Сайт Образование и Православие > Новостная лента, Обзор СМИ > Духовная леность «древних богов»
Духовная леность «древних богов»21.06.2013. |
Празднование 1025-летия Крещения Руси — событие неординарное, многогранное и в историческом плане вполне современное, так как затрагивает вопросы, которые и сегодня злободневны. Глубина веков не превратила факт принятия нашим народом христианства в простую летописную строку, где все точки над «i» расставлены и проблемы старины глубокой окончательно решены. Наличие языческих вкраплений в так называемом «народном православии» — не пережиток, на который не следует обращать внимание, а вполне реальная объективность. Любой священнослужитель сегодня сталкивается с примерами, когда духовную проблему пытаются решить методами, не имеющими к нашей вере никакого отношения.
«Заговоры», «порчи», «тайное крещенское имя» вкупе с «наговоренной водой», «десятью акафистами» и литургиями в «семи храмах» — далеко не полный перечень языческих вкраплений, имеющих место быть среди народа православного. Говорить же об оккультных приметах и древних безбожных «правилах» во время похорон можно бесконечно долго, причем они имеют свойство приноравливаться к современности и даже утверждать свою традиционность.
Любой человек, лишь поверхностно знакомый с основными религиозными понятиями, даже на уровне материалистической философии, прочитав подобный перечень претензий и утверждений, снисходительно улыбнется и поговорку вспомнит: «Умный изучает, глупый поучает». Вести серьезный диалог с представителями «старой веры» практически невозможно не только по причине их слабых, поверхностных знаний, но и присущей большинству их общин агрессивности и тесной спаянности на основе ненависти к христианству. Дискуссия с неоязычниками может состояться лишь при условии, что будет разбираться какой-нибудь один конкретный вопрос, но они обычно на подобные правила не соглашаются. После двух-трех аргументов с их стороны последует очередной град обвинений с откровенными оскорблениями и ругательствами. Естественно хочется понять, по какой причине сегодня стал возможен откровенный языческий шабаш? Почему в стране, имеющей великие христианские традиции и благодаря именно этой культурологической основе дожившей до XXI века, не только не побеждена вера в оккультизм, но и проявляется четко организованное языческое мировоззрение? Как ни прискорбно, но современное общество, на протяжении последних двух десятилетий утверждающее, что оно живет во времени, когда надобно «собирать камни», на самом деле сметает лишь мусор. Да и иначе быть не может. Ведь камни собирать — тяжко, трудится надобно. Назовите современное произведение искусства, всех его направлений, где о труде говорится как об основе человеческой деятельности? Нет таких. Вспомните, когда вы в новостных выпусках слышали добрый рассказ о человеке труда или трудовом подвиге? Вряд ли вспомнится. Все направлено на ублажение тела, чрева и того, что ниже чрева. Повсеместно, начиная с детства, втолковывается понятие, что цель жизни — получение удовольствия и не более того. Но даже при таком, откровенно гедонистическом понимании человеческого существования, тяга к духовности не заглушается. Вечные вопросы остаются в силе, а совесть все едино даже в разноцветном карнавале «праздника жизни» душу гложет. В соответствии со страстями и выбираются религиозные системы, имеющие такие же уродливые формы, как и сам образ проведения земного времени. Монотеистические религии, христианство в первую очередь — это серьезный духовный труд. Это аскеза, молитвенный подвиг, укрощение в себе греха и понимание, что указание «надо» превосходит глагол «хочу». Именно духовная леность выбирает примитивную религиозную систему, где обязательно должен быть материальный враг и отсутствует понятие «преображение человека». Неоязычество в полной мере и является тем мировоззрением, где возведя в ранг «богов» весь окружающий мир, человек накрепко привязывает себя к земному и тленному. Эти же причины — источник нашей непрекращающейся «любви» к различным видам бытовой магии и оккультизма. Именно они выстраивают очереди к знахаркам и знахарям, заставляют верить в приметы и предсказания, создают «народных целителей», а также привносят в церковную действительность «правила» и «опыт», не имеющие к православной вере никакого отношения. Нельзя считать, что нынешнее увлечение «преданьями старины глубокой» — лишь этнографический «заскок» или попытка придания древним мифам современного звучания. Слишком агрессивны и непримиримы поклонники «старых богов», как и враждебны к обличениям те, кто встав утром не «с той ноги», уже знают, что у них будет неудачный день. Между первыми и вторыми расстояние невелико, и лукавый, избавления от которого мы каждый день Бога просим, очень быстро данное расстояние сокращает. Не дай Бог услышать в свое время вопрос: «ты славил богов серебряных и золотых, медных, железных, деревянных и каменных, которые ни видят, ни слышат, ни разумеют; а Бога, в руке Которого дыхание твое и у Которого все пути твои, ты не прославил»? (Дан. 5:23). Протоиерей Александр Авдюгин, Православие и мир
Вернуться назад |