Сайт Образование и Православие > Новостная лента > Протоиерей Андрей (Воронин): Стимулировать усыновление можно одним – пробуждать совесть в своем народе

Протоиерей Андрей (Воронин): Стимулировать усыновление можно одним – пробуждать совесть в своем народе


20.12.2012.
Принятые Думой поправки к закону, запрещающие усыновление российских детей гражданами США, комментирует протоиерей Андрей ВОРОНИН, настоятель Преображенского храма города Нерехта Костромской области, директор Ковалевского детского дома для мальчиков:

Нельзя однозначно судить о том, допускать или не допускать усыновление российских детей американцами. Этот вопрос имеет две стороны. Дума решила предпринять ответный ход на американское решение по делу Магницкого. В результате начался «теннис»: подача – ответ. Я думаю, это некрасиво.

Да, в последние годы мы наблюдали откровенные безобразия, которые происходили в Америке с усыновленными детьми из России, безобразные сцены «правосудия», когда люди, издевавшиеся над нашими детьми, выходили сухими из воды. Здесь была налицо система двойных стандартов. Иначе это оценить нельзя.

То, что изначально не было заключено всеобъемлющих договоров об усыновлении с США, то, что мы были лишены возможности контролировать судьбы наших детей за рубежом, они как бы уходили от нас «с глаз долой – из сердца вон», это приводило к трагедиям и должно быть исправлено.

С другой стороны, многие дети-инвалиды, обреченные влачить жалкое существование в России и, возможно, не дожить до своих преклонных лет, получили в Америке адекватное лечение и даже работу.

Важен и вопрос сохранения православной веры ребенка при переезде в другую религиозную и культурную среду. Вероятность того, что ребенок в Америке останется православным, очень маленькая. Для этого должна быть русская эмигрантская среда или семья американцев, присоединившихся к Православию. Однако вопрос о вере ребенка не стоит на первом месте. Прежде всего потому, что возникает иной вопрос: «А найдет ли он веру здесь?» Среди усыновителей очень небольшой процент реально православных семей. Как невелик и в целом процент воцерковленных людей: тех, кто причащается, кто живет согласно православной системе ценностей, а не плывет в общем потоке.

Стимулировать людей усыновлять детей можно только одним: пробуждать их совесть, чтобы люди брали детей исключительно из полноты сердца, из желания передать детям свою любовь. У нашего народа это чувство отмирает все больше и больше, а ожесточение усиливается. Это естественный процесс отдаления людей от Бога, который не стоит на месте, а развивается. Поиск средств на хлеб насущный, погружение иллюзорный мир, созданный средствами массовой информации и социальными сетями, происходит все глубже и приводит к разрушению нравственных основ человека.

Поэтому разговоры о том, что вот запретят усыновление детей американцами и простимулируют усыновление в России – это декларация. Дело и в том, что у нас в России в принципе детей усыновляют мало. У нас берут на опеку. В этом большое отличие ситуации в России и США. Много детей из российских приемных семей возвращается обратно в детские дома, интернаты, потому что люди не справлялись с возложенными на себя обязательствами. В моем детском доме 60-70% детей прошли приемные семьи и вернулись в систему повзрослевшими, с новыми травмами.

Как стимулировать эти семьи - в виде денежного довольствия? Ну хорошо, допустим, можно ввести денежные довольствия. Ты берешь ребенка на опеку и получаешь денежное содержание, но это ведь не от полноты сердца. От полноты сердца человек это сделает и бесплатно. Мы знаем, что в дореволюционной России была схожая практика: государство платило приемным родителям. Называлось это «позорный промысел».

Сегодня у нас можно привести огромное количество примеров людей из депрессивных регионов, которые не имеют работы и живут лишь за счет дотаций на воспитание детей из федерального бюджета. Для многих эта практика превратилась в основное средство к существованию. Детей берут на воспитание маленькими. Потом дети вырастают, у них начинается половое созревание. Это сложный период и для воспитания собственными детей, не то что чужих. Дети становятся своенравными, на них не цыкнешь, не прикрикнешь, у них начинают раскрываться гены родителей-алкоголиков или преступников, наклонности порой очень специфические. Заканчивается это как правило тем, что возвращают детей в детские дома, в интернаты. Допустим, таким семьям дадут больше денег. Ну, может быть, они подольше потерпят детей. Но принципиально ничего не изменится. Омертвение духовное как было, так и есть.

Какие практические меры должны быть приняты помимо нравственного оздоровления? Надо думать над развитием системы приемных семей, повышением ответственности родителей, более тщательного отбора приемных семей и их обучения. Не стоит огульно отрицать и государственную систему детских домов. Ее можно и нужно трансформировать. Есть детские дома, в которых детям живется не хуже, чем в приемных семьях. Более того, даже детские дома семейного типа способны решать большее число проблем, чем приемные семьи. Должны создаваться ассоциации приемных семей, которые живут на одной территории. Это важная и сложная тема, до которой у нас государство никак не доберется. А как у нас поступают? – А давайте мы с плеча, сейчас сделаем! – Давайте!

Беседовал Арсений ЗАГУЛЯЕВ, «Нескучный сад»
 


Вернуться назад