Сайт Образование и Православие > Новостная лента > Голос его нужен. К 75-летию со дня рождения Владимира Высоцкого

Голос его нужен. К 75-летию со дня рождения Владимира Высоцкого


25.01.2013.
Год назад на портале «Православие.ру» была помещена моя большая статья «Владимир Высоцкий: трагедия русской души». В ней говорилось о поиске Высоцким смысла жизни, его духовной трагедии и предпринималась попытка христианского осмысления его поэзии. 25 января 2013 года исполняется 75 лет со дня рождения Высоцкого, и я пользуюсь случаем вновь поговорить о нем.

Голос его нужен. К 75-летию со дня рождения Владимира Высоцкого


Названием для этой статьи послужила строчка из песни Булата Окуджавы «Как наш двор ни обижали»:

А там Володя во дворе,
А его струны в серебре,
А его пальцы золотые,
Голос его нужен.


Написал он эти строки через шесть лет после смерти Высоцкого в период расцвета популярности его песен – тогда они были действительно нужны и очень востребованы. Привел я эти стихи для того, чтобы задать тон всему последующему повествованию и постараться ответить на вопрос: нужен ли Высоцкий, его творчество, его песни людям, живущим в начале XXI первого века, в совсем другую эпоху? Нужны ли его песни молодежи, чья юность проходит «вдалеке от вещей, тех, которые так переполнили доверху нас», – если говорить словами из песни уже современного поэта и певца Юрия Шевчука?

Для меня, конечно, эти вопросы являются чисто риторическими. Я знаю, что хорошие, настоящие песни нужны всегда, вне зависимости от времени и менталитета людей. Но, тем не менее… Владимир Высоцкий жил в совершенно другое время, его творчество пропитано духом этого времени, его стихи остро социальны, они обращаются к темам, которые были актуальны тогда, в них много реалий именно советского периода, и поэтому они могут быть непонятны современному человеку. Так может быть, творчество Высоцкого ценят только ностальгирующие шестидесятники и семидесятники?

Если набрать в самой популярной на сегодняшний день поисковой интернет-системе «Яндекс» (а Интернетом пользуются в основном люди молодого поколения) слово «Владимир», то первым в списке ссылок будет имя Владимира Высоцкого. Это значит, что его песни ищут и слушают, его творчеством и личностью интересуется очень большое количество людей. Интерес к творчеству Высоцкого не только не ослабевает – он постоянно растет. Во времена так называемой перестройки его песни пользовались очень большой популярностью, потом, в 1990-е годы, последовал спад, Высоцкого стали забывать, но затем – новый всплеск интереса.

Как он сам пел:

Я, конечно, вернусь – весь в друзьях и в делах.
Я, конечно, спою…

Конечно, те, кто сейчас любит и слушает Высоцкого, это в основном люди, «рожденные в СССР», и таких у нас большинство; известно, что одна треть населения нынешней России – люди старше 50 лет. Для людей, живших в советскую эпоху, заставших Советский Союз, Высоцкий – это их юность, это символ того очень противоречивого и непростого времени. Но и для молодежи его песни не потеряли своей актуальности. Тем более что сейчас музыкальная культура (о поэзии вообще говорить не приходится) переживает полный упадок. Молодежи навязывают «попсу», лишенную какой-либо смысловой и эстетической нагрузки, рэп и рок. Но русский рок нынче тоже переживает кризис, его молодой задор, социальность, философия, протест против пошлости, косности и бездуховности ушли в прошлое, остались где-то в 1980-х. И та часть молодежи, что любит вдумчивую музыку, слушает в основном песни исполнителей, которые были значимы для моего поколения. То есть рок-группы «Кино», «ДДТ», «Аквариум», «Алиса», «Воскресенье» и другие. Мы слушали еще Высоцкого и лучших представителей авторской песни. Сейчас лишь небольшая часть молодежи слушает песни Высоцкого, но, как уже говорилось, интерес к его творчеству растет. Как правило, интерес к Высоцкому современным юношам и девушкам привили родители, но, уверен, что среди молодых любителей его песен есть и те, которых просто, что называется, «зацепило», когда они впервые услышали его неповторимый хриплый баритон и вдумались в его тексты. Песни Высоцкого заставляют думать, будят душу, совесть и разум, выводят их из спячки. Сейчас, почти при полном отсутствии у молодого поколения, да и у общества в целом, нравственных идеалов и жизненных принципов, при господстве стадного мышления – «жить как все», песни Владимира Семеновича нужны как никогда. Потому что лучшие из его песен как раз учат жить не как все, а по совести и своим умом. Не катиться вместе со всеми по инерции, попав в проложенную до тебя колею, а «выбираться своей колеей». Вспомним также и его знаменитую песню «Бег иноходца»:

Я скачу, но я скачу иначе –
По камням, по лужам, по росе.
Бег мой назван иноходью – значит:
По-другому, то есть – не как все!


Тех качеств души, которые воспел Высоцкий: веры, верности слову и идеалам, любви, доброты, мужества, стойкости, героизма, рыцарства, целеустремленности, – катастрофически не хватает не только в нашей действительности, но и в современной литературе, искусстве, песенном творчестве. Даже в его время в песнях недоставало этих вечных тем; и среди современных ему поэтов и певцов никого нельзя поставить и близко с Высоцким, что уж говорить о нынешних. Значит, его песни нужны сейчас, и они нисколько не утратили своей актуальности. Во все времена люди читали стихи, пели песни, написанные задолго до них, если это были действительно настоящие песни, а не популярные однодневки. Например, старинные русские народные и казачьи песни не устареют никогда. Недаром интерес к ним высок даже в наше время. Из прошлого мы должны брать самое лучшее и передавать это уже нашим детям, особенно при современном оскудении талантов.

Чистоту, простоту мы у древних берем,
Саги, сказки – из прошлого тащим –
Потому что добро остается добром –
В прошлом, будущем и настоящем! –


как писал об этом сам Высоцкий в своей песне «Баллада о времени».

Высоцкий может своими стихами пробудить интерес и к настоящей литературе, потому что они вышли из нее. К героическим романам Вальтера Скотта, Жюля Верна и Стивенсона, а может, и к более серьезным авторам, например Достоевскому, Пушкину. А иначе на чем воспитывать молодежь? На каких книгах и песнях? Не на попсе же, Пелевине, Сорокине и Дэне Брауне!

Конечно, песни Владимира Высоцкого – пища довольно серьезная, и далеко не каждому молодому человеку она будет по зубам. Чтобы понять их, требуется определенный интеллектуальный уровень и знания, а также умение мыслить.

Но задача творца, поэта, писателя, музыканта, художника – «тянуть» человека до какого-то уровня, звать к чему-то высшему, пробуждать лучшие мысли, чувства, желания, заставлять задуматься о главных вопросах. Иначе творчество превращается только в развлечение для публики и шоу-бизнес.

Я уже говорил, что тексты песен Высоцкого могут быть не совсем понятны молодежи в силу того, что он порой описывал события, людей и исторических деятелей именно своего времени. Но здесь есть и другая сторона медали. Песни Высоцкого могут нести людям молодого поколения информацию о той эпохе, в которую жили их отцы, матери, дедушки и бабушки. В этом смысле Высоцкий ценен как бытописатель того времени, той страны, тем более что время это совсем еще недавнее. Особенно это касается его песен о войне. Историю, в том числе и новейшую, надо знать, без нее нет будущего. Так что песни Высоцкого можно использовать не только как средство воспитания молодых людей, но и как источник информации, расширяя их кругозор.

Думаю, что у многих может возникнуть вполне закономерный вопрос: ведь творчество писателей, поэтов неотделимо от их биографии, а ни для кого не секрет, что бурная жизнь Высоцкого вовсе не являла собой нравственный идеал и ни в коем случае не может служить примером для молодежи, так как же тогда прививать молодым людям интерес к его песням и воспитывать на них подрастающее поколение?

Точно так же, как изучают в школе жизнь и произведения иных авторов, например Пушкина, Толстого, Тютчева, Есенина и многих других, чья биография была порой не менее бурной. Мы проходим с детьми основные вехи жизни писателей, но не штудируем «донжуанский список» Александра Сергеевича или любовные похождения графа Толстого. Мы отделяем грехи творцов и их произведения, навеянные этими грехами, от них самих. Это неизбежно, пшеницу нужно отделить от плевел. Даже на самом ухоженном поле попадаются сорняки и колосья, испорченные вредителями. На самой прекрасной и здоровой яблоне можно найти гнилые, больные и червивые яблоки. Так же и с творчеством. С подростками мы читаем «Капитанскую дочку» и «Руслана и Людмилу», «Войну и мир» и «Кавказского пленника», а не эротические или кощунственные произведения Пушкина или «Евангелие» Толстого. И в царской России, и в советский период существовала цензура, и некоторые произведения классиков не издавались (я говорю не о тех сочинениях, которые не печатали в советское время по идеологическим соображениям). Помешало ли это изучать и любить русскую литературу? Нисколько.

Возвращаясь к Высоцкому, скажем, что удивить современного молодого человека информацией о страстях и дурных привычках звезд сегодня, по-моему, просто невозможно (СМИ и Интернет постарались). Конечно, не нужно умышленно скрывать некоторые факты из его биографии, но и акцентировать на них внимание совершенно ни к чему.

Но об опыте использования творчества Владимира Семеновича в воспитательных целях мы поговорим чуть ниже, а пока я хотел бы затронуть еще одну очень важную тему. Тему жизни песен Высоцкого после его ухода и влияния его творчества на людские души.

Мать Владимира Высоцкого Нина Максимовна в одном из своих интервью как-то сказала: «Глядя, как он действует на души людей, я думаю, что это тема будущего, это будут еще изучать: воздействие песен Высоцкого, его творчества на человека. Когда все случилось (смерть Высоцкого. – о. П.Г.), я получала огромное количество писем, и каждый человек писал о том, что он чувствовал, когда слушал песни Высоцкого на концерте или в записи».

В своих прошлых статьях я уже говорил о том, как влияют его песни на людей, как приводят к вере и помогают в непростые минуты жизни.

Приведу еще один пример.

В городе Волгограде живет человек, который с помощью песен Владимира Высоцкого творит, не побоюсь этого слова, великие дела.

Голос его нужен. К 75-летию со дня рождения Владимира Высоцкого

Владимир Корецкий


Исполнитель песен Высоцкого, о котором мне хочется рассказать, его тезка Владимир Иванович Корецкий – человек поистине замечательный. Он путешественник, спортсмен, бард, подвижник работы с молодежью и строитель храмов. Все виды его деятельности и заслуги перечислять можно очень долго, поэтому остановимся на основных.

Владимир Иванович в 1996 году встретился с матерью Высоцкого, Ниной Максимовной, и получил ее «благословение» на морской поход в память Владимира Высоцкого от Волгограда до Торонто на 7-метровой яхте «Владимир Высоцкий» со своим 14-летним сыном и еще несколькими единомышленниками. Мама Высоцкого дала Корецкому свой архив, в котором были неспетые и неопубликованные стихи ее сына. Впоследствии Владимир Иванович напишет музыку к этим стихам.

Их судно проплыло через восемь морей и Атлантический океан по маршруту Волгоград – Новороссийск – Стамбул – гора Афон и Пирей (Греция) – о. Мальта – о. Корсика (Франция) – Картахены (Испания) – Гибралтар – о. Мадейра (Португалия) – Бермудские острова – Нью-Йорк – Торонто. По всему маршруту Владимир Корецкий давал концерты, где пел песни Высоцкого, а его сын читал стихи Владимира Семеновича. В десяти странах мира они 15 раз поднимали флаг России. Находясь на Бермудских островах, Владимир Корецкий позвонил Нине Максимовне: «Мне удалось сделать то, что не смог ваш сын: я спел песню о Бермудском треугольнике, находясь прямо в нем!» В Америке экипаж яхты пригласил к себе в гости друг Владимира Высоцкого художник Михаил Шемякин.

Владимир Корецкий не только сам исполняет песни Высоцкого, но и является создателем, руководителем и организатором самого крупного и значительного ежегодного фестиваля памяти Высоцкого. Проводится он в Волгограде, на набережной Волги, названной в честь Владимира Высоцкого. Кстати, название это также было дано по инициативе Корецкого. На этой набережной усердием Владимира Ивановича и его помощников построено сейчас семь православных часовен и поставлен памятник Высоцкому.

Но самый главный монумент Владимиру Семеновичу, «памятник нерукотворный», о которым писал его любимый поэт Пушкин, – это, конечно, жизнь его песен, их востребованность и та польза, которую они приносят людям.

[b
]«Добра!»[/b]


Владимир Семенович, когда подписывал фотографии и давал автографы своим бесчисленным поклонникам, обычно писал: «Добра! Высоцкий». Он по-доброму, с любовью относился к людям, и его стихи также несут этот заряд добра и творят добрые дела – уже после его смерти. Вся деятельность Владимира Корецкого тоже свидетельствует об этом. Сам он говорит: «Надо жить так, как поет Высоцкий, – по совести и в доброте!»

В 1990 году на Памире, на пике Ленина, произошла страшная катастрофа, в результате которой погибло 43 альпиниста. Огромный снежно-ледовый обвал уничтожил высотный лагерь. Спасатели трудились в тяжелейших условиях, пытаясь спасти хотя бы некоторых. Корецкий был вместе со спасателями, поддерживая их моральный дух. В течение суток он пел им песни Высоцкого, и эти песни помогали людям превозмогать усталость, где-то брать силы и вновь идти на спасательные работы.

Конечно, в «минуту жизни трудную», в тяжелых испытаниях нам должна давать силы в первую очередь молитва, обращение к Богу. Но и песни всегда – и в старые времена, и сейчас – помогали и помогают русским людям как в военных походах и битвах, так и в трудовых подвигах. Хорошая песня мобилизует силы, вдохновляет, бодрит, дает правильный настрой и темп работе. Достаточно вспомнить наши замечательные военные, полковые, строевые песни, гимны русской армии, казачьи походные песни. Наши предки умели и молиться, как поется в одной старинной казачьей песне о просьбе казаков перед боем: «Помози, Боже, даруй удачу, помози в бою!» Но они умели также сражаться и умирать с песней. В мирное время песня помогала работать и преодолевать трудности. Вспомним бурлацкие, волжские песни или песни артельщиков, строителей. Ямщикам песня не давала заснуть и замерзнуть в пути, а тем, кто шел обозом, не сбиться с дороги и не отстать от своих.

А Владимиру Корецкому песни его любимого поэта помогают в работе с молодежью, и этому великому делу Владимир отдает очень много сил и времени. Воспитывая ребят в духе любви к Родине и памяти о ее великой истории, он не только проводит спортивные состязания для детей и подростков. Он организует театрализованные постановки на военную тематику с использованием военных песен Высоцкого, его воспитанники участвуют в конкурсах и фестивалях с песнями Владимира Семеновича.

Владимир Корецкий также является основателем и президентом детского яхт-клуба «Парус» им. В.С. Высоцкого и общероссийской организации Федерация «Белые Медведи – Аквайс Спорт». А еще он помощник митрополита Волгоградского и Камышинского Германа по миссионерской работе и общеправовым вопросам и председатель приходского совета храма-корабля «Святой Владимир».

Но об этом плавучем храме нужно сказать особо. Сам Владимир называет его храмом-памятником Владимиру Высоцкому. И хотя неизвестно, в честь какого святого был крещен Владимир Семенович, Корецкий считает его небесным покровителем крестителя Руси святого князя Владимира. Трудами Владимира Корецкого создано несколько плавучих храмов: «Святитель Иннокентий» (первая в России плавучая церковь), «Святитель Николай» на барже и «Святой Владимир», являющийся самоходным плавучим храмом. Для чего создаются такие храмы? В очень многих населенных пунктах вдоль берегов Волги нет действующих церквей. Передвижные церкви совершают миссионерские плавания по Волге, останавливаясь в тех местах, где нет храмов. Во время остановок проводят миссионерские беседы, крестят, совершают другие таинства, служат литургию и причащают.

Храм во имя князя Владимира построен на базе списанного десантного корабля. Его особая конструкция значительно облегчает миссионерскую деятельность. Судно оснащено специальной откидывающейся аппарелью, что позволяет подходить к берегу даже в самых мелких местах. Длина корабля 70 метров, водоизмещение его 300 тонн. Он был освящен митрополитом Волгоградским и Камышинским Германом. В свободное от миссионерских походов время корабль пришвартован возле набережной в Волгограде. Многие жители города хотят крестить младенцев именно в этом храме, а для венчания выстраивается очередь.

Еще один интересный факт, иллюстрирующий, как творчество Высоцкого помогает не только в постройке плавучих храмов, но и в строительстве приходских церквей: в 2009 году в городе Николаевске Волгоградской области состоялся благотворительный концерт Владимира Корецкого по сбору средств на храм святителя Николая, строящийся в этом районном центре; во время концерта на стадионе собирались пожертвования на возведение церкви.

«Дерево познается по плоду своему», – сказано в Евангелии (Лк. 6: 44). Талант и труд поэтов, писателей оценивается не только по красоте слога и востребованности их творчества, но, в первую очередь, по тому действию, которое их творения производят в душах людей, по тем чувствам, какие они рождают в их сердцах. У Ивана Андреевича Крылова есть басня «Сочинитель и разбойник». Многим православным людям она сейчас стала известна, так как легла в основу одной из песен-притч популярной исполнительницы авторской песни Светланы Копыловой. В басне рассказывается о некоем писателе, который попал в ад и терпит там муки. И с течением времени его мучения все усиливаются, потому что его сочинения, проповедующие неверие и разврат, получают все большее распространение, и зла от них с каждым годом все больше.

Да, талант можно употребить не только во вред себе и окружающим, но даже и последующим поколениям.

Данный образ можно применить к творчеству Высоцкого, но с точностью до наоборот. Владимир Семенович, к сожалению, при жизни не смог прийти в Церковь, но, несомненно, был человеком верующим, и своими лучшими песнями он нес людям веру, надежду и любовь. А некоторых даже приводил своим творчеством к Богу. Но, думаю, сам Высоцкий и представить себе не мог, что его песни будут помогать строить православные храмы, часовни, нести людям весть о Христе, воспитывать молодежь и творить другие благие дела.

И если его творчество уже после кончины приносит такие плоды, значит, он был угоден Богу, и Господь обязательно вменит ему это в заслугу.

Добрые песни могут родиться только в доброй душе: «Не собирают смокв с терновника, и не снимают винограда с кустарника. Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе» (Лк. 6: 44–45). Приведу всего несколько примеров, свидетельствующих об искренности, отзывчивости, щедрости души Владимира Высоцкого. К сожалению, у Высоцкого не сложилась семейная жизнь, и он очень переживал из-за этого. Женившись на Марине Влади, он много помогал своей второй жене Людмиле и детям Аркадию и Никите, любил общаться с сыновьями. Но недостаток настоящей семьи он восполнял общением с друзьями. Дружба была для него понятием священным, этому чувству, товариществу, взаимовыручке посвящено немало его песен. Это и песни о войне, и «горные», и «рыцарские» песни, и песни о мирном подвиге русских людей.

Нет друга, но смогу ли
Не вспоминать его –
Он спас меня от пули
И много от чего.

Ведь если станет плохо
С душой иль с головой,
То он в мгновенье ока
Окажется со мной.

И где бы он ни был, куда б ни уехал –
Как прежде, в бою, и в огне, и в дыму
Я знаю, что он мне желает успеха,
Я тоже успеха желаю ему, –


спел он в песне про дружбу, которую написал для радиоспектакля «Зеленый фургон».

[img=left]http://www.pravoslavie.ru/sas/image/101001/100179.p.jpg?0.8577786767680491[/img]
Режиссер Александр Митта вспоминает о его умении дружить: «Он был уникальным во многих отношениях. Например, в дружбе. Огромное количество людей искренне считали себя его друзьями, даже если они были знакомы с ним недолго. Они не ошибались. Он к каждому был внимателен. Ему каждый был интересен. И каждый имел основания считать, что занимает в жизни Володи особое место. Он всех помнил и каждому готов был помочь. Как это назвать? Талант дружбы?»

Еще один друг Владимира Высоцкого сценарист Эдуард Володарский рассказывал: «Много мы отнимали у него времени и сил, он был человек, который для товарищей готов был сделать все. Кому-то понадобилось лекарство. Он мог ночью помчаться через весь город на машине. Он один раз доставал лекарство в Париже, и всю ночь он следил по телефону, когда самолет прибудет в Шереметьево, потом поехал в Шереметьево и забрал лекарство для матери своего товарища, которая была больна».

Станислав Говорухин свидетельствует: «К нему тянулись люди, он не мог без них – он должен был знать обо всём, что происходит в жизни.

Надо бы сказать ещё вот о чём. Он, чей рабочий день был загружен до предела, вынужден был отнимать у себя время – отнимать у поэзии! – на решение разных бытовых вопросов своих друзей. (Известно, что Высоцкий спал всего четыре-пять часов в сутки, почти все остальное время было посвящено работе. – о. П.Г.) Помогал всем, кто просил помочь. Одному “пробивал” машину, другому – квартиру, третьему – сценарий. Больно говорить об этом, но многие его знакомые нещадно эксплуатировали его популярность и возможность войти в любые двери – к любому начальнику».

Актриса Лионелла Пырьева рассказывает о том времени, когда Высоцкому было всего 23 года, он был молодым, бедным, малоизвестным актером: «Володя был человеком, быстро завязывающим знакомства, очень добрым, впечатлительным, умеющим быстро оценить не только состояние души, но и характер каждого, с кем встречался. Я глубоко убеждена, что Володе достаточно было перекинуться с кем-нибудь парой слов, чтобы знать о нем все. Он был как рентген!.. Когда-то произошла между нами сцена, которую я не забуду, и буду ему благодарна до конца моих дней. Однажды я шла по московской улице. Шла в прямом смысле с пустыми карманами. Не было денег. Ни копейки. Даже на хлеб. Будучи актрисой театра имени Станиславского, я зарабатывала 69 рублей в месяц. Издалека я увидела Володю. Было видно, что он куда-то спешил, но – заметив меня, приостановился. Спросил, как дела, как живу. “Ничего, все в порядке”, – ответила я. “До свидания, Лина”, – сказал тогда Володя. “До свидания, Володя”, – сказала я. И мы разошлись каждый в свою сторону. Но неожиданно Володя вернулся, догнал меня, сунул мне в руку трешку: “У меня тоже дела идут не лучшим образом, больше нет. А ты, наверное, сегодня даже не завтракала”. Как он об этом узнал? По моим глазам? Я зажала трехрублевку в ладонь, слезы подступили к горлу, и я едва прошептала: “Спасибо”. И через мгновение только опомнилась, чтобы посмотреть, как он уходит. Хорошо знала, что Володя как актер театра имени Пушкина тоже зарабатывает немного. Три рубля в то время! Я могла на них прожить целых два дня! Именно те два дня, которые оставались до получки».

Месяца за два до кончины Высоцкий позвонил писателю Василию Аксенову, тогда находившемуся в опале, и сказал: «Я тебе хочу дать тысячу рублей». Но тот стал отказываться: «Володя, зачем?» Он ответил: «Ну, чтобы ты мог жить так, как ты живёшь». Он знал, что Аксенову нигде уже нельзя заработать. Писатель поблагодарил, но денег так и не взял: «Спасибо, ничего, я обхожусь».

***


После смерти Высоцкого в 1980 году Булат Окуджава написал песню «О Володе Высоцком». Вот ее финальный куплет:

О Володе Высоцком я песню придумать хотел,
Но дрожала рука и мотив со стихом не сходился…
Белый аист московский на белое небо взлетел,
Черный аист московский на черную землю спустился.


Мне неизвестно, какой смысл в эти строки вкладывал сам Булат Шалвович, но можно предположить, что он писал о душе и теле. Душа поэта покинула этот мир и полетела к Богу, а тело было предано земле: «возвратишься в землю, из которой ты взят» (Быт. 3: 19). Но также мне видится в этом образе и другой смысл. И при земной жизни, и после смерти личная жизнь и творчество Высоцкого подвергались обсуждению, осуждению и критике. Конечно, как и всякий человек, он имел грехи и, как любой творец, мог совершать ошибки и создавать не только удачные произведения. Но время все расставляет по своим местам: «большое видится на расстоянии». И самым главным, что оставил после себя Владимир Высоцкий, является не его порой очень бурная и страстная земная биография и не его грехи («черный аист») – все это осталось в прошлом, и за все это поэт уже ответил на суде Божием, – а его огромный талант, добрая душа и его замечательные песни, которые до сих пор помогают нам жить. Вот эта светлая его часть – этот «белый аист московский» – воспарил над суетой, страстями, сплетнями и домыслами и продолжает нести добро.

Священник Павел Гумеров, Православие.Ru
 


Вернуться назад