Сайт Образование и Православие > Новостная лента, Обзор СМИ > "Столпники" Феофана Грека: от земли к свету

"Столпники" Феофана Грека: от земли к свету


15.09.2013.
Охра и белила, земля и свет -- при помощи всего двух цветов изобразил аскетов столпников Феофан Грек. Накануне 14 сентября, дня памяти прп. Симеона Столпника, о фресках новгородского храма Преображения Господня на Ильине Улице рассказывает Ирина ЯЗЫКОВА.


"Столпники" Феофана Грека: от земли к свету

Прп. Симеон Столпник, Симеон Дивногорец, Алипий Столпник. Феофан Грек, фреска храма Преображения Господня на Ильине улице в Новгороде, 1378 г.

Преподобный Симеон Столпник (ум. 459) считается основоположником столпничества, как особой формы монашеского подвига, которое зародилось в Сирии. Житие святого, написанное его учеником Антонием, начинается со слов: «Новое и чудное таинство совершилось в наши времена». А далее читаем: «О такой жизни Симеона услыхали святые отцы, жившие в пустынях, и удивлялись его необычайным подвигам, ибо никто еще не изобретал себе такого жития, чтобы стоять на столпе. Желая же испытать его, послали сказать ему: “Отчего не идешь ты путем отцов наших, но изобрел другой — новый? Сойди со столпа и последуй житию древних пустынников”». Многие считали это причудой и предрекали, что недолго Симеон выдержит такую жизнь. Однако подвижник провел на столпе 37 лет в посте и молитве.

Преп. Симеон прославился и другими подвигами: был пламенным проповедником, толпы собирались у подножия его столпа, все хотели послушать его пророческое слово, он имел дар исцелять душевные и телесные недуги, предвидел будущее.

Блаженный Феодорит Кирский, современник и свидетель подвигов преподобного, писал: «Знаменитого Симеона — это великое чудо вселенной — знают все подвластные Римской державы: узнали о нем и персы, и мидяне, и эфиопы; распространившаяся молва о его трудолюбии и любомудрии долетела даже до скифских кочевников. Но я, даже имея свидетелями, как говорится, всех людей вселенной, которые подтвердят мое слово о подвигах святого, боюсь, однако, чтобы мое повествование не показалось потомкам невероятным и чуждым истине. Ибо то, что было с Симеоном, превышает человеческое естество».

В Калад Симан, где подвизался св. Симеон, был построен храм, ставший местом массового паломничества. Изображения его стали распространяться уже с конца V — начала VI века, то есть, после кончины святого. Их можно найти в росписях храмов и на иконах по всему православному миру. Но, пожалуй, наиболее яркий и глубокий образ мы находим у Феофана Грека, византийского мастера, приехавшего на Русь в конце XIV века. Его росписи сохранились в церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде.

Помимо основного объема Феофан расписал этом храме небольшое пространство на хорах, т.н. Троицкую камеру, предназначенную для индивидуальной молитвы. На восточной стене камеры он изобразил Св. Троицу («Гостеприимство Авраама»), а по стенам, с трех сторон, столпников и пустынников, среди которых мы видим и преп. Симеона Столпника. Феофан представил здесь целый ряд великих подвижников, которые в молитве предстоят Святой Троице.

Живопись новгородского храма очень необычна, она исполнена всего двумя красками: охрой и белилами. Этим мастер как бы сводит все многообразие мира к дихотомии глины (охра, краска делающаяся из глины) как цвета земли и белого цвета, символизирующего свет. Это также оппозиция плоти и духа, тварного и нетварного, человеческого и божественного.

В образах подвижников, прежде всего, показана напряженная работа Духа, сосредоточение на самом главном: стяжании благодати, уход от мирского, вхождение в пространство Божественного присутствия. Святые написаны темпераментно, почти эскизно, с необычной для средневековья смелостью и ощутимой динамикой: кажется, что активность белого цвета нарастает от образа к образу.

Симеон Столпник представлен на высоком каменном столпе, увенчанном круглой чашеобразной формой. Возникающая ассоциация с чашей не случайна: подвижник, взойдя на столп, полностью отдает себя Богу. Яркие вспышки света, ложащиеся энергичными белильными мазками на одежду, волосы, лик, руки, показывают, что святой вступает в непреступный свет.

Он весь внутри потока Божественных энергий, сходящих на него свыше. Белые блики на его одежде напоминают острые молнии, стрелами вонзающиеся в ветхую плоть. Руки Симеона выставлены вперед, на кончиках пальцев мы видим энергичные мазки белил — словно он касается света, ощущает его физически. В раскрытых глазах нет зрачков, в глазницах изображены белиль¬ные движки: святой видит свет, он наполнен этим светом, он им живет.

Рядом с Симеоном Столпником Феофан Грек изобразил и других великих подвижников: Симеона Дивногорца, Алипия Столпника, Иоанна Лествичника, Макария Египетского и других святых, в разное время и в разных местах подвизавшихся в молитве и аскезе. Собранные вместе, по мысли Феофана, они должны явить красоту монашеского подвига, высоту духовного делания, наглядно показать обожение, то есть, такую полноту жизни в Боге, когда святой становится вместилищем божественной благодати, преображается Святым Духом, соединяется с Богом.

Сам Феофан Грек, хотя и не был монахом, но хорошо понимал суть подвига Симеона и других подвижников. Он принадлежал к исихастам (от греч. «исихия» — молчание, уединение), последователем духовного движения, сформировавшегося в православных монастырях Афона и Синая, а в XIV веке захватившего и мирян. Принципы исихазма были богословски осмысленны и сформулированы свт. Григорием Паламой, который учил, что посредством божественных энергий Бог, мир и человек взаимосвязаны, а потому человек имеет возможность стать непосредственно причастным божественной жизни, стать «Богом по благодати».

Ирина ЯЗЫКОВА, «Нескучный сад»
 


Вернуться назад