Сайт Образование и Православие > Новостная лента > Хорошие выборы – это бутафорские выборы

Хорошие выборы – это бутафорские выборы


01.03.2012.
«Демократия», «гражданское общество», «честные выборы» — мы привыкаем воспринимать эти слова как сладчайшую музыку. Это гражданский символ веры, который мы «должны принять за образцы». Демократическая демагогия проедала нам уши и в советские годы: само понятие «советский» связано с выборным законодательным органом который, к счастью, ничего в СССР не решал. На месте Храма Христа Спасителя собирались построить именно Дворец Советов, парламент. А в последние двадцать лет, когда даже в Уголовном кодексе личность у нас стала главнее государства, демократическое краснобайство только усилилось.

При подлинной демократии профессионализм (который, как правило, выглядит серовато, невзрачно) всегда уступит броскому шоу, рекламным аттракционам, показухе. Я с большим уважением отношусь к истории США, но душа не принимает тамошних предвыборных шоу с фальшивыми улыбками и выкриками, с яркими транспарантами и экстатической игрой в «культ личности» очередного героя дня. Но американцы не были бы строителями и охранителями великой державы, если бы позволили себе выбирать судьбу страны демократическим волеизъявлением.

Хорошие выборы – это бутафорские выборы


Выборы в США – китчевый ритуал. Ни один президент не может всерьёз замахнуться на интересы армии, бизнеса, на основы судебной системы – даже, если он сам или общественное большинство сочтёт это необходимым. Как бы ни скомпрометировали себя две основные партии – представитель третьей силы никогда не сможет оказать влияние на политическую ситуацию. На выборах гарантированно побеждает ставленник одной из партий власти, а право избирателя – оказать предпочтение кока-коле или пепси-коле. Третьего не дано. И в этом – разумное ограничение демократии. Кстати, не единственное в американском обиходе. Можно вспомнить и о законах политкорректности…

А нам предлагают доверяться волнам.

Если мы при имитационной демократии перешли грань допустимого в насаждении показухи – чего ждать от демократии подлинной? Представляете, какие средства вложили бы Путин и Прохоров в кампании по самовосхвалению, если бы первый действительно боялся поражения, а второй всерьёз рассчитывал на победу? Полетели бы клочки по закоулочкам. А бедные родственники Зюганов, Жириновский и Миронов, которые честно представляют 25 – 40 % русских людей, на этом празднике жизни оказались бы чужими. У них просто материальных ресурсов, презренного металла не найдётся на серьёзную борьбу. Всякая истинная демократия напоминает свою рабовладельческую прародину – хищный Афинский морской союз. Кстати, самые яркие мыслители Афин (почти все они побывали и изгнанниками из демократического рая) образцом считали тоталитарную Спарту… Достаточно назвать Кимона.

Для каких целей пригодна демократия? Безусловно – для отравления Сократа, для изгнания Мильтиада и Фемистокла. Безусловно – для прихода к власти канцлера А.Гитлера. Понимаю, что Гитлер в любом споре – аргумент ниже пояса, но как не вспомнить, что именно в Веймарской Германии к демократии относились серьёзно, она не была бутафорской. А ещё она не была бутафорской (по тем аристократическим временам, конечно!) в Речи Посполитой в XVIII веке. Результат известен – три раздела Польши, за которые братья-славяне обижены на Россию, а надо бы обижаться на древнеафинский соблазн, на Демосфена. А русские, пруссаки и австрийцы просто не могли не съесть страну, которая сама себя поджарила. А ведь по основным ресурсам к началу этого процесса Польша практически не уступала России…

Если мы ставим такие стратегические задачи – тогда давайте оживим политическую жизнь, конкуренцию партий, усилим влияние Госдумы… Появятся интересные политические порталы, компромат забрызжет во все стороны, вылупится десяток Жириновских и пятеро из них даже могут оказаться бескорыстными, а что толку?

Доводилось слышать: без отлаженных ритуалов демократии народ чувствует себя «быдлом», теряет самоуважения. Но, друзья мои, кроме самоуважения, всем нам нужно воспитывать в себе и смирение! А для самоуважения лучше искать другие поводы, нежели участие в Честных Судьбоносных Выборах Парламента и Президента. Нам усиленно внушают, что человек прекрасен на митинге, на баррикадах, а по-моему, прекрасный человек там только время теряет. А по-настоящему раскрыться можно в профессии, в семье… Скажете – одно другому не мешает? Верно. Но очень важно, какую иерархию выстраивает для себя сам человек, что считает приоритетным в жизни: труд , службу или бузу. А горящие глаза во дни площадного протеста – не фальшивые ли это бриллианты?

В чём беда современной России – в избытке коммерции или в недостатке «гражданского общества»? Вопрос ведь стоит именно так: усиление гражданского общества ведёт к обострению индивидуализма и усилению рыночных механизмов, по существу – к усугублению всевластия денег. Об этом не вспоминают в раже митингов. Есть, правда, и противоположный сценарий: демократическую волну может оседлать настоящий диктатор.

Многих гипнотизирует афоризм Черчилля: «Демократия – наихудшая форма правления, если не считать всех остальных». Когда-то это изречение звучало убедительно. Но после Пелопоннесской войны поверить Черчиллю непросто, а после битвы при Херонее – невозможно. Фаланги Александра Македонского оказались доблестнее. У Чаадаева, кстати, есть не менее красивая и не менее спорная фраза, по аргументации напоминающая черчиллевскую: «Социализм победит не потому, что он прав, а потому, что неправы его противники». Снова – слова, слова…

К чему я это? Да просто хотелось лишний раз сказать, что выборы президента, слава Богу, не первостепенное событие в истории России. С помощью демократических выборов, как и с помощью игры в напёрстки, невозможно стать честнее и сделать честнее общество. Для больших добрых дел необходимы усилия не в сфере публичной политики. Диагнозы и рецепты, которые нам потребны, сложнее, индивидуальнее, а придавать серьёзное значение всей этой предвыборной суете опасно. А если уж без демократических церемоний в приличном обществе никак нельзя, как без париков в XVIII веке – пускай они остаются бутафорскими, так безопаснее.

Арсений Замостьянов, Православие и мир
 


Вернуться назад