Сайт Образование и Православие > Новостная лента > Патриарх Кирилл поделился впечатлениями от просмотра фильма "Поп"

Патриарх Кирилл поделился впечатлениями от просмотра фильма "Поп"


20.11.2009.
В ходе 21-го совместного заседания Наблюдательного, Попечительского и Общественного советов по изданию "Православной энциклопедии", Святейший Патриарх Кирилл поделился своими впечатлениями от просмотра фильма "Поп" - первой полнометражной художественной киноленты, созданной телекомпанией "Православная энциклопедия":

"В 2009 году был реализован первый опыт коллектива кинокомпании "Православная энциклопедия" в области кино - речь идет о фильме "Поп". Два дня тому назад я имел возможность посмотреть этот фильм, поговорить с актером, который исполнял главную роль - Сергеем Васильевичем Маковецким. Должен вам сказать, что фильм произвел на меня очень положительное впечатление.

Конечно, сам жанр кино предполагает определенный гротеск. Кино не является целиком реалистическим отражением жизни. Нужно быть очень зорким духовно человеком, чтобы различать знаки времени, которые нам являет жизнь. А в кино эти знаки времени представлены гротескно. Поэтому всегда существует, как говорят инженеры, "степень допуска" между реальностью и тем, как эта реальность представлена в кино.

Все это, конечно, присутствует и в картине "Поп". Но, может быть, именно это выпуклое представление проблематики и способно помочь современному человеку глубже понять, что означала пастырская работа Церкви в условиях оккупации.

У меня был личный опыт общения с людьми, которые прошли через так называемую Псковскую миссию. Мой научный руководитель в Ленинградской духовной академии протоиерей Ливерий Воронов был человеком очень широких знаний, он был ученым-химиком, но в 1943 году, находясь в оккупации в Пскове, стал священником. И после окончания войны, после освобождения Псковской области он так же, как главный герой этого фильма, не счел необходимым уходить вместе с немцами. В 1946 году, когда открыли Ленинградскую духовную академию, отец Ливерий, молодой священник, решил поступить туда учиться. Он проучился всего лишь несколько дней и прямо в здании академии был арестован, отправлен в здание через реку Монастырку - на другой стороне реки был следственный изолятор - и получил 10 лет. Он просидел ровно 10 лет, от звонка до звонка, и лишь потом вернулся на занятия в академию. Впоследствии он стал профессором, выдающимся богословом, ученым.

Второй человек, с которым я тоже имел возможность общаться, - это отец Кирилл (Начис), латыш по национальности, который тоже был рукоположен в Псковской миссии и который тоже безропотно отсидел свои 10 лет. Недавно он скончался, после многолетнего служения духовником Санкт-Петербургских духовных школ.

Мне приходилось беседовать с обоими о Псковской миссии. И когда я сравнил информацию от участников и очевидцев с тем, что показано в фильме, то понял, что речь идет об одном и том же.

Для Церкви самое главное - человек. Политический контекст всегда имеет большое значение, но он вторичен по отношению к спасению человеческой личности. Церковь призвана нести свое служение в любых условиях. Ведь и нас когда-то критиковали, в том числе наши зарубежные братья: почему мы продолжали свое служение в советское время? Как мы смели служить, молиться и проповедовать во времена Сталина? Надо было, по их словам, все бросить, уйти в подполье, уйти в открытую оппозицию. Но Церковь совершала свое служение, и иначе быть не могло, хотя за это ее критиковали, и до сих пор кое-кто критикует.

Вот так же были, есть и будут люди, которые критиковали и критикуют священников, совершавших свое служение во время оккупации. Но абсолютное большинство из них было патриотами, поддерживавшими, в том числе, партизанское движение. Достаточно сказать, что в городе Смоленске, где я двадцать лет был архиереем, во время оккупации именно в кафедральном соборе, под покровительством зарубежного епископа Серафима (Севбо), работала группа разведчиков, которая осуществляла связи Центра с партизанскими отрядами. И этот владыка, который пришел с немцами и который, конечно, все знал, подвергал себя смертельной опасности, поддерживая этих людей. Он должен был уйти с немцами, потому что он был архиереем и не мог остаться. Он оказался в Австрии, а его сын служил священником под Ленинградом, в местечке Саблино. Все мы удивлялись - а почему же сын архиерея, который служил при немцах во время оккупации, не подвергается никаким репрессиям со стороны власти? Оказывается, не подвергался, потому что власти знали, что делал его отец. Есть много таких замечательных примеров.

Я хотел бы поздравить творческий коллектив, который трудился над фильмом "Поп". Дай Бог, чтобы он получил признание наших зрителей. В любом случае, это важное и правдивое слово о жизни Русской Церкви в трудные годы войны".

Патриархия.ru
 


Вернуться назад