Сайт Образование и Православие > Новостная лента > Созвучие русского рока и православия

Созвучие русского рока и православия


15.11.2010.
Смотри, Господи, вот мы уходим на дно,
Научи нас дышать под водой.
Б.Гребенщиков («Аквариум»).

Стоят одни на пустырях,
Другие плачут у дорог.
Забыли люди о церквях,
Забыли люди рок.

Д.Варшавский («Черный кофе»).

Церквушки

За последние 10 лет можно наблюдать сближение двух традиций мысли – православия и русского рока (безусловно, русский рок в первую очередь является традицией мысли, а уже потом музыкой). Созвучие это проявляется, например, в протесте против попсы. Попса – это не только Бритни Спирс, ее понятие намного шире. Попса – это примитивизация, стадность, общество потребления, пошлость… Мир попсы – это мир зла, тьмы.

Русский рок – это крик: «Мы не хотим слушать песни, в которых поется, что «мой джип делает би-бип!» Русский рок – для тех, кто привык думать. И глубокий мир православия с его сложным вероучением – тоже для думающих. Но если русские рокеры увидели в «Виа Гре», «Блестящих» и т.д. – примитивщину, то православие уверенно, что попса есть и в мире религий («духовные макдональдсы» сект[i]), и здесь кричащие голоса этих традиций мысли соединяются в один: «Люди, будьте сложнее, будьте интереснее, будьте людьми, в конце концов!» (во время исполнения Шевчуком песни «Попса» на концерте, посвященном 1020-летию Крещения Руси, на больших экранах, стоящих у сцены, можно было увидеть не только лица известных поп-звезд, но и собрания харизматов…

Почти за 2 тысячелетия до появления русского рока прозвучали очень рокерские слова Одного Галилеянина: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф.7:13,14). Под этими словами может подписаться любой рокер, он скажет вам: «Я не хочу шагать строем в рядах, идущих на концерты «Фабрики звезд», не хочу быть просто потребителем!.. Я не хочу жить и думать, как все».

Печать зверя[ii], клеймо стада,

Девиз бойни: «Всегда рады!»

Козлов кодлы пасет воля,

Шагать строем – слепых доля![iii]

К.Кинчев («Алиса»).

Печать зверя

По слову апостола Иоанна, мир лежит во зле (1 Ин.5:19). Об этом же – крик русского рока. Вот кинчевская песня «Антихрист», под которой, как мне кажется, подпишутся многие православные:

Каждый роет свое себе,
Личной совестью выжит стыд.
Для напора в слепой борьбе
Кукловодам открыт кредит.
Загребаем ковшами жар,
Да без меры стрижем с куста,
А над этим ползет пожар
Антихрист – мегазвезда.

Огни лукавых столиц
Ворожат беспечные души.
Пустота
Гнезда вьет изнутри.
Смотри на сытую грязь,
С ними ты завязан по уши,
Ты здесь жил,
Так иди и смотри!

К.Кинчев («Алиса»).

Антихрист

В этом мире, с позиции православия, всем заправляет отец лжи и попсы – дьявол (он – мегазвезда). Но ведь русский рок в лице некоторых исполнителей тоже уверен в этом! Вот пример:

Бесы напали на землю,
Бесы попутали души.
А ты, окутанный ленью,
Совсем ослеп и оглушен.

Они бесы! Бесы! Бесы!

Бесы забрались на крышу,
Бесы прилипли на кости.
Тебя во сне укусили
Твои незваные гости – они!

Они по вертикали,
А ты горизонтально.

Бесы расставили сети,
Бесы тебя отравили.
А ты беды не заметил,
Твои отныне соседи – они!

Д.Варшавский («Черный кофе»).

Они бесы

Православие и русский рок – едины в своем стремлении разбудить людей, вырвать их из «матрицы» тьмы-попсы… Варшавский поет об этом так:

Мертвые души, проснитесь!

Я обращаюсь к душам вашим,
Может, они еще живы?
Их так легко загубить в жизни нашей
Быстрой, фальшиво-красивой.

Мертвые души, проснитесь!
Песня зовет вас и стих.
Вслушайтесь, люди, быть может,
Это - последний мой крик![iv]

Д.Варшавский («Черный кофе»).

Мертвые души

Но все же русский рок во многом – только созвучен православию, но не воцерковлен. И мне кажется, что это неправильно. Шевчук как-то с негодованием сказал: «Почему рок всегда против? Почему он не может быть за?» Но вопрос, быть за – за что? «Если есть тьма, значит должен быть Свет» – поет Цой. Русский рок против тьмы, это безусловно, но многие рокеры еще не обратились к ее антиподу – к Свету… Рок в большей части своей находится в состоянии доправославного Кинчева. Он перед выбором, «на пороге Храма»… У Кинчева есть потрясающие строки: «Жизнь ради битв или битва за жизнь, все в наших руках». Он выбрал битву за жизнь, но русский рок пока еще живет ради битв…

Выше был приведен отрывок из песни «Мертвые души» («Черный кофе»), но есть еще два куплета… Русский рок в большинстве своем «исповедует» эти первые куплеты, но следующие за ним – пока еще нет. Но если рокеры все же войдут в Храм, то тогда они искренне смогут допеть песню Варшавского «Мертвые души»:

Тело и разум ты закалил,
Но, друг, о главном забыл!
В гроб заколотят все, чем ты был,
Ты ближнего не возлюбил!

Сгинет в могиле тело,
Мозг превратиться в прах,
А сокровенное слово
Будет жить вечно в сердцах!

Д.Варшавский («Черный кофе»).

Мертвы души

Итак, «мертвые души» должны проснуться, чтобы научиться любить[v], потому что любовь – это лучшее оружие против попсы. Не любить – слишком попсово. Бог есть любовь[vi]. Попса – удел спящих, это правда. Когда ты спишь – ты в темноте, во мраке. Об этом Кинчев поет так: «Мрак – итог опущенных век. Слепая тяга ко дну пережила Вавилон» («Иго любви»). Но когда ты просыпаешься, когда ты открываешь глаза, но не идешь на Свет, то ты так и останешься в той же тьме, которая была и во время сна… Многие русские рокеры проснулись, но не обратили свои лица к Свету (надеюсь, пока что). А Кинчев, проснувшись, не потерялся. И посмотрел в Небеса[vii].

Каков путь русского рока дальше? «Камо грядеши» – куда идешь? Но определенно, что перед рокерами стоит вопрос:

Кто
Готов не прятать глаза?
Готов открыто принять
За благо – иго Любви?

К.Кинчев («Алиса»).

Иго любви[viii]

Я уверен, что русский рок должен «уйти в Небеса» – у него нет другого выбора[ix]. Постараюсь аргументировать этот тезис ниже.

Начну с исповеди. Когда я был маленьким, мои родственники говорили мне, что в этой жизни нужно хорошо устроиться. Твоя цель – зарабатывать деньги, потому что они нужны для того, чтобы есть, пить, одеваться, обеспечивать семью, покупать разные вещи и т.д. Не имеет значения, чем ты будешь заниматься (главное, чтобы никого не убивал), но деньги зарабатывать надо.

Я был не согласен с ними. Мне было больно это слышать. Я злился. Я возмущался. «Нельзя же так жить! – кричал я. – Нельзя себя посвятить деньгам, потребительству!..» Но мне отвечали: «Ты такой умный, да? Но без денег – наших денег – ты бы не прожил. Ты говоришь о духовности, но духовность без денег невозможна! Чтобы ходить в театр, нужны деньги, которыми ты оплатишь билет (под духовностью они понимали искусство, – П.М.)… Без денег – смерть, потому что на них покупается еда…» И в том же духе.

Я им не мог ничего доказать – не хватало ума. Да я и сам не понимал, почему протестовал против заповеданной мне жизни… А когда пытался возразить («Ну так же нельзя, потому что должно же быть что-то выше денег!..»), то на меня смотрели свысока и насмешливо улыбались. В их улыбке я читал: «Эх, малыш, да что ты понимаешь в жизни? Ты мал и глуп, а мы знаем жизнь! Придет время, и ты разуверишься в своих детских глупостях!..»[x]

Я думал, что в этом протесте – я один. Чувствовал себя одиноким. Но это было не так…

Жаль, что я поздно познакомился с биографией «панка» в русской религиозной философии Розанова. Когда он был маленьким, то спросил родителей, что ждет его в будущем. Они ответили: «Вырастешь, доучишься, пойдешь на службу, женишься, родишь детей…» Он заплакал, когда услышал это. «Какая примитивная жизнь ждет меня!» – думал он, и слезы текли по щекам… Итак, я не знал, что русская философия – за меня.

Кроме этого, я и не подозревал, что и русский рок тоже поддерживал мою позицию! Я не слышал в детстве, с какой ненавистью и презрением пел Летов:

Дольше, живите дольше,

Живите дольше!

Рожайте больше!

Р.Неумоев. Красный смех[xi]

Жаль, но я не знал о существовании такой группы, как «Черный кофе», у которой есть песня «Ты молот»:

Ты был молод и горд,
И строить свой дом только начал.
Ты брал жизнь в оборот,
Но теперь – всё иначе.

Ты думал всё за деньги…

Вот твой дом на горе
Не крепость тебе, а тюрьма.
Сон развеялся где: что ты видел
Светом, всё тьма.

Ты построил свой дом горбом,
Но не в радость тебе он, в тягость.
Не найдёшь ты в нём даже днём с огнём
Угол, где спрятана святость.

Скоро рухнет твой дом,
Решай что спасать: дом иль душу?
Но ты – то закрываешь руками
Глаза, то уши.

П.Смеян («Черный кофе»).

Ты молот

Не слышал я никогда и Кинчева, у которого есть такие горькие слова:

Радость норы: холодильник, сортир да аптека.

К.Кинчев («Алиса»).

Огонь да вода

И я даже не мог и предположить, что и Абсолют, Сам Бог – тоже был за меня! Вот что было сказано Им: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело – одежды? Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или: что пить? или: во что одеться? Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всём этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний день сам будет заботиться о своём: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф.6:24-34).

Итак, оказалось, что протест против тьмы-попсы – это то, что приветствуется религиозными мыслителями, русским роком и Самим Богом.

После окончания 9 классов школы я поступил в Днепропетровский юридический лицей. Куратором нашей группы был преподаватель украинской литературы Бурлаков Александр Сергеевич. Это очень оригинальный человек, который видел мир совсем не так, как все люди. На каждом уроке параллельно с украинской литературой он излагал нам свои размышления по тем или иным вопросам, и часто это граничило с гениальностью…

…Прошли годы, но он, кажется, совсем не изменился. Недавно я, уже не лицеист, а сам преподаватель, как-то гулял с ним по улице. Мы беседовали на разные темы. Во время беседы Александр Сергеевич заявил мне, что у него есть очень интересная интерпретация сказки о колобке. В ней он видел всю историю человечества. «Как и колобок, человек бежал от Создателя», – утверждал Бурлаков. Потом он минут 10 объяснял, что значат те или иные животные, связывая их с разными трагическими событиями в истории человечества… А под конец с горящими глазами спросил: «А ты знаешь, что означает лиса?» Я молчал в недоумении. И тогда он почти закричал в ответ, размахивая руками: «Ну она же оранжевая, оранжевая!» Я смеялся… Конечно, это был стеб (он стебался почти всегда), но за этой манерой разговора часто скрывалось много мудрого.

Именно Бурлаков приучил меня к поэзии, мои взгляды на нее сформированы исключительно им.

Еще одной его отличительной особенностью Александра Сергеевича было хулиганство. Но это «умное» хулиганство, им он пытался до нас донести что-то важное… Например, Буралков однажды подошел к одной девочке из 11 класса, одетой откровенно открыто и гламурно, с улыбкой положить ей руку на плечо и сказал: «Машенька, зачем тебе быть учительницей? Интеллигенция – это не модно. Это не звучит. Лучше быть проституткой. Это же замечательно! Представляешь, твои дети приходят в школу, а их учительница спрашивает, кто ваша мама. Ты только подумай, с какой гордостью они ответят тогда: «Мы – дети проститутки! Да-да, именно проститутки, а не какой-то там училки!..» Он договорил, и с улыбкой пошел дальше, оставив ее в задумчивом испуге… За этим хулиганством скрывался затаенный смысл: «Маша, ну зачем тебе следовать глупым стереотипам о женщинах, приносить себя в жертву гламурности?! Зачем тебе одеваться так, что каждый пацан пялится на тебя, как на придорожных девок?! Ты думаешь, что красива? Но ты больше вульгарна…» Он очень часто говорил девочкам, что настоящим мужчинам нравится скромность в женщинах, что они не любят стервозность… Он утверждал, что беспорядочные половые связи приводят к трагедии сердца – раздаривая его всем подряд, ты рискуешь остаться бессердечным, когда появится в жизни Та, которая была предназначена тебе Богом. Ты тогда не сможешь Ей ничего подарить, потому что в твоей груди будет зиять пустота…[xii]

В своем ощущении мира Бурлаков был созвучен русским рокерам и Кинчеву, не смотря на то, что никогда не являлся поклонником этой музыки. По духу он был настоящим панком. Бурлаков сам неоднократно говорил, что на его жизнь очень сильно повлияло ознакомление с некоторыми явлениями из мировой истории, содержащими в себе «панковский» протест, например, с жизнеописанием Диогена. Он очень часто нам рассказывал с восторгом следующую историю:

«Однажды Александр подъехал к Диогену и сказал:

- Я Александр – великий царь!

- А я – Диоген-собака. Тем, кто мне подаёт, я виляю хвостом, тех, кто отказывает, облаиваю, а прочих – кусаю.

- Не хочешь ли ты отобедать со мной?

- Несчастлив тот, кто завтракает, обедает и ужинает, когда захочется Александру.

- А ты меня не боишься?

- А ты – добро или зло?

- Разумеется – добро.

- Кто же боится добра?

- Я правитель Македонии, а скоро и всего мира. Что мне сделать для тебя?

- Отойди чуть в сторону, ты закрываешь мне солнце!

Тут Александр отъехал к своим друзьям и подданным и сказал:

- Если бы я не был Александром, я стал бы Диогеном».

И лишь со временем Бурлаков увидел, что «Диогены» есть и в православии, и даже больше – что православие одухотворило «панковство» всех времен и народов, придало ему более глубокий смысл, наполненный стремлением к Вечности… Это, как мне кажется, стало одним из факторов обращения Александра Сергеевича в православие.

Но самой главной темой у Бурлакова был Бог, Библия и православие[xiii]. Именно он привел меня в Церковь. Бурлаков выступил провокатором, однажды сказав на занятии, что в Библии есть ответы на все вопросы. И я взял эту книгу, как неоткрытый и незнакомый дар человечеству. А потом… Нагорная проповедь, Гефсиманская молитва, Распятие, слезы на моих глазах и… благодать! Я почувствовал Бога в себе. Я понял сердцем, что эта книга не может быть придумана, не может быть ложью, потому что этот Бог – «тут»!.. Но мне, как и Кинчеву, трудно выразить этот духовный переворот «полноценно»…

Читая Евангелие, понимаешь, что Христос ведет Себя очень по-рокерски. Апостол Иоанн пишет, что главный продюсер всей попсы искушал Его, предлагая контракт, а взамен обещает богатство и славу (Мф.4:1-11). Но Христос отказался, потому что согласиться – это уж очень попсово…

Он протестовал против попсы до самой смерти. Народ хотел сделать Его Царем, но Он посчитал это сором, Он как бы сказал: «Не хочу я на «Фабрику Царей». И поступил «неформально» – поднялся на Голгофу… Его протест против попсы был самым высоким – это был протест любящего сердца, готового на самопожертвование ради Бога и человека… Христос родился в нашем мире, мире, о котором Варшавин поет: «Забыли люди о любви, забыли люди рок» («Церквушки»). В мире, где не любить – это попса, Христос говорил о любви. И доказал это делом – взял Крест.

Брошусь на землю у ног распятья,
Обомру и закушу уста.
Слишком многим руки для объятья
Ты раскинешь по концам креста.

Для кого на свете столько шири,
Столько муки и такая мощь?
Есть ли столько душ и жизней в мире?
Столько поселений, рек и рощ?

Б.Пастернак.

Магдалина

И лишь спустя несколько лет я впервые услышал Кинчева, который пел о Христе… И понял, что мы с ним – созвучны, что моя религия – религия хулиганов – духовно едина с творчеством Константина Евгеньевича. Мы с ним, как оказалось, на одной «волне», Кинчев и я… Мы вместе!



И если кто-то думает так же, как я,

Мы с ним похожи точь-в-точь!

Мы вместе!

К.Кинчев («Алиса»).

Мы вместе!



Православный Кинчев стал для меня дверью в мир русского рока, потому что он был в одной лодке с Б.Г., группой «Черный кофе», Арефьевой, Шевчуком, Цоем и т.д., и я не мог не заинтересоваться его «попутчиками». В этих новых лицах я увидел многое, что роднило мое сердце – сердце верующего – с их сердцами – сердцами рокеров…

Итак, русский рок и православие – в одном окопе. Мы – духовно близки. Это доказывает хотя бы то, что мы – похожи друг на друга… Попробуйте переодеть длинноволосого, бородатого рокера в рясу и отправьте с Евангелием в храм – да ни одна бабка не признает подмены!

В мире Церкви есть те, кого я могу назвать «православными неформалами» – монахи. Это люди, которые протестуя против мира, больного попсой, уходят подальше от больших городов, чтобы петь – петь молитвы в своей душе…

Но больше всего меня поражают «православные панки» – юродивые. Это слово означает «урод». Юродивые бросают вызов миру Тимати и шансона, миру потребителей: вот, смотрите, я могу жить не так, как все вы! У вас – культ одежды, а я буду ходить в лохмотьях! Вы всю свою жизнь свели к тому, чтобы потреблять, а я – бездомен и не терзаюсь духом, что мне есть и что пить! Вы живете в мире идолов, а у меня есть Бог!

Был один юродивый, который притворялся пьяным, когда его начали почитать за святого. Приезжают к нему зеваки, а он храпит на пороге своей кельи! Они, конечно, возмущены, что их «обманули» сказавшие, что в зоопарке монастыря появилось редкое животное под названием святой. Они не поняли, что этот «панк» зашифровал в своем поведении презрение к славе… Как это объяснить?

Циничный привкус, богемная вязь

И беспросветный гламур.
Клубится пена, фуфырится грязь
Тщеславьем дутых фигур.

К.Кинчев («Алиса»). А тут

Юродивые своими действиями вызывали со стороны людей презре­ние к себе, отторжение, и таким образом побеждали «тще­славие дутых фигур» внутри себя…

Но не смотря на то, что вы прочитали выше, я не считаю, что правильно ставить знак равенства между тем, как протестуют православные святые и многие русские рокеры. Очень часто протест последних – не так уж «умен», в отличии от благочестивого «стеба» святых. Об этом анекдот: панки получили письмо со следующим содержанием: «Привет, панки! Мне очень хочется быть одним из вас. Я не моюсь, не бреюсь, хожу в грязной одежде, люблю лежать в своей рвоте, у меня вши и глисты. И чтобы окончательно доказать вам, что я смогу быть настоящим панком, я взял – и эту бумажку, на которой пишу письмо, использовал в качестве туалетной бумаги». Панки прочли, после чего отослали ему ответ: «Да, друг, ты бесспорно крут. Но в панки мы тебя не возьмем, потому что панки вообще не пользуются туалетной бумагой».

Но хулиганить можно и по-святому. Помните фильм «Остров» Лунгина, в котором отец Анатолий (его сыграл известный рокер П.Мамонов (группа «Звуки Му»), святой «панк», «гонял бесов», «спрятавшихся» в сапогах и одеяле настоятеля монастыря отца Филарета? Это закончилось тем, что он уничтожил вещи, а отец Филарет чуть не задохнулся дымом из печи… Какой смысл в этой «глупости» – напомню. Привожу диалог отца Анатолия и отца Филарета после «гонений на бесов»:

Отец Анатолий. Ну чо смотришь? Страшен я? Такой и есть…

Отец Филарет. А я ведь, брат, на тебя и не сержусь. Я, брат, тебе, наоборот, благодарен. Да, благодарен, что избавил ты меня от всего лишнего, наносного… А я ведь и правда привязан был и к этим сапогам, и одеялу. А ты меня от них избавил. Спасибо тебе! А главное, показал ты мне, что веры во мне мало. Я ведь по-настоящему испугался: «Ой уморит он меня в своей кочегарке, ой уморит!» Смерти испугался, маловерный! Не готов, значит, я к встрече с Господом нашим! Испугался без покаяние перед смертью остаться… Добродетели во мне мало, а грехов много!..

Но есть и пошлое хулиганство. Достоевский написал целую книгу о таких хулиганах – «Бесы». У них много скверных поступков, например, женщине, которая разносит по деревням и городам Евангелие, они подбрасывают порнографические изображения. Еще «бесы» кощунствуют над святыней, оставляя на иконе дохлую крысу…[xiv] Судьба всех этих героев – трагическая: одних из них ждет острог, другие кончают жизнь самоубийством…

К сожалению, среди русских рокеров много таких хулиганов. Эти люди не смогли бороться с тьмой до конца, и пошли на поводу у того, кого Достоевский назвал «духом самоуничтожения»…

На рок-концерте в честь празднования 1020 Крещения Руси в Днепропетровске дьякон Андрей Кураев воскликнул: «Вы можете не быть православными!..» К сожалению, многие из толпы ответили удовлетворительным воем. «Вы можете не верить в Бога!..» – продолжал Кураев. И снова этот вой. «Но тогда, – еще громче закричал дьякон, – свой путь вы закончите в царстве Антихриста!» Толпа завыла вновь, но уже с болью в голосах…

Об этом царстве Антихриста Александр Непомнящий пел следующее (привожу фрагменты):

За моим окном срубили дерево,

Чтобы не мешало проводам,

Чтобы было мне тепло и светло,

Если я буду жить по их правилам.

И росли всем на том дереве яблоки,

Потому отдали землю асфальтным каткам,

Чтоб не смог быть человек без ведома

Хозяина всем плеткам и всем пряникам



Всемирного Государства…



(По преданию Церкви, царство Антихриста будет всемирным… – П.М.)



…Оно будет тебе кормящей матерью,

Hо молочко только для послушных детей.

Оно станет тебе лучшим наркотиком -

Во избежание ломок ты сделаешь все.

Оно будет общественным мнением,

Смирительной рубахой и градом камней

Для паршивых овец и сумасшедших,

Тех, кто не принял личный номер кирпича в стене



Всемирного Государства.



И был каждый человек обречен покупать,

И был каждый человек обречен продавать.

И лишь две тьмы: иль жить страхом будущего,

Или тысячи снотворных, чтоб забыть себя -

От наркотических Дахау, божков комфортных и карм,

До романтичной ностальгии, до революций в стакане воды

Hет ничего, что б не имело цены, и нет ничего, что бы не стало товаром для



Всемирного Государства.



И малым, и великим, и богатым, и нищим,

И свободным, и рабам – никому

Hельзя будет ничего покупать,

Hельзя будет ничего продавать,

Кроме тех, кто получит печать…



(Это «печать зверя», о которой сказано в Апокалипсисе. Люди, для которых потребление – это бог, это все, к чему сводится жизнь, примут антихристову печать… – П.М.)



…Для золотого миллиарда одинаковых,

Одномерненьких да управляемых,

Фотогеничных, с вкусом мяты, улыбчивых,

С американскою мечтою на счету,

Политкорректных и элитноконвертируемых

Расчищает континенты от мусора

От народов, не удобных к обращению,

От дикарей, не подлежащих воспитанию,



Всемирное Государство…



…И не помогут тебе Двери Восприятия,

И не отмажут ни Генон, ни Ги Дебор, ни Маркс,

И не спасет тебя вера в прошлое,

И не пощадит надежда на будущее.

Конец игре. Костер погас. И никому не разжечь.

Вот только Свет над бездной не засыпать пеплу.

Только святые, только мученики знали

Как победить, как стать свободным, как убить в себе



Всемирное Государство…

К.Непомнящий.

Всемирное Государство



Обратите еще раз внимание на последний куплет «Всемирного государства»… Итак, только святые знали, как победить тьму… Русский рок видит и болезненно воспринимает «зародыши» грядущего царства Антихриста, о которых поет Непомнящий, но без поддержки Небес победы над злом не будет…

Русскому року не хватает православия. Протест должен быть одухотворенным. По-настоящему быть панком можно только в православии. Бороться против тьмы может лишь тот, кто – под защитой Света. Если же не будет обращения к Свету – тогда это путь гибели… Кинчев сказал об этом так: «Идя к вере, я прошел все ступени протеста… На этом пути у меня было всe: и отрицание, и язычество, была и дерзость. Могу сказать одно: протест без веры заканчивается, как правило, наркоманией, т.е. смертью или «хождением из окон», т.е. самоубийством. Это обычный протест человека, не чувствующего опоры, не знающего своих корней. Потому что он протестует стихийно против общества, против того, что в этом обществе творится, но не знает, почему это творится и как найти выход из этой ситуации, как найти противоядие, как найти спасение и что есть спасение. Отсюда такие печальные исходы, как пел Виктор Цой: «Весь мир идет на меня войной». Именно сейчас я эту песню ощущаю своей очень родной. Вера дает силу».

Вольет ли новые силы в русский рок вера, как она влила их в Кинчева, или нет?



Павел Минка


--------------------------------------------------------------------------------
[i] Строруп, доктор, сотрудник Университета Упсалы, пишет: «Дол­лар, гамбургер и евангелие от Билли Грэма идут рука об руку. В своей последней книге американский социолог Джордж Рицер при­водит свою версию рационализации американского общества, на­зывая ее макдональдизацией. Он имеет в виду различные формы тех индустрий, которые обслуживают американцев в их повседнев­ной жизни: быструю еду, быстрое обслуживание автомобилей, бы­стрые покупки в магазинах, быстрое здравоохранение и т. д. Эти виды повседневного обслуживания функционируют так же, как бю­рократизация и другие виды рационализации, как механизм для по­степенного сооружения железной клетки рациональности вокруг че­ловека, от которой он не может ни избавиться, ни отвлечься для ра­ционализации самого себя.

Евангелические кампании, нацеленные сегодня на Восточную Ев­ропу, имеют, по-моему, сходство с кампаниями по учреждению рес­торанов быстрой еды, которые сейчас открываются в этой же части мира. И те и другие представляют собой признаки идеологического крушения социализма и как таковые с энтузиазмом приветствуются теми, кто в этой идеологической системе был самым обделенным. Легко приветствовать ресторан империи Макдональдса в Москве как осуждение прежнего способа производства…

Евангелический “продукт”, поступающий на рынок Восточной Европы, обнаруживает сходства между сбытом на рынке гамбургеров и рели­гии».

[ii] О печати зверя впервые написал апостол Иоанн: «Он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число чело­веческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» (Откр. 13:16-18).

[iii] «В этом мире промывки мозгов, зомбирования, все, что учит не шагать строем, в ряд, плыть по течению, а воспитывает культуру мысли, это, в конце концов, союзник Церкви. Потому что Церковь тоже не плывет по течению в современном мире…» (из выступления дьякона Андрея Кураева).

[iv] Еще задолго до русского рока почти такими же словами обраща­лись к людям библейские пророки…

[v] И если ты когда-нибудь

Почувствуешь пульс великой любви,

Знай –

я пришел помочь тебе встать.

К.Кинчев («Алиса»). Мое поколение

[vi] Где нет веры, места нет любви.

К.Кинчев («Алиса»). Пересуды

[vii] У раннего Кинчева есть потрясающая песня «Ветер водит хоровод». Она – о тех людях, которые проснулись, чтобы пуститься в хоровод Ветра – в хоровод борьбы с тьмой на стороне Света…



К закату сны из дома прочь!

Несло кружило по земле,
Всех тех, кто вздохом принял ночь
И до рассвета был в седле.
Кресты им метили пути,
Следы их хоронил туман.
По небу землю пронести
Созвал их ветер-ураган.

К.Кинчев («Алиса»).

Ветер водит хоровод



Доправославный Кинчев интуитивно нащупывает борьбу Бога со злом. «Военное наступление» Света он выражает в образе Ветра в песне «Ветер водит хоровод»; Ветер – это «стихия Солнца», «волна Добра», которая разрушает мир лицемеров… Но если ты проснулся, когда Ветер водит хоровод, но не пустился в него, то зачем просыпался?..

[viii] Я уверен, что та боль, которая пронизывает песню Александра Непомнящего «Стекло (Отчуждение)», должна быть прочувствована всеми рокерами как личная боль, ведь не о «внешних» же он поет только, но и о нас же самих, представителях «контркультуры»!



На смерть всем ад разъединения:

Между живыми и мёртвыми – стекло,

Между живыми и любимыми – стекло,

Между сердцем и умом – стекло,

Между небом и землей – стекло

Стекло, стекло отчуждения,

Оскудения любви,

Отчуждения.

А.Непомнящий.

Стекло (Отчуждение)

[ix] Здесь стоит оговориться, что воцерковление русского рока – это не значит, что верующие рокеры должны будут петь песни только про Бога и православие. Я не призываю трансформировать рок-группы в церковный хор. Православный Достоевский не писал жития святых, а православный Шевчук пел про осень…

[x] Кстати говоря, такую улыбку я часто замечаю у атеистов, высту­пающих против православия. Они обвиняют Церковь во всех грехах, но когда я начинаю защищать ее, они «награждают» меня своей вы­сокомерной улыбкой: «Мы знаем жизнь, и только глупцы могут ве­рить во всю эту чушь»…

К слову, иногда кичливое «знание» христианства некоторых перерастает в глупое хамство. Это особенно прослеживается в журналистике. Ну не понимает, например, Анатолий Стреляный, насколько примитивен его «Дневник для избранных» (скромностью повеяло…), где он пишет (газета «Комментарии», №15 (122)): «Есть, есть такие христиане, особенно из образованных, что впадают в смущение, а то и в ярость, если напомнить им о Символе веры. Они ведь втайне считают, что современный человек верить в эту сказку не может. Ну не в силах он поверить… не то что поверить – он просто уразуметь не в состоянии, что значит «рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено».

Ну не угоден журналюгам Христос! Как не угоден и русский рок (Кинчев поет о журналюгах: «Ну а я у них считаюсь фашистом!» («Грязь»). Не зря же родилась песня А.Непомнящего «В защиту свободы совести»…



Свобода слова – это высоко.

Ее осуществляли апостолы, пророки

Под пытками и муками, ударами камней

Летело слово над землей свободной птицей.

Но причем здесь либеральный журналист,

Что обличая, знает – он в оплаченной «массовке»

И пуля не грозит ему, а в начале был

Иуда, что «сказал всю правду» – как в передовицу

Осины помнят про его правдивый дар -

Так был получен первый журналистский гонорар…



Свобода слова – это высоко -

Ее вершил солдат, что повторял слова присяги

Под дулами карателей на площади села -

Был голос его тверд, его прервали автоматы.

Но при чем здесь либеральный журналист,

Мэтр грязного белья, любитель красного словца

И он не первый – первый видел пьяного отца.

Поскольку звали его Хам, он был доволен «компроматом»

Спокоен Хам – раз и на солнце пятна есть,

Найдет он что по «освещать», кому стучать, на что поесть.

А.Непомнящий.

В защиту свободы совести

[xi] Саму песню «Красный смех» написал Роман Неумоев, но я впер­вые ее услышал именно в исполнении Летова…

[xii] Проф. В.П.Шестаков в статье «Философия любви Н.А.Бердяева» вкратце выражает ту мысль, которую подробно аргументирует вели­кий русский философ в своих работах: «Когда сладострастие становится самоце­лью, оно приводит не только к разврату, но и к разрушению лично­сти, огонь любви сменяется ледяным холодом эгоистического оди­ночества, неспособности найти выход к другому». Именно так Бердяев выражает взгляд православия на «свободную любовь»…

[xiii] Бурлаков рассказывал нам, что на протяжении жизни он верил в разные вещи (одна из них – национализм – он был националистом), но не мог отдать свою жизнь ни за одну из вер. Но когда стал православным, то понял, что за Бога – го­тов умереть. Об этом же поет и Кинчев:



Каждый день приближает час «ч»,
В каждом праве сургуч да печать.
Я мечтал быть мишенью в луче,
Но не видел, за что умирать.

Кинчев («Алиса»). Все, что я хочу

[xiv] Протестовать нужно против пахабщины, а не самому впадать в нее. Протестовать нужно, например, против того, что в газете с ог­ромнейшим тиражом «Аргументы и факты» печатают мсье Коклюшкина. Вот что он пишет в №23 (616): «Ругаться матом нехорошо – если живешь хорошо. А если проблемы? А если до Бога высоко, а до царя – далеко? Да наше правительство должно памятник мату поставить! Потому что только он и помогает преодолевать трудно­сти. Зимой лопаются трубы. Кто помогает не замерзнуть? Мат! Ска­жет человек несколько теплых слов в адрес мэра или префекта – и уже согрелся…»

Вот и думаешь, как же все же актуален Кинчев со своей песней «Грязь»:



Грязь в руках у ростовщика,
Грязь в глазах у юмориста,
Грязь в словах телезвонаря,
И в сердцах там тоже нечисто.

К.Кинчев («Алиса»). Грязь



У другого русского рокера Александра Непомнящего есть такие слова по этому поводу:



Дегенеpаты-юмоpисты с анекдотами

Совpащают улыбки-солнца в шуточки,

Hа смех люду подлому, как пьянь pаздетую,

Выставляют на помост-показ бедную любовь.

К.Непомнящий.

О нашем поражении (Танцуй пока)







ЕСЛИ У ВАС ЕСТЬ ЖЕЛАНИЕ ОЗНАКОМИТЬСЯ С КНИГОЙ “РОК В НЕБО” ПАВЛА МИНКИ,

ВЫ МОЖЕТЕ СВЯЗАТЬСЯ С ЕЕ АВТОРОМ, НАПИСАВ НА pavel_minka@mail.ru .

Никита Рязанский
http://orthodox.zp.ua/?p=280

 


Вернуться назад