Киев, 6 декабря 2019 г.
Священный Синод Украинской Православной Церкви, обсудив последние события в сфере межправославных отношений, заявляет:
- Вынуждены констатировать, что в результате антиканонических
действий Константинопольского Патриархата в Украине, а также в связи с
принятием в общение Предстоятелями Элладской и Александрийской
Православных Церквей раскольнической «Православной Церкви Украины»,
ситуация в мировом Православии значительно ухудшилась, и разделение
между Поместными Православными Церквами углубилось не только на
административном, но и на духовном уровне — то есть на уровне общения в
Таинствах.
- Стало очевидным, что этот кризис является не
только проблемой двусторонних отношений между Константинопольским и
Московским патриархатами, но касается всего мирового Православия —
всех Поместных Православных Церквей, поскольку разрушает сами основы
жизни и миссии Церкви Христовой. Эта проблема имеет не
административный, а экклезиологический характер. Наружу вышла новая
концепция первенства Константинопольского Патриарха как «первого без
равных» в мировом Православии, которого никогда не знала Православная
Церковь, и фактически является нарушением принципа соборности Церкви
и следствием неправильного понимания природы Церкви вообще и роли
отдельной Поместной Церкви в Теле Церкви Христовой в частности. Кроме
того, Константинопольский Патриархат начал допускать к сослужению лиц,
не имеющих священного сана, что является кощунством и
надругательством над Евхаристией.
- Учитывая это,
прекращение Украинской Православной Церковью евхаристического общения с
Константинопольским Патриархатом и с Церквями и иерархами, которые
признали раскольников, является не злоупотреблением Евхаристией или
тем более шантажом Евхаристией, как некоторые иногда говорит, а
наоборот является защитой Евхаристии и сохранением канонической и
духовной чистоты и непорочности Церкви. Ведь Господь наш Иисус
Христос, по слову святого апостола Павла, «возлюбил Церковь и предал
Себя за нее …чтобы представить ее Себе славной Церковью, не имеющей
пятна, или порока, или чего-то подобного, но дабы она была свята и
непорочна» (Еф. 5: 25-27).
- Именно по этим причинам ложными
и манипулятивными являются обвинения в адрес Украинской Православной
Церкви в том, что якобы она движется к самоизоляции, прекращая
евхаристическое общение с теми, кто вступил в общение с не
раскаявшимся раскольниками. На самом деле мы отстаиваем чистоту
канонического предания Церкви, защищаем Церковь от кощунства. Иначе,
если к священнослужению допускаются лица, не имеющие законных
хиротоний, если раскол объявляется Церковью, а настоящая Христова
Церковь игнорируется или называется расколом, то возникает опасность
подмены Церкви. Кроме того, такими антицерковными действиями
стирается грань между Церковью и расколом. В результате создается
новая «церковь», основанная людьми, вместо той, которую основал
Господь наш Иисус Христос, приобретя ее Себе Кровию Своею (см. Деян.
20:28).
- Один из базовых принципов канонического права
Православной Церкви заключается в том, что тот, кто вступает в
евхаристическое общение с отлученным, сам отлучается от общения с
Церковью. В связи с этим, принятие некоторыми Поместными Церквами в
общение лиц, совершивших раскол в других Поместных Церквях, не
принесли за это покаяние и не имеют действительного священного сана,
автоматически ставит перед ними вопрос о том, не является ли
дальнейшее пребывание в евхаристическом общении с раскольниками
соучастием в этом грехе и нарушением приведенного выше канонического
принципа?
- Считаем, что единственным способом выхода из
этого кризиса является всеправославное соборное обсуждение и решение
всего комплекса этих проблемных вопросов. Осознавая все сложности,
связанные с созывом такого Всеправославного совещания, другого выхода
из кризисной ситуации мы пока не видим. Поэтому приветствуем
инициативу Блаженнейшего Патриарха Святого Града Иерусалима и всей
Палестины Феофила III о созыве Всеправославного собрания в Иордании. В
тяжелые времена истории нашей Церкви уже был случай помощи
Иерусалимского Патриархата, когда в 1620 году Патриарх Иерусалимский
Феофан в Киеве возобновил православную иерархию на замену ушедших в
унию под давлением тогдашней польско-литовской власти. Одобряем,
благодарим и с надеждой смотрим на подобные призывы к Всеправославному
совещанию от Предстоятелей и иерархов других Поместных Православных
Церквей, которые начали все чаще и сильнее звучать в течение
последнего времени.
- Констатируем, что к сожалению, в жизнь
мирового Православия начали грубо вмешиваться геополитические и
политические факторы. В результате отдельные Поместные Церкви начали
принимать свои церковные решения под влиянием этих факторов вопреки
церковным канонам и многовековой традиции Церкви. Мы понимаем, что
каждая Поместная Церковь совершает свое служение в рамках того или
иного государства, а иногда и нескольких или многих государств. Часто
тот или иной православный народ исторически очень тесно связан как с
собственным государством, так и со своей Поместной Церковью. Однако,
по нашему глубокому убеждению, каждая Поместная Церковь в своем
служении Богу должна быть выше чем национальные, государственные или
политические границы и интересы и не поддаваться внешнему давлению,
помня, что Царство Божие, которое мы проповедуем, есть не от мира сего
(см. Ин. 18:36). Если каждая Поместная Церковь будет ассоциировать
себя исключительно с интересами собственного государства, то мировое
Православие не сможет быть единым, ведь бывает, что государства
конфликтуют или воюют между собой, но Церковь должна сохранять
единство и примирять людей, а не становиться стороной или средством
противостояния. Выражаем надежду, что Святая Православная Церковь с
помощью Божией найдет силы преодолеть эти вызовы и сохранить свое
единство, поднявшись выше национальных и государственных границ и
интересов, ведь во Христе нет «ни эллина, ни иудея …варвара, скифа,
…но все и во всем Христос» (Кол. 3:11).
- Обращаемся к
архипастырям, пастырям, монашествующим и мирянам нашей Украинской
Православной Церкви. Дорогие владыки, отцы, братья и сестры! Не без
промысла Божия так случилось, что именно по Украине и по нашей Церкви в
рамках мирового Православия сегодня пролегает грань между Церковью и
расколом. В этой ситуации мы должны сохранить чистоту канонического
устройства и учения Церкви. Нас пугают самоизоляцией. Но когда мы
живем в истинной вере, то самоизоляции не может быть, как говорил об
этом светлой памяти Митрополит Киевский и всея Украины Владимир: «Со
Христом не бывает самоизоляции». Фактически, сегодня наша Украинская
Православная Церковь, переживая различные испытания, отстаивает
единство всего мирового Православия. Не бойтесь! Вы находитесь в
истинной Церкви! Любите Церковь, берегите Церковь и себя в Ней,
потому что через Нее Господь нас спасает. А все остальное оставьте на
волю Божию. Помните, что не люди управляют Церковью, а Сам Господь.
Будем же молиться, чтобы Господь Духом Своим Святым исправил все
ошибки человеческие, очистил нас от всякой скверны и спас души наши!
Вернуться назад
|