Сайт Образование и Православие > Новостная лента > Рок-н-ролл во славу Бога

Рок-н-ролл во славу Бога


02.08.2011.
В зрелом возрасте далеко не каждый отважиться сесть за парту, пусть даже и в музыкальной школе. А уж если вы посвящены в духовный сан, то путь в мир светской музыки закрыт для вас навсегда. Это консервативное убеждение опровергает своей жизнью известный не только в православных, но и в журналистках кругах Донбасса, протоиерей отец Никита Панасюк, который не боится нести слово Господа не только прихожанам, но и Интернет-пользователям, байкерам и рокерам. В прошлом своем - хиппи, ныне он - настоятель Свято-Владимирского храма в Докучаевске, современный православный священник, оставшийся равнодушным к деньгам и "лексусам" и верным Господу и обществу. О любви к Богу, музыке и людям мы и поговорили с батюшкой.

Рок-н-ролл во славу БогаПервый раз в первый класс музыкальной школы

- Как музыка сочетается с вашим священным саном? И что появилось у вас вначале - вера, осознание своего призвания или любовь к музыке?
- Конечно, любовь к музыке. Когда я уже успел полюбить музыку, хождение в церковь нигде не приветствовалось. Слава Богу, прошло такое время, наступило другое, с не меньшими искушениями для человечества. Но именно музыка вела меня к Богу. В музыке есть такое свойство, ее до конца объяснить никто не может. Люди знакомы с небесным пением, ведь пастухи, которые пасли в пределах Вифлеема овец, слышали ангельское пение. Настоящий музыкант, мне кажется, всегда пытается в своем творчестве передать подобное состояние просветления. Не всем это удается, потому что здесь человек часто сталкивается с искушением. Поэтому можно сказать, что путь через музыку к Богу, это не всегда верный путь. Но, однако, музыка настраивает душу на восприятие божественного. Ну и в моем случае, наверно, нечто такое подобное произошло. Хотя, может быть, я не совсем ту музыку слушал, которая настраивает на божественное. Но очень многое из того, что я слышал тогда в школьном возрасте очень положительно на меня повлияло.

- На каких инструментах учились играть?

- Единственный инструмент, на котором я учился играть, это были барабаны. Во Дворце молодежи "Юность" до сих пор есть такой оркестр народных инструментов под управлением Кушнира. Он умел заворожить детвору, разбудить в них чувство любви к музыкальному инструменту. А дальше все, что происходило, это было самостоятельно, и вот теперь я пошел в музыкальную школу для того, чтобы научиться читать ноты. В этом году окончил первый класс.

- И как на ваше желание отреагировали в музыкальной школе?

- Дети, наверно, нормально отреагировали, потому что я живу в городе небольшом, меня там все знают. Детям вообще свойственно нормально ко всему относится, непосредственно. Преподаватель очень испугалась, когда узнала, что я собираюсь к ней идти учиться, она кричала "Нет! Он же сам меня будет учить, он же "слухач". Я всегда на слух музыку воспринимал, и в этом есть проблема. Мне очень нравятся некоторые музыкальные инструменты. Когда они звучат в оркестре, я их слышу по отдельности. Есть характерные инструменты, которые ни с чем не спутаешь, а есть такие, на которых крайне редко удается играть кому-то так, чтобы заполнить все пространство. Обычно они идут в паре или в ансамбле. Это губная гармошка, мандолина и виолончель. Я немного научился играть на губной гармошке, но поскольку не с кем мне играть, я решил освоить еще и мандолину. Это давняя мечта моя была.

"Я не байкер, не рокер, не хакер"

- На Западе распространен христианский рок. А как православие к року относится?

- Рок - явление, на которое православие не обращается особого внимания. Это молодежная культура. Когда рок был запрещен у нас в стране официально, тогда и церковь была запрещена. Поэтому это параллельно шло: увлечение рок-музыкой и хождение в храм. В какой-то степени некая параллель в этом была. У многих музыкантов утонченная душа, они обращались к Богу и пытались Его прославлять через свое творчество. Во всяком случае понимали, что есть вещи, которые приходят от Бога. Само явление "христианский рок" я как-то не очень приветствую, потому что изначально рок - это культура протеста, а священные писания говорят, что гнев Божий грядет на сынов противления. И история рок-музыки об этом говорит. Крайне мало, кому удалось выжить и остаться целым. Потому что очень часто эта музыка была связана с наркотиками, алкоголем. Удивительно, что кому-то все-таки удалось выжить, они на сегодня совершенные дедушки. Бобу Дилану, например, уже 70 лет, и он до сих пор поет и продолжает удивлять своей музыкой.

- Как к вашему увлечению музыкой относятся ваши коллеги?

- По-разному. Один священник, причем очень уважаемый мною, недавно мне сказал: "Слушай, вот я тебя уважаю, но вот этот твой рок, эти гитары!..". Хотя то, что входит в понятие рок-музыки, я это даже не слушаю дома, в машине, но в целом создается впечатление, что я какой-то такой… Иногда обо мне говорят, что я байкер. Я действительно друг байкеров, я дружу со всеми. Ну, тянутся люди, у них есть какие-то вопросы, им со мной интересно, но я ни разу не ездил сам на мотоцикле. Я часто захожу в социальные сети, в некоторых зарегистрирован, но я не хакер и не интернетчик. Я люблю музыку, но я не музыкант, до сих пор еще не знаю нот, я не умею их читать, я не умею говорить языком музыки, хотя я его очень хорошо понимаю. Поэтому обо мне часто говорят то, чем я не являюсь. Это свойственно людям. Хотя вот один священник, мой друг, не так давно начал заниматься на мандолине, может, даже раньше меня. Можно сказать, что благодаря нему я пошел в музыкальную школу.
- Вы общаетесь с байкерами, музыкантами...

- Так же общаюсь, как и с вами. Музыканты - такие же люди, как и все, просто иногда с ними что-то происходит, и они начинают играть музыку. Байкеры - люди, которым хочется сделать глоток свободы, вырваться из обыденности, они садятся на мотоцикл и едут куда-нибудь, и этот ветер с лицо и запах свободы, и трасса под колесами дают им силы и вдохновение. Вместо того, чтобы тратить деньги на алкоголь и наркотики, они тратят их на бензин.

"Мне все равно, какие у патриарха часы и на какой машине он ездит"

- Что движет человеком при желании стать священником? Сейчас, к сожалению, нередко можно услышать, что многие православные священники забыли о Боге, а занялись "сбором денег"…

- Это сложный вопрос. Человек, как правило, даже не понимает, что он говорит в этот момент: "Я хочу стать священником". Кто может о себе сказать, что он готов предстать перед Богом? Любой человек, хоть немного заглядывая в свою душу, он понимает, что не способен. Тут Господь так управляет. Так складываются обстоятельства, и если ты чувствуешь, что тебе от этого уже никуда не деться, ты становишься священником. Эти сети расставляет сам Господь. А если человек сам идет, он может чувствовать призвание, стремиться к этому, но иногда бывает так, что некоторые люди не понимают того, кем они хотят стать. Они считают, что у священника должны быть хорошая машина… Один наш алтарник (мы дразнили "Лексус") считал, что когда он закончит семинарию, у него будет матушка, будет он служить на приходе и ездить на "Лексусе". Я ему сказал: "А зачем тебе "Лексус"? А вдруг ты будешь служить в селе? И как ты по полям будешь ездить?". Он даже не понимает, что он говорит! Это сегодня государственные мужи якобы приветствуют церковь, общаются, идут на контакт. Якобы потому, что не все так гладко, как кажется, и как нам показывают по телевизору. А ведь было совсем недавно время, когда было очень трудно поступить в семинарию. Человек обществу и внешнему миру бросал вызов. Он понимал, что вернуться назад в это общество, ему будет крайне трудно, общество не примет его больше.

- Чувствуете на себе ответственность, ведь люди воспринимают вас как лицо церкви? Они уверены, слово священника - слово Бога.

- Когда я это чувствую, мне страшно становится. Ведь я же не соответствую. Сложно это осознавать.

- Вы много общаетесь с разными людьми, в том числе и с молодежью. Были ли у вас такие случаи, когда человек менялся внутренне или менял свое отношение к жизни, к христианству под вашим воздействием?

- Конечно, были, есть и, я надеюсь, будут такие случаи. Господь говорит в Евангелии, что когда вас поведут к людям и перед ними нужно будет вам отвечать, вы не думайте, что вам говорить, потому что дух будет говорить в вас. Задача перед любым священником стоит - быть достойным того, чтобы этот дух говорил через твои уста. У меня тоже бывают ошибки, я не хочу сказать, что я достоин. Но то, что происходит с людьми… Они идут ведь с вопросами, и когда находят ответ на свой вопрос, естественно, в них что-то меняется, они начинают по-другому поступать, жить. Иногда эти изменения заставляют и меня самого задуматься: вот, когда я просто в храм ходил, я же был лучше, чем теперь. Начинаешь какие-то гайки себе подкручивать.

- Говорят, что у каждого свой путь к Богу, и оттого, что он разный, не значит, что какой-то путь правильный, а какой-то нет. Многие приходят к нему через искусство….

- Удобный путь - церковь и "Библия", "Библия" и церковь. А Бог есть везде. Один человек недавно меня попросил прочитать одного современного автора и высказать свое мнение. Я прочитал, а там все о Боге! Нет, он пишет, конечно, о людях. О людях, которые говорят, что Бога нет, и я с ними согласен, потому что в тот момент в их жизни Бога не было. И книжка о том, как людям плохо живется без Бога. Один молодой человек написал мне о том, что вот у патриарха такие дорогие часы, а священники ездят на иномарках. Но это так мелочно, так цинично. Я никогда не задумывался о том, какие у патриарха часы, равно, как и у нашего президента или мэра города. Мне это без разницы. У меня есть часы в мобильном телефоне и будильник, который будит меня по утрам на службу. Мне этого хватает. На часах одни и те же стрелки, они показывают одно и то же время, какая разница, сколько они стоят. А вдруг ему просто подарили, и он их носит в знак уважения? Ведь никто не знает, что испытывает тот же патриарх, когда носит эти часы. А тем, кто задает такие вопросы, Бог не нужен, им нужна провокация. Кто ищет Бога, тот всегда его найдет.

Оксана ПОРИЦКАЯ.
http://vecherka.donetsk.ua/index.php?id=4647&show=news&newsid=90051

 


Вернуться назад