Сайт Образование и Православие > Новостная лента, Обзор СМИ > Проект по духовно-нравственному воспитанию «Азбука добра»

Проект по духовно-нравственному воспитанию «Азбука добра»


20.06.2013.
Интервью с автором проекта И.В. Звонцевой. Материал подготовлен сотрудником Информационно-аналитической службы Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ Светланой Павленко. Публикация в журнале "Православное образование" (осень 2012 года).

На VI Всероссийском конкурсе в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежью до 20 лет на соискание премии «За нравственный подвиг учителя» (2011 год) I место в номинации «Лучшая инновационная разработка года» завоевала учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ № 425 им. академика П. Л. Капицы (г. Санкт-Петербург) Ирина Валентиновна Звонцева с проектом по духовно-нравственному воспитанию «Азбука добра».

Проект по духовно-нравственному воспитанию «Азбука добра»


– Ирина Валентиновна, расскажите, пожалуйста, о Вашей школе и о разработанной Вами программе?

– Я работаю в Кронштадте, в школе № 425 имени академика Капицы. Именно в нашей школе учился этот замечательный ученый-физик. Еще наше учебное заведение знаменито тем, что находится рядом со святым для каждого православного человека местом – домом, где жил святой праведный Иоанн Кронштадтский. Оба здания стоят «угол в угол» друг к другу. Это соседство вдохновило меня на создание проекта по духовно-нравственному воспитанию школьников 5-9 классов «Азбука добра».

В основе проекта лежит церковнославянская азбука, в которой каждая буква имеет свое название. Каждая буква в нашей азбуке отражает определенную нравственную категорию – духовную ценность формирующейся личности ребенка. Буква Т – терпимость, Б – благотворительность, Р – Россия, Родина, родители, М – милосердие, Ц – целомудрие, Ъ – твердость духа, Ь – мягкость сердца и т. д. Свободный от традиционной азбуки порядок букв позволяет откликнуться на любые события окружающего мира. Так, например, после трагедии в Японии буква Я стала буквой «Япония, мы с тобой!». Своими рисунками наши дети захотели поддержать японских детей,:нарисовали символы этой страны и даже сочинили хокку. Лучшие работы удалось через консульство передать в Японию.

«Азбука добра» – это не просто программа, это игра, основой которой послужила легенда о потерянной Азбуке добра, в которой хранились нравственные заповеди жизни людей. Когда Азбука была потеряна, появились другие законы, понимание сути которых пришло не сразу. Люди стали жить в пороке, забыли о добре, обратились в сторону зла. По легенде, Азбука добра оказывается спрятанной в нашем городе, в Кронштадте.

В процессе поиска каждой буквы команды выполняют различные задания, встречаются со священником для беседы на заданную тему, готовят различные презентации, ходят в музеи, организуют игры, устраивают конкурсы и т. д. Затем команды собираются вместе и общими усилиями рисуют букву.

Программа разработана не так давно, рассчитана на три года. Сейчас остается издать букварь.

«Азбука добра» создана для того, чтобы научить детей быть настоящими христианами, нравственными людьми. В итоге, надеюсь, это будет пособие по духовно-нравственному воспитанию школьников 5 – 9 классов.

– Ваша школа – единственная, работающая по данной программе?

– Нет, мы подарили ее друзьям из киевской школы № 25, к которым ездили в гости в прошлом году. Работая по проекту совместно, наши ученики и киевские школьники создали букву П – письменность. Ее рождение происходило в режиме он-лайн, по скайпу. Дети смогли оценить радость международного совместного творчества, а лучшая работа была отправлена в Киев.

– Вы преподаете в общеобразовательной школе. Как Вы пришли к тому, чтобы включать православные темы в свои уроки?

– Православие всегда присутствовало на моих уроках. Иначе и быть не может, потому что классическая русская литература поднимает все те темы, которые заключаются в Православии: нравственность, праведная жизнь, совесть, духовность и т.д. Поэтому мои педагогические разработки разных лет так или иначе связаны с темой веры, они и легли в основу «Азбуки добра».

– Приходится ли Вам в Вашей работе сталкиваться с непониманием и противостоянием со стороны коллег и родителей?

– Ничего подобного я на своем пути не встречала. В нашей школе учатся разные дети и, если родители не возражают, то на экскурсии в храмы и монастыри, на встречи со священниками вместе с православными ходят и дети других вероисповеданий. Коллеги также помогают мне. Вообще, у меня много единомышленников, среди которых замечательные люди из церковного совета собора Владимирской иконы Божией матери, который находится в нашем городе. Есть в нашей школе добрая традиция – на Светлой Седмице учителя с учениками ходят звонить на колокольню собора.

"Православное образование"
 


Вернуться назад