Сайт Образование и Православие > Новостная лента, Обзор СМИ > Приход и семья

Приход и семья


25.08.2013.
Часто говорят о том, какую роль в жизни церковной общины играют отдельные прихожане и их семьи. Родной приход — место раскрытия самых разнообразных наших талантов. Ольга ГУМАНОВА задается вопросом: а как работает обратная связь? Если муж и жена — активные прихожане, как это влияет на их отношения, как отражается на жизни семьи?

Приход и семья
В наши дни человеку в большом городе легче прожить в одиночку, чем затеять семью как долгосрочное предприятие. Люди все реже вступают в брак из житейских соображений, как в «старые добрые времена», когда для щей женились, а для мяса замуж шли. Зато чувства и единомыслие вышли на первый план.

Для того, чтобы мужчина и женщина сегодня создали семью, им недостаточно просто любви — нужна еще некоторая общая идея. А идеи имеют такое свойство: им для жизни не хватает всего лишь двух умов, они призваны овладевать массами. Идеям нужна среда, в которой бы их генерировали, обсуждали, где они могли бы расти и развиваться. И церковный приход с живой общиной очень даже может стать таким местом.

Есть мнение, что разные приходские кружки с богословскими диспутами, паломническими поездками и праздничными трапезами нужны только совсем юным и только для того, чтобы познакомиться с будущими спутниками жизни, пережениться, родить детей и засесть дома. А взрослым в их большой жизни приходские посиделки ни к чему — серьезными делами нужно заниматься, а не чаи гонять.

Но, как показывает жизненный опыт, это отнюдь не так. Юный прихожанин мобилен, он может поехать сегодня в один храм, завтра — в другой, если там будет организовано интересное православное мероприятие. А вот семье с несколькими детьми это будет гораздо сложнее, так что им по мере роста «малой церкви» очень желательно найти себе постоянное место и для молитвы и участия в Таинствах, и для культурной жизни. И в идеале еще хотелось бы, чтобы оно было рядом с домом.

В наше время, когда желание иметь рядом с собой единомышленника становится одной из главных и, может быть, даже самой главной причиной создания семьи, ситуация, когда «не о чем говорить», представляет для брака серьезную угрозу. Такую же, как, например, если бы патриархальный крестьянин выбирал себе невесту, способную вести сложное хозяйство, а потом вдруг оказалось, что она не может ни хлебы месить, ни корову доить. А для того, чтобы говорить было о чем, семья должна быть связана с широким кругом единомышленников, через который приходят новые идеи, мысли и темы.

Человек, равно как и семья, не может, воцерковившись, раз навсегда осмыслить весь мир с православной точки зрения и остановиться на этом. Воцерковляться и переосмысливать — это пожизненная, непрекращающаяся работа. И в общине она совершается эффективнее и легче.

Что же происходит с супружеской парой, когда они не просто пара, а активные прихожане, члены многочисленной общины? Они получают массу преимуществ по сравнению с парами, которые «сами по себе». У воцерковленной и входящей в общину четы есть большая референтная группа единоверцев и единомышленников, в которой можно обсудить разные вопросы. В принципе не может возникнуть проблема «не о чем говорить» - говорить всегда есть с кем и о чем, к семейному обеду всегда поданы свежие идеи.

Дети в общине тоже получают массу преимуществ, потому что ребенку для благополучного роста и развития нужно иметь перед глазами большое количество моделей взрослой жизни, а современная семья редко может это обеспечить: большинство современных молодых супругов — единственные дети своих родителей, и их чада растут без родных дядь и теть. А на приходе можно встретить ближних в «широком ассортименте»: вот многодетный священник, вот постоянный прихожанин-бизнесмен, прихожанка-врач, знакомая монахиня, крестный-путешественник — выбирай на вкус, с кого делать жизнь!

Социологические исследования показывают, что один из главных запросов общества к Церкви сегодня — это чтобы на приходе что-то обязательно делалось для детей и молодежи, потому что по отдельности семьи с воспитанием не справляются. А семья без общины и не может с этим справиться, потому что воспитание — слишком тяжелая для пары и уж тем более для одинокой мамы задача. Тут нужно браться «всем миром», но люди в больших городах чрезвычайно разобщены, и потому возлагают большие надежды на ближайший церковный приход как на один из немногочисленных сохранившихся общественных институтов, способных людей объединять.

Конечно, церковный приход может стать местом неправильного и опасного приложения сил, разрушительного для семьи. Например, если жена с головой погружается в церковный активизм, в бесконечные приходские послушания и дела, отодвигая мужа на второй план. Но здесь виноват не приход, а конкретный человек. А если община — здоровый организм, то там в подобной ситуации дадут понять, что хорошо бы не только до блеска натирать подсвечники, но хотя бы иногда заглядывать домой.

Портал "Приходы"
 


Вернуться назад