Сайт Образование и Православие > Новостная лента > Исповедь – проходной билет ко Причастию?
Исповедь – проходной билет ко Причастию?22.01.2013. |
В продолжение обсуждения статьи протоиерея Павла Великанова «Покаяние нераскаянное» — размышления протоиерея Алексия Уминского о том, во что превратилась исповедь современного христианина, каково выслушивать такие исповеди священнику, чем это грозит Церкви и как можно исправить ситуацию.
Тот образ жизни Церкви, который был в ХХ или еще в XIX веке, мало похож на то, как и чем сегодня живем мы. В XIX веке имела место доведенная до абсурда формализация. Четыре раз в год обязательно надо было пройти по схеме: говел, исповедовался, причастился. В том числе и для устройства на работу, для справки о благонадежности. Получалось, если постишься-исповедуешься, значит — все в порядке, ты добросовестный гражданин своей страны. И исповедь наша — уже не исповедь, а нудное перечисление бесполезных вещей, которые не делают человека ни лучше, ни хуже. Такие исповеди — настоящее препятствие для духовного роста, и уж точно они не имеют никакого отношения к покаянию. Более того, это страшная ловушка для духовной жизни. Ведь подобная практика меняет и отношение человека к Причастию. И превращает его в некую форму «духовного топлива», как бы грубо это не звучало. То есть Причастие воспринимается не как встреча со Христом, не личное присутствие Его в твоей жизни. Подкрепился духовно и — вперед, до следующего раза. Идя к Чаше, ты не страшишься приблизиться ко Христу так близко, не воспринимаешь встречу, как суд над тобой. Какой суд? Все проблемы решены на исповеди, тебя допустили. И главное следующее препятствие, которое может тебя беспокоить, — это только то, что ты не до конца вычитал правило ко Причастию. А вот уж если ты все правило прочел до конца и сходил на исповедь, у тебя нет никаких вопросов к тому, что сейчас с тобой произойдет в момент встречи со Христом. Все должно быть нормально, все гарантированно. Да еще принесет тебе пользу. Вот если ты не выполнил всего предписанного, то — причастился «в суд и в осуждение». А если выполнил предписанное — все в порядке, можешь не бояться этого святого момента. Сама форма, с которой мы подаем Тело и Кровь Спасителя прихожанам звучит так: «Во исцеление души и тела». И мы начинаем думать, что перед нами — хорошее лекарство. Ничего себя лекарство, ничего себя успокоительное, когда в Чаше пребывает Распятый Христос! Поэтому никакой успокоенности нашей при приближении к Чаше быть не может! Должна быть тревога, ужас и страх, трепет. Опять по кругу? По своей сути духовная жизнь священника, монаха, мирянина, мужчины, женщины складывается одинаково. Это поиск Христа, это твоя жизнь по Евангелию. Это молитва человека, его разговор с Богом. И покаяние — это не процесс от субботы до субботы, это процесс длиною в жизнь. Путь человека за Христом. И когда человек по-настоящему идет этим путем, он зреет духовно. В какой-то момент, человек, идущий за Христом, а значит, пытающийся приблизиться к Нему, вдруг видит в себе то, что раньше не видел, не замечал. То, что высветил в человеке свет Христовой любви, осветив уголок души, в который раньше и не заглядывал, наполняет его душу ужасом. И вот тогда происходит истинное покаяние, тогда необходима исповедь и знак того, что человек движется к Богу. Вместо этого, вместо движения за Христом — хождение по кругу, о котором я уже столько раз писал, говорил. От исповеди до исповеди, от Причастия до Причастия, от поста к посту. Живем благополучно и удобно. Разорвал священник на исповеди Бумажечку с перечислением грехов, значит можно успокоиться и через неделю (или через две) принести новую, с тем же содержанием. Более того, иной человек, приходящий на исповедь, если вдруг увидит, что священник не разорвал бумажку, начинает волноваться: «Что-то не так?» Как будто в самой бумажечке — покаяние. Как будто она — входной билет ко Причастию. Билет надорвали — можно смело проходить. Проходя так от исповеди к исповеди, некоторые люди начинают от этого унывать, перестают причащаться. Они чувствуют, что Причастие — это серьезно, к нему нельзя — по билетику. Не может быть духовной жизнью, исповедью, подготовкой к Причастию то, что поставлено на конвейер, построено по шаблону. Нельзя ощущать покаяние по расписанию, с регулярной периодичностью… Однако большинство людей все-таки привыкает и именно так, конвейерно, начинает воспринимать духовную жизнь. Потому, что «так правильно, так нужно, так заведено». Удобнее вместо смыслов иметь подмены. И если кто-то пытается это поменять, то получает от своих собратьев обвинения: «А не обновленец ли ты?» «А не хочешь ли ты реформ?» «А не католик ли ты?» И прочие безумные глаголы. Когда перестает работать слух Да, если не давать «пропускных билетиков» в виде исповедей, то есть риск, что к Причастию будут подходить вместе с толпой и люди, совершенно не понимающие его смысл. Не допускать этого — задача священника. Когда формируется приходская жизнь, он должен иметь возможность каким-то образом воспитывать дисциплинарно новоприходящих в храм людей. И с ними проводить как раз исповедальные беседы, на которых объяснять, что есть что, как нужно молиться, и так далее. Но не надо превращать исповеди в пропуск! Нуждается твой прихожанин в исповеди, он подойдет и скажет об этом. И тогда ты для этого выделишь ему время. А не три минуты из этой бесконечной очереди, когда невозможно никого исповедовать, когда невозможно услышать человека! У тебя, как у священника, перестает работать слух после двадцати перечислений, когда тебя нагрузили пустотой за полтора часа стояния у аналоя. И когда приходит человек с душевной болью, проблемой, ты рискуешь его не услышать. Люди, отстоявшие в очереди на исповедь, прочитавшие по бумажке очередной перечень «из прачечной», искренне думают, что они покаялись перед Богом. Только потом наступает серьезнейший духовный кризис. Человек вдруг осознает: почему он столько лет в Церкви, но — он никого не любит, не любит молиться, не любит постов, ждет, быстрее бы пост кончился? Ему уже невыносимо читать правило перед Причастием, из года в год, из десятилетие в десятилетие каждую неделю — одно и то же… Если мы будем человеческим преданием заменять заповедь Божию, это будет катастрофа. Которую, в принципе, мы уже сейчас начинаем наблюдать. Подготовила Оксана Головко Протоиерей Алексий Уминский, "Православие и мир"
Вернуться назад |