Сайт Образование и Православие > Новостная лента > Чем выборы папы римского отличаются от выборов православных патриархов?

Чем выборы папы римского отличаются от выборов православных патриархов?


18.03.2013.
Сегодня 115 членов конклава кардиналов Римской католической церкви соберутся, чтобы выбрать нового римского папу. Как выглядит процедура избрания папы и чем она отличается от избрания православных патриархов?

Чем выборы папы римского отличаются от выборов православных патриархов?


Как сообщает Радио Ватикана: в Сикстинской капелле уже поставлены 115 стульев из черешневого дерева, помеченные именами и фамилиями кардиналов-избирателей, а перед алтарем размещен деревянный стол с урной для сбора голосов и подставка для Евангелия, на котором выборщики должны принести присягу.

Римский первосвященник выбирается на специальном собрании – конклаве. Сегодня в состав конклава входят исключительно кардиналы. Однако в первые века христианства новый Папа избирался соборно: духовенством и народом Рима. Через некоторое время из процедуры избрания были исключены миряне, право избрания оказалось закреплено лишь за клириками города, но все же, в течение долгих столетий Папа, как руководитель римской поместной общины христиан, продолжал избираться горожанами. Только в XI веке избрание понтифика поручается коллегии кардиналов.

Кардинал – это крупный церковный чиновник, возглавляющий одно из подразделений центрального церковного административного аппарата или крупную региональную кафедру. Коллегию кардиналов можно – со значительными оговорками – представить как аналогию Синода и Высшего церковного совета в современной Русской Церкви

Во время своего зарождения, административный аппарат «помощников» римского архиепископа состоял из викарных епископов Рима, ключевых столичных священников, которых назначал сам понтифик, и диаконов, следивших за состоянием церковной жизни в каждом из районов города.

Со временем этот вспомогательный орган при Римском епископе превратился в курию – систему центральных управленческих институтов, своебразных министерств при Папе. Сегодня все кардиналы имеют епископский сан, хотя и разделяются, по традиции, на кардиналов-диаконов, кардиналов-священников и кардиналов-епископов.

Как правило, кардиналы-священники – это епископы далеких церковных провинций (Латинская Америка, Африка и т.п.), введенные в конклав на место настоятелей главных римских храмов, когда-то составлявших часть курии. Чтобы соблюсти формальности, эти епископы обычно являются титулярными «настоятелями» древних римских храмов, которых они и сегодня «представляют» в курии.

С православной точки зрения, кардиналы являются «параллельной вертикалью» церковной власти, и если привычную для восточного христианства систему церковного управления можно представить как пирамиду: миряне-священники-епископы плюс поместный собор, то Католическая церковь, также имея эту привычную трехчастную вертикаль, по сути, управляется иерархией «вторичной», связанной не с трехчленным делением церковного тела, а с личной канцелярией предстоятеля церковной общины.

Именно представители этой “канцелярии”, то есть Римской курии, а не собор мирян и епископов выбирают нового Папу, что в целом отражает экклезиологическую модель католиков и ту роль, которую епископ Рима играет в Католической церкви.

Как и римская Курия, Синоды или их аналоги в Православных поместных Церквях появились из практики перепоручения части функций столичного архиерея его викарным епископам. Постепенно небольшие совещания при патриархах превратились в постоянно действующие церковные правительства, но Синоды, в отличие от Курии так и не заменили собою соборное церковное управление, которое и сейчас остается фундаментом православного церковного устройства.

Как выбирают православных патриархов? В Русской Православной Церкви оперативным управлением церковной жизни занимается Патриарх. Синодальные комитеты фактически подчиняются лично Патриарху и только отчитываются перед Синодом и соборами. Патриарх совместно с Синодом назначает епископов на кафедры, а самого Предстоятеля выбирает Помеcтный собор, состоящий из епископов, клириков и мирян. Кандидатов в патриархи отбирает собор архиерейский, впрочем, в список этих кандидатов Поместный собор может добавить собственного кандидата, не прошедшего утверждение архиерейским собором. Подробности процедуры такого избрания совсем недавно бурно дискутировались в Русской Церкви, пока Архиерейский собор 2013 года не установил современный порядок.

Чем выборы папы римского отличаются от выборов православных патриархов?

Главу Константинопольской церкви выбирает не Собор в нашем представлении, а «Избирательное собрание», куда входят 12 митрополитов – членов Синода и 70 делегатов от клириков и мирян. Долгое время, по правилам Константинопольского патриархата членами совещания могли быть только граждане Турции, так что в избрании не принимали участие представители многочисленных зарубежных епархий Вселенской патриархии. В 2004 году в состав Синода власти Турции разрешили ввести несколько иерархов-неграждан, в том числе предстоятеля главной зарубежной архиепископии – североамериканской.

Верховным органом управления в Константинопольской Церкви является Синод, действующий при патриархе и заседающий на постоянной основе три раза в неделю, ротации членов тут не предусмотрено, и архиереи входят в состав Синода по факту занятия ими древних греческих кафедр Малой Азии, значительная часть из которых, после бегства греческого населения из Турции в начале XX века, являются титулярными. Архиереи, занимающие эти кафедры, не окормляют паству названной области, а лишь возглавляют крупные церковные подразделения. В полномочия Синода входит избрание архиереев на кафедры и общий надзор за монастырской жизнью. Ему же принадлежит высшая судебная власть. При Синоде действует Синодальная канцелярия, зарубежные епархии, составляющие основную паству патриархии управляются автономно, оставляя за «центром» только упомянутые выше функции.

Грузинский патриарх, избирается Церковным Собором, состоящим из всех епископов Церкви, а также представителей клириков и мирян. Постоянно действующим органом управления Грузинской Церкви является Патриархия с ее отделами и Синод, который собирается два раз в год и включает всех архиереев.

Элладская Церковь, еще в XIX веке отделившаяся от Константинопольской, является конфессией, чей привилегированный статус закреплен в конституции. Ее предстоятеля – архиепископа Афинского избирает глава государства из числа трех кандидатов предложенных Архиерейским собором.

Власть афинского архиепископа достаточно номинальна. По замечанию известного русского церковного канониста протоиерея Владислава Цыпина она «сопоставима со статусом Первенствующего члена Святейшего Синода Российской Церкви в синодальную эпоху». Высшем управленческим органом тут является Архиерейский Синод в состав которого входят все епархиальные архиереи, Постоянный Синод и Генеральная Церковная Ассамблея.

Сербского патриарха выбирает специальный «Избирательный Собор», который состоит из архиереев, настоятелей важнейших монастырей, членов Патриаршего Административного комитета и представителей Епархиальных Советов -- коллегиальных органов местного церковно управления. Патриархом становится один из трех кандидатов, предложенных Избирательному собору Архиерейским Собо¬ром. В межсоборный период церковью управляет Синод в составе Предсе¬дателя – Патриарха и четырех епархиальных архиереев, которых избирает Архиерейский собор сроком на два года.

Хозяйственной деятельностью Церкви ведает отдельный Патриарший Совет, который осуществляет контроль за распоряжением церковным имуще¬ством, его состав также определяется Архиерейским собором.

В Иерусалимской Церкви, как и во многих других, перечисленных выше, процедура избрания является многоступенчатой: сперва поместный собор избирает список из нескольких кандидатов, затем этот список отправляется на утверждение правительствам трех стран: Израиля, Иордании и Палестинской автономии. После утверждения кандидатур Церковь собирает новый собор на котором уже голосует за одно кандидата из утвержденного списка. Это связано с тем, что все три страны, на которые распространяется юрисдикция Иерусалимского патриарха находятся в состоянии затяжного военного конфликта и политического противостояния друг с другом, патриарх должен быть нейтрален и иметь возможность взаимодействия с обоими правительствами.

Болгарский патриарх избирается на Избирательном Церковном Соборе, в состав которого входят все епархиальные архиереи и представители епархий, по семь от каждой: три клирика и четыре мирянина. Власть патриарха ограничена Синодом, в полном и малом составе, а также Верховным церковным советом и Церковно-народным собором (аналогом нашего поместного).

Нынешний болгарский патриарх Неофит был избран в конце февраля, взамен своего умершего предшественника Максима, возглавлявшего Софийскую кафедру с 70-х годов.

Перед избирательным Собором Синод утверждает перечень кандидатов, каждый из которых должен набрать более 10 голосов. В этот раз почти двое суток раз за разом претенденты не могли набрать положенного количества, чтобы быть включенными в тройку кандидатов. В итоге, архиереи решили избирать патриарха 9-ю голосами, что привело к обращению недовольных отступлением от процедуры к «внешним», а именно в Верховный суд Болгарии с требованием отменить результаты выборов. Судебная власть отказалась вмешиваться в процесс избрания патриарха.

В сам день выборов никак не удавалось набрать 2/3 голосов 138 выборщиков. Необходимых для избрания нового Предстоятеля. Пришлось проводить второй тур, в котором выбирали из двух кандидатур – митрополита Русенского Неофита и митрополита Ловечского Гавриила, что вызвало критические замечания со стороны общества. Выборы происходили на фоне массовых протестов в Софии, вызванных правительственным кризисом и тяжелым экономическим положением в стране.

Глава Православной Церкви в Америке назначается Общеамериканским церковным собором, на котором присутствуют все епископы, представители священства и мирян.

Оперативным управлением занимается Священный Синод епископов, состоящий из всех епископов церкви и собираемый дважды в год. Этот Синод принимает ключевые решение в области церковной жизни и может инициировать отставку предстоятеля, как это и произошло в прошлом году, когда митрополит всей Америки и Канады Иона подал прошение об отставке вследствие конфликта с большинством епархиальных архиереев. Финансовыми вопросами Церкви заведует Совет митрополии.

Подготовил Дмитрий РЕБРОВ, Нескучный сад
 


Вернуться назад