Сайт Образование и Православие > Новостная лента > «С нами Бог»: кто должен покориться кающимся?

«С нами Бог»: кто должен покориться кающимся?


21.03.2013.
В первые четыре дня Великого поста мы слышим Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Его тропари проникнуты сокрушением в грехах, признанием собственной немощи и негодности. А затем следует торжественное песнопение «С нами Бог!» с призывом «языкам» покоряться. Чем объясняется резкая перемена настроения, рассказывает священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ.

«С нами Бог»: кто должен покориться кающимся?На первой седмице поста Великий канон читается на повечерии – в отличие от четверга пятой седмицы, где он входит в состав утрени и, таким образом, представляет собой один из обычных утренних канонов. Великое повечерие по уставу должно совершаться в течение всего Великого поста (кроме суббот и воскресений), но в большинстве храмов мы слышим его почти исключительно на первой седмице.

Великое повечерие состоит из трех частей, образованных преимущественно псалмами и особыми молитвами. Однако помимо псалмов и молитв первая и третья части содержат также торжественные, яркие, врезающиеся в память песнопения. В первой части это «Яко с нами Бог!», во последней – «Господи сил, с нами буди!».

Гимн «Яко с нами Бог!» представляет собой избранные стихи из 8-й и 9-й глав книги пророка Исаии (Ис 8:8b–10; 12b–14a; 18a; 9: 2, 6), причем после каждого стиха следует радостное восклицание «Ибо с нами Бог!» (см. Ис 8:10). Слова пророка традиционно понимаются как относящиеся к Мессии: «…младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис 9:6).

Может возникнуть вопрос: почему покаянный канон соседствует со столь радостным, победным песнопением? Но если мы будем внимательно слушать (и читать) текст великого повечерия, то мы увидим, что такой контраст не является чем-то исключительным: так, вскоре после гимна «Яко с нами Бог!» (в первой части) следует вторая часть, которая содержит и покаянный псалом царя Давида, и покаянную молитву царя Манассии. Подобная смена тональности характерна и для Псалтири в целом, и для некоторых отдельных псалмов.

Покаяние, приносимое Богу кающимся грешником, и прославление Бога (и даже ощущение причастности к Его славе и могуществу) – эти два настроения, два образа молитвы не противоречат друг другу. Покаяние не тождественно чувствам безысходности, отчаяния, озлобленности. Покаяние – это осознание своей греховности, подверженности страстям, осознание собственного уклонения от Бога, но, следовательно, – и устремление к Богу, воззвание к Нему с мольбой о прощении, о помиловании, о помощи, и, вместе с тем, обращение со словами благодарности и хвалы.

Все мы помним слова Христа, сказанные Им апостолу Павлу: «Сила Моя в немощи совершается» (2 Коря 12:9). Христианин, признавший и принявший свою немощь, смиривший свою гордыню, поистине силён и славен – но не сам по себе, а по причастности к Богу, которому он предал саму свою жизнь и душу.

Священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ, «Нескучный сад»
 


Вернуться назад