими» дипломатами, которые способны сблизить и примирить наши страны. То, к чему стремились цари Вахтанг и Теймураз, то, ради чего они приезжали в Россию в XVIII в., они могут воплотить в XXI веке с помощью современных дипломатов и политиков. Возвращение царских гробов в Тбилиси стало бы успешным завершением их исторической миссии.
 
Как известно, 5 августа мы вспоминали день подписания Георгиевского трактата, спасшего Грузию от порабощения, потери земель и, возможно, полного небытия. Было бы символично совершить этот дар именно в день заключения Георгиевского трактата как продолжения наших союзнических отношений.

Современные политики также должны оценить исторический потенциал этой «царской дипломатии», понять, что это история дает нам просто чудесный шанс.
 
P.S. Не знаю, читают ли страницы «Русской народной линии» в Министерстве иностранных дел России и как донести смысл этой инициативы нашему уважаемому министру иностранных дел Сергею Викторовичу Лаврову.

Очевидно, что передача Царских останков могла бы стать новой страницей в отношениях России и Грузии. Если современным политикам трудно договориться, то их посредниками могут стать грузинские цари, которые волею судеб, оказались погребенными в России. 

Акт возвращения Царских останков Грузии мог бы стать переломным моментом в российско-грузинских отношениях. Для этого нужно проявить политическую волю с обеих сторон на самом высоком уровне.

Уверен, что рано или поздно царские останки все равно будут возвращены в Грузию, воздвигнутые гробницы не останутся пустыми. Но, как говорится, чем быстрее – тем лучше. История не любит ждать.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/08/08/pakt_protoiereya_gennadiya_belovolova/
 


Вернуться назад