Сайт Образование и Православие > Новостная лента, Обзор СМИ > Неоправданные расчеты на себя
Неоправданные расчеты на себя03.09.2013. |
В столицу Римской империи было отправлено письмо. Его автор – апостол Павел, а вернее – Бог и апостол Павел. Письмо большое и очень содержательное. Главная его тема: как спасается человек?
Можем ли мы своими добрыми делами заслужить спасение? И тогда, и теперь к этой важной духовной теме возвращаются – и всегда будут возвращаться – люди. *** Для Послания к римлянам характерен полемический настрой. С кем полемизирует апостол? С теми, кто хочет спастись своей праведностью, а не праведностью Божией. «Не разумея праведности Божией (греч. тин ту Феу дикеосинин) и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией, потому что конец закона – Христос, к праведности всякого верующего» (Рим. 10: 3–4). Как часто бывает в полемике, аргументы высказываются в достаточно острой форме. Не собственной праведностью спасается человек. Какое решительное заявление! И еще решительнее, еще острее звучат аргументы против самоправедности. Бог милует тех, кого считает нужным помиловать: «Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею. Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося (греч. οὐδὲ τοῦ τρέχοντος), но от Бога милующего» (Рим. 9: 15–16). Значит не нужно подвизаться? Не нужно стараться о хранении заповедей? Отнюдь. Ведь Бог милует именно подвизающихся, но поступает Он так не по обязанности. Бог спасает не по обязанности, а по милости. Святой Павел не стремится упразднить духовное подвижничество. В Послании к римлянам апостол учит христиан умерщвлять плотские страсти: «Если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» (Рим. 8: 13). Борьба со страстями оказывается вопросом жизни и смерти, а не чем-то бессмысленным или чем-то второстепенным. Вера Христова отучает нас рассчитывать на свои заслуги, однако она оставляет исполнение заповедей в силе. Подлинная борьба со страстями за исполнение заповедей приводит христианина не к сознанию собственной праведности, своих великих заслуг перед Богом – а к смиренномудрию. То есть к сознанию своего недостоинства: «Вера же вместо дел да вменится мне, Боже мой, не обрящеши бо дел отнюд оправдающих мя». И такого человека милует и спасает Своею благодатью Бог. Диакон Павел Сержантов, Православие.ru
Вернуться назад |