Сайт Образование и Православие > Новостная лента > Доклад митрополита Варсонофия на очередном заседании Координационного комитета

Доклад митрополита Варсонофия на очередном заседании Координационного комитета


02.04.2012.
Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий выступил на очередном заседании Координационного комитета по поддержке социальных, образовательных, информационных, культурных и иных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви, которое состоялось 23 марта в Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре в Москве.

Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые отцы, братия и сестры!

В марте прошлого года Вы, Ваше Святейшество, определили Управлению делами Московской Патриархии вести регулярное взаимодействие с епархиями Русской Православной Церкви по развитию грантового конкурса «Православная инициатива» и популяризации идей Координационного комитета. Я хочу сделать краткое сообщение о нашей годовой работе по реализации Вашего поручения.

По просьбе Управления делами назначено 83 епархиальных координатора. Из них в России — 65, в Белоруссии — девять, Казахстане — четыре, на Украине — два (в Симферопольской и Сумской епархиях), в Молдавии — один (в Тираспольской епархии), в Узбекистане — один (Ташкентской епархии).

Изначально в 90 процентах случаев сотрудникам епархиальных управлений, священнослужителям, да и самим архиереям были не совсем ясны обязанности епархиального координатора. Зачем церковным проектам изыскивать дополнительную материальную помощь по грантовой программе, а не напрямую, как это уже сложилось десятилетиями, обращаться к благотворителям? Зачем определять человека для скрупулезного труда по составлению сложных аннотаций, подробных обоснований целесообразности тех или иных инициатив, кропотливых бюджетов проектов?

Для объяснения этих и многих других вопросов исполнительной дирекцией Комитета был проведен семинар. Все координаторы были приглашены в апреле минувшего года на семинар в Москву, где организаторы им рассказали о специфике работы по продвижению грантового конкурса, предоставили все необходимые справочные материалы, а также провели мастер-классы по премудростям проектной документации.

Однако работа по введению в курс дела епархиальных координаторов не завершилась и после семинара. Регулярно Управлением делами и Исполнительной дирекцией осуществлялся мониторинг работы координаторов, мы взаимодействовали с ними по телефонным и электронным средствам связи. Кроме того, поскольку ряд координаторов являются сотрудниками епархиальных управлений, по долгу своей службы им приходится бывать в Москве, в Патриархии. В эти моменты мы всегда стараемся с ними встретиться, обсудить состояние дел, найти пути выхода из трудных ситуаций. Кроме того, мы оказывали помощь при подготовке епархиальными координаторами официальных писем и обращений правящих архиереев и руководителей епархиального управления в государственные органы местного значения, общественные институты, предпринимательские круги.

Сергей Владиленович познакомил нас с итогами Конкурса «Православная инициатива» за отчетный период. Как мы видим, значительно увеличилась доля участия церковного сектора: православные организации подали более трехсот с половиной заявок, что составило почти треть от общего числа заявок на грант. К слову сказать, в предыдущем этапе конкурса церковных заявок от общего числа было не более двадцати процентов. Если посмотреть статистику победителей, то большинство – это церковные организации (их 42 процента).

Мне хотелось бы подробнее остановиться на трудностях, с которыми сталкиваются епархиальные координаторы. Из 84 человек правящими владыками назначено на эту должность 47 священнослужителей. Причем 22 из них — это руководящие сотрудники епархиального управления: секретарь епархии, руководитель отдела, благочинный, 14 являются настоятелями храмов. С одной стороны, мы просили при определении епархиального координатора учитывать необходимость постоянной работы с людьми, чтобы у ответственного за конкурс сотрудника епархии был рабочий телефон, место, где он может принимать посетителей, компьютер и все необходимые сегодня средства связи. Безусловно, в большинстве епархий соответствуют этому уровню рабочие места руководителей и настоятелей храмов. К тому же у нас наблюдается кадровый дефицит, из-за которого на эффективных сотрудников, нередко являющихся руководителями подразделений, приходится возлагать дополнительные обязательства.

Между тем, мне кажется, что нам не преодолеть этот кризис без активного вовлечения в жизнь Церкви мирян. Работа по продвижению в регионе Координационного комитета может быть одним из тех направлений, где миряне способны стать связующим звеном между церковными и светскими согражданами.

Говоря об эффективности епархиальных координаторов, важной проблемой является финансирование их деятельности. К сожалению, у большинства епархий нет возможности материально вознаграждать своих сотрудников. В то же время есть регионы, где владыки со всем пониманием относятся к труду координаторов, осознавая, что данные специалисты занимаются поиском путей по реализации многих церковных инициатив. В частности, мне хотелось бы отметить митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.

Завершая свое краткое выступление, я хотел бы привести слова одного из епархиальных координаторов: «Каждая заявка при серьезном подходе к делу требует методологической рефлексии, все заявки приходится переписывать и исправлять самому, так как люди совершенно разучились выражать мысли, да еще столь серьезные. Плюс добавились вебинары и аналитическая работа, связанная с отчетами, а быть маленькими гениями и основоположниками новых методологических практик в провинции еще труднее, чем в Москве...».

Несмотря на всю сложность описанной работы координатора, у нас на данном этапе вырисовались передовики — епархии, в которых победителями стало более десяти заявок. Это:

  • Нижегородская — 45;
  • Саратовская — 18 заявок;
  • Костромская — 11 заявок;
  • Пермская — 10 заявок.
При этом мне хотелось бы отметить епархии, проявившие значительную активность на стадии сбора и регистрации заявок. Вот те, кто сформировал для участия в конкурсе более 25 заявок:

  1. первой идет уже нами упоминаемая Нижегородская епархия — она направила 84 заявки;
  2. на втором месте — Ставропольская (представила 80 заявок, из них выиграно 11 грантов);
  3. третья в списке Саратовская — передала 56 заявок, победителем стало 18 проектов;
  4. четвертая в рейтинге — Смоленская (26 заявок, из них и 8 победителей);
  5. завершают перечень Вологодская область, Мордовская республика и Пермский край — они собрали по 28 заявок, победителями из них стало 7, 8 и 10 проектов соответственно.
Конечно, с одной стороны данная статистика демонстрирует низкий проектный уровень наших епархий и приходов, с другой — показывает потенциал для развития конкурса. Люди пытаются найти дополнительное финансирование для своих социальных, образовательных, культурных, информационных проектов не посредством прямых обращений к благотворителям, а через критическую оценку своих возможностей, сопоставление имеющихся ресурсов с задуманной идеей, разумное планирование и обоснование своей инициативы. Как мы видим, желающих пойти таким путем в церковной среде немало. Надеюсь, во время нового этапа конкурса труды епархиальных координаторов будут сосредоточены на повышении качества подаваемых местными церковными организациями на конкурс заявок.

В рамках торжественной церемонии закрытия XX Юбилейных Международных Рождественский чтений мной были вручены Патриаршие грамоты лучшим епархиальным координаторам и неоднократным победителям грантового конкурса «Православная инициатива». Этими высокими наградами были отмечены координаторы Витебской, Вологодской, Воронежской, Красноярской, Омской, Саратовской, Ставропольской, Тверской, епархий, а также три многолетних победителя конкурса «Православная инициатива» из Нижнего Новгорода, Сарова и Новосибирска. На этапе сбора заявок и популяризации в регионе «Православной инициативы» координаторы этих епархий практически сделали невозможное: смогли достучаться до церковной и светской общественности и привлечь к участию в конкурсе небывалое для своих мест количество человек.

Ваше Святейшество, Управлением делами Московской Патриархии совместно с исполнительной дирекцией разработаны «Рекомендации к деятельности епархиального координатора». Надеемся, данный документ поможет архипастырям не только отслеживать работу своих сотрудников, но и внесет ясность в обязанности последних. Завершая свое выступления, предлагаю обсудить этот проект, а после заседания Комитета – разослать «Рекомендации…» в епархии.

Благодарю за внимание.

Патриархия.ru
 


Вернуться назад