Как пояснили в Херсонесе, средневековый человек воспринимал храм несколько иначе, чем наши современники. «Нам трудно допустить, что можно что-то рисовать на его стенах, иначе как варварство это не воспринимается. А в древности паломники часто процарапывали на церковных колонах и стенах короткие молитвенные надписи, кресты или иные христианские символы, например, кораблики, якоря. Такие средневековые «граффити» сохранились на стенах прославленного храма Гроба Господня, знаменитого константинопольского Софийского собора, Софийских соборов Киева и Новгорода, и ряде других святых мест», – напомнили специалисты.
Херсонес также являлся одним из паломнических центров, его нередко посещали паломники на пути в Иерусалим. Ученые предполагают, что так оказался в Корсуни и древнерусский паломник Ксенофонт, нарисовавший на стене одного из херсонесских храмов крест и оставивший свою подпись: Сьнъко (ѱ)ъ ид(а) [кр]҃с[т]ъ.
Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический» – одно из крупнейших в России научно-исследовательских и музейных учреждений. Его коллекция насчитывает более 214 тысяч экспонатов, в архивах хранится около 90 тысяч документов, а научная библиотека содержит более 30 тысяч книг.