Сайт Образование и Православие > Новостная лента, Обзор СМИ > Учебно-методический комплект «Вертоград»: интервью с автором методики

Учебно-методический комплект «Вертоград»: интервью с автором методики


12.06.2013.
Интервью с автором проекта Л.А. Захаровой. Материал подготовлен сотрудником Информационно-аналитической службы Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ Светланой Павленко. Публикация в журнале "Православное образование" (весна 2012 года).

Учебно-методический комплект «Вертоград»: интервью с автором методики


На VI Всероссийском конкурсе в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежью до 20 лет на соискание премии «За нравственный подвиг учителя» (2011 год) I место в номинации «Лучшее педагогическое исследование года» завоевала директор воскресной школы «Вертоград» при Михаило-Архангельском храме г. Пущино Московской области Лариса Александровна Захарова. Ее учебно-методический комплект с одноименным названием «Вертоград» в декабре 2011 года также получил гриф «Допущено Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви».

– Лариса Александровна, что представляет из себя ваша школа и ваша разработка?

– Воскресная школа «Вертоград» действует при храме Михаила Архангела города Пущино Московской области уже 16 лет. Славянское слово «вертоград» означает «сад, виноградник». Такое поэтическое название наша школа приобрела благодаря матушке Ольге Свиреповой, первому преподавателю церковнославянского языка в школе. Почему так легко прижилось это имя? С одной стороны, Сам Господь говорит о Себе в Евангелии: «Я – истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь» (Ин 15:1). А с другой, весьма органично, что воскресная школа, выросшая при храме в городе биологов, называется садом.

Что касается учебных пособий для воскресных школ, то их разработкой мы начали заниматься лет 10 назад. За прошедшие годы наши наработки сформировались в полноценный учебно-методический комплект.

Все началось с учебных листов, состоящих из краткого конспекта урока, снабженного картинками, раскрасками и пустыми строчками, в которые ученик, под руководством учителя, должен был вписать ключевые слова.

Скажу честно, мы, начинающие педагоги воскресной школы, не были профессионалами. Например, я – выпускница Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии им. Скрябина. Позже я закончила Высшие богословские курсы при МПДА. Так и другие энтузиасты, приведя своих детей в воскресную школу, воцерковлялись и получали знания о православии вместе с ними, только на более высоком уровне, постепенно обретая педагогические и ораторские навыки и умения.

Суть нашего УМК – компиляция лучшего из уже разработанного в области преподавания в воскресных школах. Комплект разработан на основе классического учебника протоиерея Серафима Слободского, дополнен современными богословскими и естественнонаучными знаниями, обогащен сведениями по православной культуре. Учебный материал распределен с учетом возрастных особенностей учащихся. Конспекты учителя содержат: краткое описание курса, конспекты уроков в соответствии с календарно-тематическим планом и список литературы. Рабочие тетради включают: краткое содержание темы урока и практическое задание – запись ключевых слов, тезисов, раскраски рисунков, аппликацию, моделирование из бумаги.

Другими словами, в своем комплекте мы решили целый ряд задач: в семилетнем курсе обучения в воскресной школе мы систематизировали материал разных направлений, которые раньше преподавались разрозненно: Храмоведение (начальные понятия о Боге, о молитве, о храме), Православный иконостас (двунадесятые праздники, лики святых, подробный разбор устройства иконостаса с использованием бумажной модели), Ветхий Завет, Новый Завет, История Церкви, Православное богослужение (Всенощное бдение, Литургия), Православный катехизис, Церковнославянский язык.

Все это существует в форме подробных рабочих тетрадей, не требующих привлечения дополнительных пособий, дабы не перегружать детей и облегчить подготовку к уроку учителей. Проверка усвоения материала и повторение производятся с помощью тестов.

Весь УМК состоит из 30 брошюр, куда входят рабочие тетради, конспекты учителя и сборники тестов по каждому предмету.

– Насколько удалось реализовать творческие педагогические задумки в разработке комплекта? Насколько сильно работа подверглась, скажем, цензуре?

– В этом плане у нас фактически не было проблем. Взяв за основу классику – Слободского, мы подошли к его текстам достаточно аккуратно. Педагогическое творчество проявлялось только там, где необходимо было сделать связки.

Некоторые изменения были внесены в процессе получения грифа, после замечаний рецензента протоиерея Виктора Дорофеева, который предложил поправить некоторые формулировки с учетом современного богословского мнения. Его замечания были учтены.

– Лариса Александровна, участвовали ли родители в формировании УМК?

– После некоторого периода апробации комплекта мы провели анкетирование среди детей, родителей и учителей: все нашли его удобным еще и потому, что в нем четко распланированы уроки, что позволяет родителям контролировать процесс обучения и самостоятельно догонять дома пропущенные ребенком занятия.

Домашних заданий у нас нет, потому что дети и без того загружены в общеобразовательных школах, кроме того многие из них занимаются в других школах, секциях и кружках.

Конечно, мы рассчитываем на то, что дети дома откроют тетрадь и что-то в ней проработают. К слову, отзывы родителей говорят, что так и происходит, более того, родители сами их изучают с большим удовольствием.

– По УМК «Вертоград» работает только ваша школа?

– Нет, уже много школ работают по ней, причем не только в России, но также на Кипре и в Болгарии, на Украине и в Белоруссии, были заказы из Финляндии.

Первоначально я сама занималась рассылкой УМК, он также был выложен на нашем сайте, и всех желающих строить по нему учебный процесс в своей школе, мы консультировали. Теперь распространением комплекта занимается издательство, которое при поддержке Благотворительного фонда святителя Василия Великого выпустило уже второй его тираж.

– Развивается ли сам «Вертоград», дополняется новыми темами и т.д.?

– В течение 10 лет комплект постоянно корректировался, что-то даже пришлось упрощать, потому что произошло общее падение уровня образования и то, что мы давали детям 10 лет назад, нынешним ученикам уже сложно воспринимать. Но в целом – это довольно устоявшийся комплект. Поскольку, получив гриф ОРОиК РПЦ, мы не имеем права вносить изменения в УМК в течение трех лет, то, если в них возникнет необходимость, они будут внесены по истечении этого срока.

В настоящее время мы работаем над пособиями для взрослых: у нас третий год работают катехизические курсы для взрослых, для которых мы делаем конспективные материалы.

– Сотрудничаете ли вы с общеобразовательными и православными школами?

– На конкурс «За нравственный подвиг учителя» мы вышли именно по инициативе нашего городского отдела образования, специалисты которого познакомились с УМК «Вертоград» и посчитали нужным выставить его на конкурс.

Понятно, что для общеобразовательных школ наш комплект целиком не подойдет, однако некоторые разработки можно взять. Так, мы рекомендовали курс «Православный иконостас», и ряд других направлений в качестве компонента культурологического характера.
Что касается православных гимназий, то для них важным условием внедрения тех или иных пособий и комплектов является гриф ОРОиК РПЦ. Теперь он у нас есть.

Информационно-аналитическая служба ОРОиК РПЦ
 


Вернуться назад