Сайт Образование и Православие > Новостная лента > Митрополит Кирилл: Жизнь Церкви осуществляется через благодать Святого Духа

Митрополит Кирилл: Жизнь Церкви осуществляется через благодать Святого Духа


22.03.2013.
Беседа с митрополитом Екатеринбургским и Верхотурским Кириллом в эфире телеканала «Союз».

Благодать преемства

– В эфире очередной выпуск программы «Архипастырь» – в студии телеканала «Союз» митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл. Владыка, мы Вас сердечно поздравляем с возведением в сан митрополита Русской Православной Церкви.

– Спаси Господи. Вообще-то это поздравление можно отнести ко всей Екатеринбургской митрополии, потому что именно эта земля получила статус митрополии. И на самом деле очень радостно и приятно, что те труды, которые на протяжении всего христианского периода здесь совершались моими предшественниками и благочестивыми верующими людьми, сегодня ознаменованы таким замечательным возвышением – учреждением митрополии на Урале и, в частности, в Екатеринбурге. За 125 лет существования Екатеринбургской епархии это первый случай, и после Владыки святителя Иоанна, митрополита Тобольского, на уральской земле я первый и, Бог даст, совсем не последний митрополит. Потому что митрополия учреждена, и она будет существовать и в будущие времена.

– Владыка, сегодня передачу мы посвятим ответам на вопросы наших телезрителей. И первый вопрос – в связи с Вашим новым статусом митрополита.

Я прошу прощения и у Вас, Владыка, и у наших воцерковленных зрителей – многие вопросы могут показаться просто дерзкими. Традиционно считается, что телеканал «Союз» смотрят глубоко верующие люди, а на самом деле нас смотрят много светских людей, пока далеких от Церкви; очень хорошо и радостно, что они звонят и задают свои вопросы, которые, может быть, очень острые, дерзкие, но слава Богу, что они есть.

И вот первый из них: «Хорошо, Владыке дали сан митрополита, вы у себя в Церкви радуетесь, друг друга поздравляете. А зачем вообще митрополиты нужны? Точно так же, как епископы и все остальные священнослужители? Я дома прекрасно с Богом разговариваю, Бог у меня всегда в душе, Бог у меня всегда с собой в сердце, и никакие митрополиты мне не нужны». Зачем, Владыка, Вы нужны?

– Может быть, мы и не нужны, но изменения, происходящие сейчас в жизни Церкви, свидетельствуют о зрелости Церкви, о том опыте, который она набрала и который нужно сегодня претворять в жизнь наиболее действенным путем. На это все и рассчитано. Должен напомнить, что когда-то, и Священный Синод очень хорошо об этом сказал в преамбуле этого постановления, наша Церковь тоже была митрополией – до Киевского Патриархата, и, соответственно, перед ней стояли те же задачи, которые стоят перед нынешними митрополиями. Когда в нашей Церкви установилось Патриаршее правление, мы как-то забыли об этой ситуации. И вообще привыкли к огромным территориям нашей страны, к многочисленному народонаселению, к тому, что епископ, митрополит, а тем более Патриарх – это некто отдаленный от реальной жизни людей.

Способствовало этому и время Синодального периода, когда искусственным образом епископат был максимально отдален от реальной жизни своих пасомых. Соответственно, не до этого было и в известные нам годы, хотя Блаженнейший митрополит Сергий и пытался учредить митрополии и соответствующие епархии. Следуя, кстати, постановлениям Собора 1917-18 годов, когда по инициативе Святейшего Патриарха Тихона разрабатывались эти проекты. Но они (естественно, опять же из-за известных событий) не были осуществлены. Поэтому то, что мы видим сегодня, это следствия достаточно спокойной во внешних проявлениях церковной жизни. Так что эти изменения, – можно сказать, возвращение к прежнему иерархическому устройству.

Что же касается «Бога в душе» или того, нужны ли епископы, священники и диаконы, то эти вопросы не новые. Это Богом установленная иерархическая структура, она сохранила Церковь в течение многовекового периода, и надеемся, что Церковь сохранится благодаря действиям Святого Духа через тех людей, которые на это поставлены, как бы ни относились некоторые к носителям этой благодати. Именно через благодать Святого Духа осуществляется все, что мы хотели бы получить в нашей Церкви.

– Некоторые люди рассуждают так: «есть вера, есть религия и есть Церковь. Вера – это замечательно, она у меня в сердце, и это мое личное. Религия – это идеология, которая может быть и хорошей, и нехорошей, или быть хорошей, но использоваться в плохих целях. А Церковь – вообще земной институт, корпорация, которая придумана для манипулирования людьми». Что бы Вы на это могли сказать?

– Церковь – это Богочеловеческий организм. То есть вместе с установленными Богом правилами существования Церкви есть еще некие как бы человеческие моменты. Вот, например, белый клобук митрополита – это человеческий момент существования Церкви. А благодать епископа – это совсем не человеческая, а именно Божественная благодать, которая передается через слабых людей для осуществления всесильной силы Божией среди народа. Что еще можно сказать по этому поводу? Есть, например, вода, как некая данность, которую мы не можем сами по себе принять, мы должны влить ее в некий сосуд: чтобы эта вода хранилась, есть некое измерение, в котором она должна находиться. И вот этот сосуд – это граница, это та Церковь, которая держит в себе нашу веру, наше отношение с Богом. Она показывает некие измерения видимого существования таких отношений Бога и человека, которые существуют между нами и нашим Творцом.

– Владыка, Вы сказали о Божественной благодати, носителями которой являются епископы. А откуда эта Божественная благодать у епископа, почему ее не может быть у инженера Марии Ивановны?

– Это преемственность через апостольские действия. У нас у каждого есть некая родословная в жизни, если мы начнем выяснять, то можем дойти до своих далеких предков. И каждый епископ таким образом дойдет в этой преемственности до конкретного апостола, которому эта благодать была передана. Епископ обладает верхом тех знаний и верхом тех действий, которые можно совершать в Церкви, то есть без епископа Церкви не существует, потому что, как известно, епископ – носитель той самой апостольской благодати, которую он воспринял от своих прапрапра-, скажем так, рукоположителей.

– Апостолы приняли благодать от Самого Господа нашего, мы-то об этом знаем, но не все зрители об этом знают. И здесь, Владыка, наверное, надо обратить внимание на очень интересный момент – в чем Православная Церковь отличается от различных, как мы сейчас говорим, сектантских организаций: если проследить историю любого епископа в Православной Церкви, как Вы заметили, мы придем к апостолу, придем ко Христу, чего нет у других религий.

– Есть человеческие организации, которые используют религиозные символы и действуют, скажем так, в социальной сфере или преуспели в других делах. Это можно назвать общиной, но Церковью это назвать невозможно. Потому что благодать преемства существует в ограде той Церкви, которая не разделялась.

Приход растет вместе с храмом

– Часть вопросов зрителей сегодня будет, Владыка, от посетителей интернет-портала Екатеринбурга. Целиков (к сожалению, не знаем его имени и отчества) спрашивает, занимаетесь ли Вы спортом и физкультурой?

– Глядя на меня, можно понять, что я не спортсмен; физкультурой занимаюсь, но чуть-чуть, хотелось бы гораздо больше, а спортом, к сожалению, нет. Конечно, застойный образ жизни в молодости, может быть, еще не так влияет на здоровье, но со временем ты безусловно ощущаешь, как не хватает движения, какие-то физические нагрузки нужны. Но мы знаем, что физические нагрузки у нас особенные: это и молитвенное правило, и поклоны, и труд монастырский, и пока есть возможность, надо этим пользоваться. В свое время мы в одной из семинарий, к которой я имел отношение, сделали достаточно хорошее спортивное помещение. Нам подарили очень много хорошего спортивного инвентаря, и ребята занимались там всегда. И мы старались делать так, чтобы они не засиживались на занятиях, но были бы и соответственно своему возрасту подвижными и сильными. Надеюсь, что это в будущем им пригодится.

– Владыка, Дмитрий спрашивает, на машине какой марки Вы ездите, какого она года выпуска, и подаете ли Вы налоговую декларацию, как Путин?

– Как Путин, не подаю. А езжу на тех машинах, которые мне остались от моего предшественника, и я ему очень благодарен за то, что есть такой хороший автопарк. Ездил я на «Волге» первоначально, когда другие машины были на ремонте, а еще у нас в гараже есть новая машина марки «Тойота», которой я тоже намерен пользоваться.

– Галина Владимировна Воронкова пишет: «Наша семья живет в Екатеринбурге в районе Вторчермет. Очень бы хотелось, чтобы в нашем микрорайоне построили церковь, ближайшая – храм Преображения Господня, но до него надо ехать на автобусе. Многодетным это очень неудобно, пешком дети не выдерживают. Есть ли в планах епархии строительство храма на Вторчермете?».

– У епархии есть определенный взгляд на строительство храмов, наши планы мы обсуждали и с руководством области и города. По договоренности с руководством города мы сейчас занимаемся вопросами выделения участков земли для строительства храмов, особенно там, где их сейчас нет. Что касается Екатеринбурга, то могу сказать о микрорайонах Ботаника, Академическом, думаю, что и на Вторчермете церковь тоже будет. Будем все делать спокойно, в установленном законом порядке. Но хотел бы сказать тем, кто собирается получать храмы, что было бы целесообразно организовывать общины, подходя к благочинному, находить достойных священников, чтобы эти священники сразу стояли во главе прихода и занимались бы всеми необходимыми делами и приход возрастал вместе с возрастанием стен храма, возрастала и концентрировалась приходская жизнь. Таким образом, когда храм будет построен, тогда уже естественным образом и церковная жизнь будет не чем-то привнесенным в эти стены, а единой собранной общиной.

– Виталий Супрун пишет: «Добрый день, дорогой Владыка, как Вам наш город?».

– Меня уже много раз об этом спрашивали, и я говорил, что город очень интересный, город развивающийся, это действительно столица Урала. Здесь сконцентрированы все интеллектуальные, материальные, и духовные в том числе, силы. Очень интересно, что Екатеринбург, наверное, один из немногих городов – областных центров нашей страны, в котором есть естественный прирост населения. 95% жителей города не желают менять место жительства – это тоже о многом говорит. Очень много молодежи, очень много вузов. И, безусловно, это требует огромной самоотдачи от нас, церковных людей, чтобы они оказались в поле нашего внимания.

– Владыка, когда будет переезд семинарии?

– Очень надеюсь, что переезд Екатеринбургской семинарии из прежнего здания в новое состоится до конца текущего года.

– Владыка, было несколько вопросов встревоженных зрителей о судьбе тех храмов, которые размещаются сейчас при обоих зданиях семинарии, – Трех Святителей и Кирилла и Мефодия. Что с ними будет?

– Мы предложили руководству города вернуть зданиям этих храмов первоначальное назначение. Они раньше были детскими садами, и мы хотели бы оставить детские сады, с оставлением, естественно, храмов и тех общин, которые там собрались. Зато сама территория бывшей семинарии станет территорией детского сада. Известно, что детских садов не хватает, в том числе и в нашем городе, и я думаю, что это будет нормальный процесс возвращения от одного к другому, но храмовые помещения, конечно, будут тоже востребованы. Нам бы хотелось, чтобы храмы остались; по крайней мере, мы свою просьбу изложили руководству города.

– Виктор интересуется, как в епархии решается квартирный вопрос для священнослужителей?

– Пока каких-то специальных решений по этому поводу нет. Есть квартиры, которые дарят приходам или людям благодетели, есть, наверное, возможность решать эти вопросы более коллегиально, но на сегодняшний день каждый решает этот вопрос индивидуально. Может быть, это не совсем правильно, но сегодня я не могу с полной ответственностью сказать, что мы бы взялись за решение этого вопроса. Может быть, через какое-то время, да. Но пока это вопрос сложный, и люди приезжающие ищут жилье сами.

Строительство храма призвано объединять людей

– Михаил Эргартович Игнатов спрашивает, с какого возраста можно стать священником?

– По принятым когда-то церковным постановлениям, священником можно становиться после тридцати лет, а диаконом с 25-ти. Но жизнь диктует свои законы, и всегда есть некие исключения. Считаю, что это не вопрос сегодняшнего времени и не вопрос времени советского, когда сложно было найти кадры и стать священнослужителем. Например, те, кто бывал в Меркушине, знают, что там есть мощи мученика Константина – священника, который был расстрелян в 1918 году в возрасте 22-х лет. То есть и в ту пору священниками становились раньше обозначенного возраста. Это во многом зависит от епископа.

Что же касается нашей епархии, то прошения тех, кто желает стать священниками или диаконами, у нас рассматриваются на ставленнической комиссии, на Епархиальном совете – именно здесь выносится решение по тому или иному кандидату. Думаю, что все-таки мы будем рукополагать людей в более зрелом возрасте.

– Владыка, Вы знаете, что некоторое время назад в Екатеринбурге была очень бурная дискуссия о восстановлении на историческом месте храма Святой Екатерины и некоторые противники этого восстановления до сих пор немножко нервничают. В частности, Михаил спрашивает, почему памятник архитектуры XVIII века – храм Вознесения буквально разваливается, храм Успения Пресвятой Богородицы на ВИЗе не восстанавливается, а епархия, вместо восстановления того и другого храма, планирует уничтожить сквер на площади Труда?

– Во-первых, епархия не планирует совершенно ничего уничтожать; может быть, кроме безбожия. Что же касается храма Святой Великомученицы Екатерины, то фактически с него и началось созидание города, в котором мы живем. Храм Святой Великомученицы Екатерины – это исторический центр города, место, с которого он начинался. Все наши замечательные предки, которые город ставили, относились к храму Святой Екатерины как к главному городскому храму. И более того, он выступал не только как храмовое здание, но еще и в роли музея, был храмом воинской славы, в котором находились различные реликвии, в том числе знамена тех войсковых подразделений, которые участвовали в освобождении нашей Родины, в тех или иных боевых столкновениях. Поэтому храм этот – святыня, и я не понимаю тех, кто принципиально не желает восстановления храма Святой Великомученицы Екатерины.

Все время мы говорим, что должны быть более терпимыми друг ко другу, должны понимать, что строительство храма призвано объединять людей, а не растаскивать по разным углам. Хотя мы прекрасно понимаем, что всегда будут и сторонники, и противники строительства храма.

Что же касается других храмов, то каждый имеет свои возможности. Кто-то имеет достаточно финансово способных благодетелей, поэтому активно строится и восстанавливается, какие-то приходы их не имеют, и в меру сил восстанавливают тот или иной приход. Обидно, конечно, и очень тяжело, когда храмы стоят в плачевном состоянии. И с этим мы тоже будем бороться, потому что нужно, чтобы человеческая любовь к дому Божию была проявлена конкретными действиями. Но требовать, чтобы все храмы были одномоментно восстановлены из поруганного состояния, думаю, преждевременно. Ведь сегодня, к сожалению, это не первоочередная задача общества. Вот если бы оно вдруг осознало, что храм – это не просто место чисто религиозное, но еще и национальное, тогда, я думаю, люди не стали бы так резко относиться и так яро бороться с теми, кто хочет какой-то храм восстановить. Все храмы требуют поддержки, но силы и возможности у всех ограничены.

Кроме того, хотелось бы, чтобы национальное сознание наше все-таки было ориентировано на те принципы, на которых наша многовековая государственная жизнь существовала. Наш народ преодолел многие препятствия в этой жизни именно благодаря тому, что верил Богу больше, чем людям, в том числе и высокого положения. И свидетельство тому – праздник Дня народного единства. Ведь когда народ все-таки осознал, что элита предала не только народ, но и государственные интересы, особенно интересы веры, тогда и возник этот единый могучий порыв с Казанской иконой Божией Матери – это освобождение Москвы от иноземцев, от иноверцев. И этот день сегодня мы должны вспомнить и праздновать его всей душой. Потому что то было действительно волеизъявление народа, в начале XVII века, давшее стране возможность прожить еще триста лет в силе и могуществе.

– Владыка, у Михаила еще есть очень интересное предложение: «На Гурзуфской, 11, в Екатеринбурге стоят три барака. Снесите их, отселите людей, предоставьте им новые квартиры, сделайте доброе дело. А на месте бараков постройте храм, все вам только спасибо скажут», – как Вам такое замечание?

– Отличное предложение, я обязательно им воспользуюсь, мы поговорим с Александром Эдмундовичем Якобом, сити-менеджером Екатеринбурга, на эту тему и, может быть, власти займутся сносом этих бараков.

Мишура уйдет, а главное в сердце останется

– А сейчас перейдем к ответам на вопросы  зрителей телеканала «Союз». Дмитрий из Перми, 20 лет, спрашивает: «Знает ли Владыка Кирилл, что его духовника из Казанско-Трифоновской Пустыни собираются канонизировать?».

– Да, я слышал, что идет эта работа. Речь идет о протоиерее Николае Рогозине,  исключительной веры человеке, который меня крестил и  направил на истинный путь. Он скончался в 1982 году. При жизни собирал огромное количество людей, к нему ехали со всех уголков не только Пермской области, но и из других городов, даже из Москвы.  Он был мудрейшим человеком, его очень многие с любовью поминают. И он очень многих поставил в ту пору на путь священнослужения, причем не указывая, не говоря: «Вот ты иди и становись священником». Он так воспитывал молодых людей, что у них возникало желание стать священниками в ту пору. В том числе и меня.

– Будет ли Владыка Кирилл, учитывая хорошие и добрые отношения с Пермской епархией, договариваться, чтобы святые мощи благоверных князей Федора, Давида и Константина были привезены для поклонения в Пермскую епархию?

– Если Пермская епархия пожелает, в этот нет никаких проблем. Я еще раз хочу подчеркнуть свою любовь и уважение к митрополиту Владыке Мефодию, которого очень давно знаю. Но навязывать и предлагать что-то мы сами не будем.

– Галина из Тюменской области спрашивает: «Почему в Символе веры не отражается вера в Пресвятую Богородицу, иконы и святые мощи?».

– Символ веры – это наше исповедование, которое было установлено еще в IV веке,  когда таких вопросов не возникало. Что же касается Пресвятой Богородицы, то там конкретно сказано, что воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, вочеловечшася. А мощи и иконы стали появляться значительно позже.

– Несколько телезрителей  позвонили и  написали с некоторым возмущением по поводу одного нашего новостийного сюжета. Мы показали игумена Сергия (Рыбко), который занимается  духовным окормлением рок-музыкантов – женской рок-группы «Северный крест». Девушки рассказывали о своем приходе к вере в Бога, ко Христу, но при этом они были одеты так, как подобает рок-музыкантам – в брюках, с распущенными волосами, то есть их внешний вид, мягко говоря, не соответствовал православному идеалу. У многих зрителей этот сюжет вызвал смущение, что телеканал «Союз» как бы пропагандирует рок-музыку и так далее. Как бы Вы прокомментировали это?

– Никто нас с вами не заставляет исповедовать рок-культуру, ходить на рок-концерты и носить соответствующую одежду и пропагандировать ее. Но в то же время мы должны отдавать себе отчет в том, что у разных людей свой путь к Богу. Кто-то воспринимает Его сугубо традиционно, кто-то несколько иначе. Если человек идет к Богу и проповедует и исповедует Христа распятого и Воскресшего, то не надо ему мешать это делать. На мой взгляд, надо в данном случае отделять главное от второстепенного, если главное – вера человека в Бога. Ради таких людей, в том числе, Христос пришел на нашу Землю, принял крестную смерть, и Кровь Его пролилась и ради этих девушек с распущенными волосами и в такой нетрадиционной одежде. За каждого человека. Почему мы должны пылать осуждением по отношению к тем людям, кто пытается в своей субкультуре сохранить веру в Бога? Это молодость, она пройдет. И наше поколение пережило в свое время и длинные волосы, и брюки клеш, и  мужские туфли на платформе – все же потом ушло со временем. Но чувство-то веры осталось.

И я считаю, что не надо на это слишком обращать внимание. Отец Сергий делает великое дело, он несет слово Божие в ту среду, которая никогда раньше это слово Божие не воспринимала. А если они сейчас его воспринимают, слава Богу, надо только радоваться. Пройдет какое-то время, и они как-то отойдут от этой мишуры внешней и сохранят то главное, что останется в их сердце. А в сердце останется  вера.

Без поражений нет победы

– Галина Ивановна Волкова, Ярославская область, поселок Некоуз: «Поздравляю Владыку  Кирилла с возведением в сан митрополита. Очень уважаю Владыку, часто он приезжал к нам в поселок и меня благословлял. Скучаем по нему очень, он  приезжал к нам каждое лето на праздничные мероприятия на реке Сить, доброго ему здоровья  и многая лета».

– Спаси, Господи, Галину Ивановну и всех, кто живет вместе с ней.

– А что за мероприятия проходили на реке Сить?

– Река Сить –  трагическое место в русской истории. В марте 1238 года там было разбито войско князя Георгия Владимирского, это положило начало татаро-монгольскому игу. Может быть, с полководческой точки зрения там потерпело поражение русское оружие. Но при всем том там сохранился дух веры. В битве князю Георгию отсекли голову, которая, как известно, потом приросла при перенесении из Успенского собора Ростова Великого в Успенский собор Владимира, где и сейчас находятся его мощи. Это место, скажем так, некая Брестская крепость XIII века, когда «умираю, но не сдаюсь». Там бился князь Василько Ростовский, его израненного взяли в плен. Ему было 28 лет, он был такой красавец, что его даже не называли Василием, а звали уменьшительным именем. Он на уговоры об измене не поддался, и его разорвали на деревьях. То есть там было проявление великого русского мужества. Это была трагическая страница нашей истории, но не надо забывать, что любая победа, наверное, куется все-таки и из поражений в том числе. Мы привыкли всегда быть победоносцами, а о том, что до этого еще было пролито много и крови, и слез, и пота, мы часто забываем. Так вот, чтобы об этом не забывали, мы с местной властью, с областными патриотическими организациями, с губернатором Ярославской области, с районной властью некоузской постарались подвигнуть людей на то, чтобы память сохранить. Мы проводим там богослужения, совершаем Крестный ход, там же проходит фестиваль бардовской песни, спортивные состязания. Но это проводится летом, хотя сама битва произошла в марте. А в марте мы на этом месте проводим уроки мужества, потому что краеведение и знание своей истории – основа патриотического воспитания. Кстати, там, совсем недалеко, служил  известный отец Павел Груздев.

– Владыка, я каждый раз немножко вздрагиваю, забывая, что Вы на Урал приехали из Ярославля, и когда Вы называете  старинные даты, я думаю: а ведь действительно это связь времен, тогда Церковь была главным действующим лицом всех событий. Это очень поучительно.

– Конечно. Ярославская епархия в этом году отметила свое 1020-летие. То есть срез жизни всей Ярославской епархии – это практически срез жизни всей Русской Православной Церкви и всей нашей Родины. В любом случае  история  Церкви соприкасается с историей Руси.  И на Урале так. Например, для уральцев очень важно имя праведного Симеона Верхотурского. Еще раз хотел бы привлечь к нему внимание, потому что как Верхотурье  первый русский город  в этой местности, так и Симеон Верхотурский – это первый русский святой, который здесь просиял чудесами и своей праведной жизнью. Верхотурье – духовный центр нашего Урала, и праведный Симеон Верхотурский – это тот святой муж, к которому народная тропа, я полагаю, никогда не зарастет.

– Владыка, зрители и радиослушатели благодарят Вас за то, что были принесены на Урал мощи Ярославских чудотворцев, и спрашивают, будут ли приноситься еще какие-то святыни древней Владимирской и Ярославской земли.

– Обязательно будут. Я думаю, что у нас есть все возможности для того, чтобы святыни  Ростово-Ярославского и Владимиро-Суздальского  края были, в том числе, и у нас.

– Раба Божия Римма из Екатеринбурга спрашивает: «Когда начнется восстановление храма Архангела Михаила на фабрике «Сладко»? Я там работаю и очень хочу, чтобы он побыстрее стал действующим».

Владыка, я Вам докладываю, что восстановительные работы там уже начались; к сожалению, идут не так быстро, как бы хотелось. Но, Римма, если Вы там работаете, то видите, что уже снесены вокруг храма всякие сарайчики и склады, которые были понастроены. Недавно мы там повесили красивый баннер с изображением того, каким храм будет после реставрации, но все это тоже требует времени, средств и сил. И все же я и нашей телезрительнице, и Вам, Владыка, докладываю, что будем активизировать эту работу.

Ирина из Ростовской области задает такой вопрос: «Мне предстоит операция и будет переливание крови, можно ли это делать, ведь в крови содержится и душа?».

– Церковь не возбраняет переливание крови, в отличие от  некоторых религиозных организаций, которые мы сегодня  упоминали. От возможности лечиться никогда нельзя отказываться. И если этот дар дается, нужно им пользоваться. С Божией помощью, помолясь, пособоровавшись предварительно, причастившись Святых Христовых Таин, нужно идти, положась на волю Божию.

– Лидия из Ярославля поздравляет Вас, Владыка, с возведением в сан митрополита: «Желаю Владыке всего доброго, здоровья, от ярославской земли большой поклон».

– Спаси Господи.

– Сергей, Екатеринбург: «Как будет развиваться кафедра теологии в Екатеринбурге?».

– Как развивалась, так и будет; кстати, у нас три кафедры  теологии  существует: в  Российском государственном профессионально-педагогическом университете, при Горном университете, и мы организовали Миссионерский институт при Ново-Тихвинском монастыре. Там тоже собраны очень хорошие ученые люди, и я думаю, что через какое-то время этот институт будет очень достойным учебным заведением.

– «Можно ли исповедоваться в одном храме, – спрашивает Анна, – а причащаться в другом?»

– Можно.

– Раба Божия Алла, Асбест: «У нас три храма и два батюшки, очень просим послать нам третьего».

– Хорошо.

– Лариса из Костромы интересуется, можно ли в православном храме поминать старообрядцев: «Я православная, а мои мама и бабушка, они уже отошли ко Господу, были старообрядцами».

– Все-таки в православном храме нужно поминать православных людей. А что касается тех, кто принял веру в старообрядческом толковании, то за них можно молиться дома.

– Владыка, наша программа завершается, и я как в начале программы, так и в завершение ее прошу прощения за дерзость. Евгений вопрошает: «Почему священники никогда (прописными буквами выделено) публично не осуждают чиновников, которые воруют триллионы рублей из бюджета и берут взятки? Ведь есть же заповедь «не укради». Хоть бы какой-нибудь священник хоть раз выступил по телевизору и заявил, что воровать грешно, а те, кто берут взятки и воруют, не попадут в рай». Владыка, давайте в первый раз по телевизору пусть священник скажет, что воровать грешно.

– Воровать – это правда грешно. И это не только на самом человеке отражается, хотя он себе закладывает большие проблемы, но и на его будущем. Раньше в монастырях держали и терпели очень многих людей, принимали блудников, принимали с различными другими грехами и терпели. Но выгоняли знаете кого? Выгоняли воров – не терпели воров и не терпели буйных, гневливых, ропотных людей. Почему? Потому что ропот – это всегда действие совсем не христианское, а вор действует исподтишка. И человек живет в таком смущении, и его невозможно терпеть. И проблема есть сегодня не только у священников, но и во всей нашей жизни. Я бы сказал Евгению: может быть, вы не те программы смотрите, может быть, есть возможность при желании посмотреть и более подробно на официальное заявление нашей Церкви, на заявления людей, представляющих нашу Церковь, на заявления самого Святейшего Патриарха, на человека, который неоднократно выступал по этому поводу – напоминаю, отца Всеволода Чаплина, который призван от имени Церкви свидетельствовать обществу о наших взглядах. Такие заявления  были неоднократно, они были на Всемирном Русском Народном Соборе, они отражены в «Социальной концепции Русской Православной Церкви». Просто надо читать и слушать, ведь очень часто мы слушаем то, что нам навязывается, или то, что нам интересно услышать. А  более глубокие вещи  проходят мимо, потом мы забываем об этом и начинаем кого-то упрекать в том, чего не было. На самом деле, проблемы, которые есть  в стране, очевидны для всех. Но не мы придумали эту пословицу: рыба гниет с головы. Все проблемы – в нас самих. Если мы будем эти проблемы решать в своей жизни, на своем уровне, если мы будем проявлять твердость в отстаивании своих национальных позиций, своих национальных интересов, то тогда и те, кто  разрушают нашу страну различным образом, в том числе и коррупцией, будут, по крайней мере, более осторожно это делать. Но Церковь об этом  заявляла неоднократно и заявляет, что это – опасный грех, который в больших масштабах ведет к распаду страны в конце концов. А в малом – губит душу самого человека, который совершает этот грех без твердого взгляда на будущее. Священное Писание замечательно сказало по поводу таких людей – один человек долго собирал богатства и сказал: «Ну, наконец-то, я все собрал, теперь ешь, душа, пей, веселись, все у меня хорошо». А назавтра Господь забрал его душу. О душе тоже надо подумать.

Я хотел бы сказать еще о том, что даже среди богатых есть много добрых людей. Нельзя голословно осуждать любую власть или любого богатого человека. Это, конечно, не снимает ответственности за проблемы, которые есть у нас, но в то же время думать надо прежде всего о самом себе. Поэтому лучше, чтобы мы  подумали о наших недостатках, о наших проблемах, которые мы сами для себя создаем. А та проблема, о которой сейчас говорится везде и всюду, это проблема нашего общества, и если ее не будут решать высшие руководители, высшее сословие нашей страны, то, естественно, она не решится ни на каком  самом маленьком уровне. И страшно обидно, на самом деле, бывает, когда какого-нибудь врача или учителя привлекают к судебной ответственности за небольшую сумму, которую им сунули, считая ее взяткой. Это действительно проблема, – но проблема всех нас, каждого на своем месте. Поэтому с Божией помощью будем пытаться выходить из этой ситуации, прежде всего начиная с самих себя.

– Спаси Господи, Владыка. Благословите на прощание наших зрителей и радиослушателей.

– Помогай Господь всем, оставайтесь с Богом.

Беседовал игумен Димитрий (Байбаков)

«Информационное агентство Екатеринбургской епархии»
 


Вернуться назад