Сайт Образование и Православие > Новостная лента > «Алтарь Отечества»: встреча преподавателей московских колледжей с игуменом Сергием (Рыбко)

«Алтарь Отечества»: встреча преподавателей московских колледжей с игуменом Сергием (Рыбко)


06.11.2009.
3 ноября 2009 года, в канун Дня народного единства, группа преподавателей московских колледжей встретилась с известным миссионером игуменом Сергием (Рыбко) в московском храме Сошествия Святого Духа на б. Лазаревском кладбище.

3 ноября 2009 года, в канун Дня народного единства и празднования Казанской иконы Божьей Матери, группа преподавателей московских колледжей встретилась с известным миссионером игуменом Сергием (Рыбко), который является настоятелем московского храма Сошествия Святого Духа на бывшем Лазаревском кладбище.

 «Алтарь Отечества»: встреча преподавателей московских колледжей с игуменом Сергием (Рыбко)
Храм на Лазаревском кладбище

Группу приветливо встретил помощник игумена Сергия (Рыбко), координатор Союза Православных Братств Ю.Н. Агещев.

Преподавателей, прежде всего, ознакомили с историей создания храма, жизнь которого, по словам ведущей экскурсию Анны, была тесно переплетена со святыми людьми и подвижниками благочестия, живших в этом месте Москвы, а также с историей стольного града в целом.

Храм находится в Марьиной роще. Первый из святых покровителей здешних мест — святой мученик Трифон, во времена Ивана Грозного явившийся вблизи от места, где ныне расположен храм сокольничему Трифону и возвративший ему пропавшего царского сокола. В те времена здесь находилась слобода Напрудная, были пруды и лес, где происходила царская охота на водоплавающую птицу.

В 1750 году по повелению Императрицы Елисаветы Петровны было устроено Лазаревское кладбище, как первое городское кладбище, в отличие от погостов — кладбищ приходских, которые невозможно было более расширять. Место было выбрано за городской чертой, там, где и прежде хоронили нищих и безродных людей. (Такие места называли «божедомками»). Для поминовения умерших на кладбище был возведен деревянный храм в честь Воскрешения прав. Лазаря Четверодневного, откуда и кладбище получило свое название.

В восьмидесятых годах XVIII века в Москве бушевала эпидемия чумы. В это страшное время был создан благотворительный комитет помощи больным, который возглавил благочестивый купец Лука Иванович Долгов, известный благотворитель и нищелюбец. Несмотря на смертельную опасность, благочестивые москвичи самоотверженно служили страждущим, снабжали их пищей и одеждой, заботились об умерших. Лука Долгов за эти труды был именным повелением пожалован дворянским званием титулярного советника.

Господь сохранил Луку Ивановича и его семейство от страшной болезни, и в благодарность за это он пожелал построить на Лазаревском кладбище новый каменный трехпрестольный храм, вместо уже обветшавшего деревянного. Работы начались в 1782 году, но вскоре Лука Иванович скончался, и строительство продолжила его благочестивая супруга Сусанна Филипповна. Это был уже не первый храм, созидавшийся на средства Долговых — известных храмоздателей

Первоначальный проект храма принадлежал архитектору В.И. Баженову, окончательный же был разработан Е.С. Назаровым (они оба приходились Луке Ивановичу зятьями). Знаменитый русский архитектор Елезвой Назаров спроектировал не только сам храм, но и целый комплекс Лазаревского кладбища. В этот архитектурный ансамбль входило пять зданий и каменная ограда кладбища. В настоящее время из зданий сохранилось только одно — бывшая богадельня, остальное разрушено безбожниками-коммунистами. Лазаревскому кладбищу принадлежало 22 гектара земли, из которой ныне к храму относится лишь очень незначительная самая древняя часть кладбища.

Храм был построен по архитектурному типу «корабля»: круглая ротонда, с короткой трапезной частью, с двумя колоколенками, венчающими западный фасад, окна стилизованные под иллюминаторы. Строительство было окончено в 1787 году, главный придел освящен в честь Сошествия Святаго Духа на апостолов, правый придел — во имя св. апостола Луки, небесного покровителя Луки Ивановича, левый — во имя св. прав. Лазаря Четверодневного, в память о первом деревянном храме, который был разобран (теперь на его месте футбольное поле). Лука Иванович и Сусанна Филипповна, не дожившие до окончания строительства, были погребены под полом храма, за правым и левым клиросами.

Позже, по завещанию Луки Ивановича, в одном из зданий при храме была устроена «богадельня на пятьдесят лиц женского пола духовного сословия»; жительство в ней проводили благочестивое, подобное монашескому; не вкушали мясо, много трудились. Богадельня имела свой устав, который утверждал сам свт. Филарет, митр. Московский. В это время старостой храма был сын храмоздателей Николай Лукич Долгов. В храме находилась родовая святыня Долговых — крест-мощевик с 50-ю частицами мощей. Имелось более двухсот икон в дорогих золотых и серебряных ризах. В войну 1812 года храм и святыни не пострадали; французы до него не дошли. Однако и крест, и иконы бесследно «сгинули» в годы коммунистических гонений. Интересно, что среди ныне имеющихся в храме святынь много мощей тех же святых, мощи которых имелись в утраченном мощевике.

«Алтарь Отечества»: встреча преподавателей московских колледжей с игуменом Сергием (Рыбко)
Экскурсию ведёт Анна

В конце XIX века в храме настоятельствовал священник Никита Никитич Скворцов, замечательный пастырь-подвижник, просветитель раскольников-старообрядцев, хорошо известный святителю Филарету Московскому и уважаемый им. В храме на Лазаревском кладбище он прослужил не одно десятилетие, являясь одновременно попечителем богадельни и ведя активную деятельность по благоустройству кладбища.

Настоятели храма на Лазаревском кладбище несли огромные подвижнические труды. По статистике, в день на кладбище совершалось до семи погребений почивших христиан. Часто настоятель был единственным священником; помимо богослужения, треб, проповеди слова Божия, сам вел бухгалтерские и другие хозяйственные дела.

Анна рассказала также о трагической истории храма в XX века.

Далее группа отправилась на встречу с игуменом Сергием (Рыбко) в трапезую, которая одновременно является и живым уголком, и летним садом.

О. Сергий рассказал педагогам о некоторых страницах новейшей истории Русской Православной Церкви, поделился опытом миссионерской работы с молодёжью, уделив особое внимание особенностям работы с рок-музыкантами. В разговоре принял участие, помощник игумена Сергия (Рыбко) Ю.Н. Агещев, а также А.С. Шуринов, член-корресподент Петровской Академии наук и искусств, директор Историко-просветительского и учебно-методологического Центра семейно-родовой культуры «Родовая семья» им. Л.М. Савёлова. Последний, являясь автором монографий и методических пособий по семейно-родовой культуре, Действительным членом Историко-Родословного Общества в Москве, прямым потомком героя Отечественной войны 1812 года П.Н. Шуринова, рассказал о деятельности Центра, о перспективах сотрудничества с колледжами Москвы.

«Алтарь Отечества»: встреча преподавателей московских колледжей с игуменом Сергием (Рыбко)
Интересный рассказ

Выступление о. Сергия было выслушано собравшими с большим вниманием, его рассказ вызвал много вопросов, на которые в ходе встречи были получены исчерпывающие ответы.

Итоги этой знаменательной встречи были подведены на чаепитии. Игумен Сергий (Рыбко) и Ю.Н. Агещев пригласили преподавателей к дальнейшему сотрудничеству, встречам с учащимися и студентами колледжей.

Организатором этого мероприятия, которое проводилось в рамках программы «Алтарь Отечества», является Т.И. Петракова, доктор педагогических наук, профессор, методист Учебно-методического центра по профессиональному образованию Департамента образования города Москвы.

Вера и Время
 


Вернуться назад