Сайт Образование и Православие > Новостная лента > Протоиерей Леонид Кишковский о будущем Православной Церкви в Америке

Протоиерей Леонид Кишковский о будущем Православной Церкви в Америке


12.07.2012.
6 июля предстоятель Православной Церкви в Америке митрополит Иона опубликовал заявление, в котором сообщил о собственном уходе в отставку. Как будет избираться новый глава Церкви в Соединённых Штатах и какие задачи ему придётся решать первоочерёдно, в интервью нашему порталу пояснил  руководитель Отдела внешних и межцерковных связей Православной Церкви в Америке и редактор журнала «The Orthodox Church» протоиерей Леонид Кишковский.

— Отец Леонид, как скоро будет избран новый предстоятель Православной Церкви в Америке и как будет проходить процедура избрания?

— Сейчас по Уставу обязанности предстоятеля у нас исполняет местоблюститель — старейший по хиротонии иерарх. По Уставу Православной Церкви в Америке, в течение трёх месяцев должен быть созван Собор. Правда, в случае необходимости этот срок должен быть продлён.

— Собор аналогичен Поместному собору в Русской Церкви?

— Да, и соборам 1917-18 годов. Поскольку наша Церковь достаточно мала, на нём представлены не представители епархий, а в принципе все приходы. Если на приходе служит один священник, от него на Собор направляется один делегат, если два священника — двое, и так далее.

— Как вам кажется, какие задачи нужно будет решать вновь избранному предстоятелю в первую очередь?

— К великому сожалению, у нас накопилось много и внутренних, и внешних проблем. В Церкви сейчас существует недоумение, как мы пришли к тому, что предстоятель ушёл в отставку по своей собственной воле. При митрополите Ионе в Церкви наступила некоторая дестабилизация, поэтому мне кажется, что новый предстоятель, а до его избрания — Священный Синод, должны видеть свою задачу в том, чтобы по возможности создать атмосферу равновесия и взаимного доверия в Церкви.

— Придётся ли новому митрополиту при этом исправлять какие-то конкретные ошибки, допущенные владыкой Ионой?

— Этих ошибок, к великому сожалению, было очень много. Например, вскоре после своего избрания владыка Иона выступил с проповедью в Далласе, в которой подверг открытой и публичной критике патриарха Константинопольского Варфоломея. Не знаю, насколько вы ориентируетесь в нашей ситуации, но дело в том, что дарованная нам автокефалия признаётся в православном мире примерно одной третью церквей, начиная с Москвы. Примерно треть выдерживает нейтралитет, не признавая, но и не отрицая её. Оставшаяся же треть, а именно греческий мир, в первую очередь Константинополь, активно говорят, что не собираются признавать нашу автокефалию.

Мы живём в такой ситуации уже сорок лет. Конечно, есть определённое напряжение, но тем не менее даже не признающий нас Вселенский Патриарх принимал делегации, а когда однажды был в Америке, присутствовал на одной из церемоний в Свято-Владимирской семинарии. Словом, выдерживалось некое равновесие.

Когда же владыка Иона стал митрополитом, он абсолютно разумно говорил о посещении России и затем Константинополя. Запланировать посещение России было не трудно, но некоторым казалось, что организовать визит в Константинополь будет сложнее. Тем не менее мне за несколько дней удалось его подготовить, и уже была назначена дата визита. А потом происходит эта речь в Далласе, немедленным результатом которой стал отказ в проведении встречи.

Пожелания владыки Ионы всегда были очень хорошими, но его действия, к сожалению, расходились с ними. Например, критика патриарха Варфоломея звучала в контексте яркой защиты права на своё Православие в Америке. Это было ярко и сильно, и вполне могло быть сказано, только в немного другой форме. Но митрополит Иона делал акцент на том, что патриарх Варфоломей находится под контролем мусульман Турции. Я пытался потом объяснить владыке, что, когда существовала советская власть и были гонения на Русскую Православную Церковь, мы никогда не критиковали жертв этих гонений, а только гонителей. Здесь же получилось, что подвергается критике жертва.

И это только одна из иллюстраций сложившегося развала отношений. Конечно, не только это привело к кризису, но были и другие факты, которые копились в течение всего периода с 2008-го года. Так что в первую очередь нам придётся налаживать отношения с другими Церквями.

— Вы говорили о каноническом тупике, в котором находится Православная Церковь в США?

— Беда в том, что Православие в целом в тупике. Наш местный тупик заключается в том, что мы оказались в напряжённых отношениях с церквями, с которыми нам нужно взаимодействовать, поскольку мы находимся рядом.

А общий тупик в том, что существующее каноническое деление неприемлемо, потому что оно идёт, собственно, против нашей веры. Да, может быть, в нашей автокефалии есть аномалия, но в целом положение всех Православных Церквей в Америке аномально. Аномально само существование на одной территории разных юрисдикций, когда должна быть одна Церковь.

Такая же ситуация, например, в Эстонии. Разве нормально, что там есть три юрисдикции, в том числе Константинопольская и Московская? В Америке существуют Константинопольский, Антиохийский, Русский патриархаты, Румынская, Болгарская церкви и так далее. Таким образом, определённые нестроения сейчас касаются всех.

Беседовала Ксения Кириллова

http://www.pravmir.ru/protoierej-leonid-kishkovskij-o-budushhem-pravoslavnoj-cerkvi-v-amerike/
 


Вернуться назад