Сайт Образование и Православие > Новостная лента > Епископ Воскресенский Савва: «Храм строится для людей»

Епископ Воскресенский Савва: «Храм строится для людей»


09.02.2013.
Как привлечь народ в храмы, какова должна быть роль мирян, как относиться к православным активистам и как предотвратить «выгорание» священников, – отвечает епископ Воскресенский САВВА, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместник Новоспасского монастыря:

Епископ Воскресенский Савва: «Храм строится для людей»
— Какой должна быть роль мирян в Церкви, что им сегодня можно доверить?
— Роль мирянина в Церкви всегда была основополагающей, поскольку Церковь — это и есть все люди: миряне и духовенство. И я считаю, что между ними нет какого-то особого разделения. Без мирян приход не приход. Нет смысла даже открывать храм, если в нем нет людей. Храм ведь строится для людей. Это мы, люди, там должны радоваться, поучаться, становиться лучше. Вообще миряне сегодня занимают активную позицию на наших приходах, поскольку вся внебогослужебная работа совершается мирянами. Они помогаю священнику в организации воскресных школ, строительстве, в миссионерской работе. Видимое свидетельство работы священника – это его служба. А работы мирян – добрые дела, совершающиеся вне богослужения. Хотя священнослужитель является инициатором, вдохновителем и организатором этих дел. Священник в сегодняшнее время должен стать неким «путевождем». Сегодня людям особо некуда податься, они некому не нужны. И только Церковь – объединяющая, консолидирующая сила в обществе. Например, на хороших, крепких приходах все друг друга знают, стараются помочь. Много ли сегодня Вы знаете своих соседей по именам? Это самый незначительный пример, который сразу приходит в голову.

— А как привлечь людей в храмы?
— Самый лучший способ – это личный пример священнослужителя. Когда люди видят, что священник действительно горит как свеча: заботится о своих прихожанах, любит свой приход, и ведет благочестивую христианскую жизнь, тогда они идут в этот храм. Я часто посещаю приходы и вижу, насколько сплоченными они бывают, как после службы прихожане собираются вокруг своего священника, как он со всеми общается. Хотя сейчас можно видеть и другие примеры, когда батюшки, может быть, ведут себя не очень корректно с людьми.


— В чем должно проявляться пастырство архиерея?
— Епископ переводится как надзиратель. Самая главная его роль – быть примером для священников и мирян в своей благочестивой жизни. Он также обязан помогать священникам, если у них не складывается тот или иной род деятельности. Ведь сегодня священник – это и пастырь, и учитель, и воспитатель, и строитель, и реставратор, и администратор, и пожарный. И наконец, никто не снимал с епископов ответственность за чистоту богословского учения. Епископ также является преемником апостолов, а апостол это тот человек, который всегда проповедовал слово Божие людям. Епископ должен ездить на приходы, разговаривать с прихожанами и проповедовать слово Божие каждому из них. Если мы говорим «каков поп, такой и приход», то, наверное, можно сказать «какой епископ, такие и священники у него в епархии».

— Что тревожит современного архиерея?
— Прежде всего меня беспокоит отсутствие времени: «Почему в сутках только 24 часа». Проблем и дел очень много.

Беспокоит всплеск негативных публикаций о Церкви, который произошел в прошлом году.
Для меня очень важно преподавание в наших школах такого предмета , как Основы православной культуры. В сложившейся вокруг него ситуации ¬– во многом недоработка клириков и мирян. Но надо исправлять ситуацию, учитывая совершенные ошибки. Иначе мы скоро будем жить в другой стране. Поэтому меня пугает, что менее 50% выбирают изучение Основ православной культуры. Например, в Юго-Восточном округе Москвы, где я являюсь викарным архиереем, ОПК выбрало 40%. А ведь Православие, христианство, – основа всей русской культуры уже более тысячи лет.

Меня беспокоит невнимательность священнослужителей к людям. Приходится разбираться в некоторых случаях, и видишь, что проблема могла быть решена гораздо проще, если бы священник более внимательно, неравнодушно отнесся к этому человеку.

Ну и беспокоит меня свое собственное духовное состояние. Мы должны совершенствоваться, пытаться привести себя в соответствие с Евангелием и заповедями. Но я думаю, это беспокойство обычно для каждого христианина, имеющего совесть и христианское самосознание.

— Как относиться к православным активистам?
— В любом случае, активисты должны свои действия как-то согласовывать со священниками на тех приходах, с которых они пришли. Действия активистов, может быть, воспринимаются людьми как не соответствующие законам морали. А не соответствовать они могут потому, что активисты не имеют духовного наставника, пастыря, который бы их окормлял, направлял их энергию в нужное русло. Действие по своему собственному измышлению, без благословения, всегда приводит не в лучшую сторону. Каждый случай надо рассматривать отдельно. И каждый человек должен понимать, как его слово и дело отзовется.

Дело может быть добрым. Например, у нас в Новоспасском монастыре собирается группа людей, которая кормит бездомных. Они это совершают с благословения, при руководстве батюшки. Это благое дело. И подобных дел, совершаемых активистами, очень много. И это прекрасно, что люди имеют активную жизненную позицию.

Но есть и другая сторона медали. Поэтому считаю, что активистами надо руководить. Они должны действовать в рамках закона РФ. Его никто не отменяет. Тогда в этом будет больше пользы, понимания, сплоченности и благочестия. Что самое пугающее, очень часто активисты, или их лидеры, действуют , чтобы достичь своего, своих целей. А Церковь – это соборность. Думаю, что это забывать не нужно, как бы кто-то из нас долго в Православии не был.

— Что может сделать архиерей, чтобы предотвратить «пастырское выгорание» своих священников?
— Епископ ответственен не только за души паствы, но и за души священников. Может быть, стоит организовывать пастырские семинары, чаще и пристальней общаться со священниками. На семинаре можно посоветоваться, поговорить, поделиться своими эмоциями без всяких протоколов. Можно усовершенствоваться в искусстве проповеди, рассказать свои проповеди друг другу, обсудить их, поделиться своими замечаниями – это тоже один из видов общения. Епископ, общаясь со своими пастырями, может быть увидит – какие у них есть проблемы и предотвратит выгорание. Если выгорание происходит, может быть, нужно назначить священнику какое-то другое место служения, дать ему возможность отдохнуть. Отдых — это смена послушания, может быть, священнику нужно подобрать другой приход. Я еще не сталкивался с синдромом выгорания, я достаточно молодой архиерей. Но я понимаю, что иногда постоянная суета и забота о приходе могут морально утомить священника, он же тоже человек. Надо постараться ко всем отнестись с любовью, понимаем и терпением. Вспоминаются слова апостола Павла: «Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал. 6:2).

Беседовал Кирилл МИЛОВИДОВ, "Нескучный сад"
 


Вернуться назад