Сайт Образование и Православие > Новостная лента, Обзор СМИ > Софья Анджапаридзе. Мы и наше будущее

Софья Анджапаридзе. Мы и наше будущее


19.09.2013.
Легко ли быть православной христианкой маме с маленьким ребенком? Почему наши дети рискуют вырасти не-христианами? Размышляет Софья Анджапаридзе.

Софья Анджапаридзе. Мы и наше будущее


Среди множества проблем, с которыми сталкивается Церковь сегодня, есть одна — серьезная, но не получающая должного внимания. Это — дети. Всем известно, что чадородие вовсю приветствуется духовенством, а многодетность рассматривается как подвиг, к которому стоит стремиться. Однако место ребенка в Церкви не определено.

Церковь как институт не ставит перед собой педагогических и воспитательных задач, заявляя и отчасти, наверное, успокаивая себя тем, что это исключительно дело семьи. Получается совершенно парадоксальная вещь — любая светская система и всякое светское учреждение (для своего же удобства, а где-то и в интересах гуманизма) различает в населении разные возрастные группы, устраивая места для пассажиров с детьми и инвалидов, комнаты матери и ребенка, наконец, отдельные взрослые и детские поликлиники, бассейны, библиотеки и т. п., тогда как-то самое пространство, которое по определению и по долгу любви должно было бы быть чутким к человеку, не признает фактически никаких его особенностей.

Здесь можно поспорить, что в Церкви «попирается естества чин», однако на практике это обычно выливается в создание условий, совершенно не приспособленных к человеческим потребностям, основанных на одном единственном принципе: «Терпите!». Терпение и смирение — одни из основных христианских добродетелей, вне всякого сомнения, но, согласитесь, странно было бы призывать к упражнению в них, например, гостей, пришедших поздравить вас с днем рождения.

Дома мы, безусловно, проследим за тем, чтобы гости сняли тяжелую зимнюю одежду, повесим чистое полотенце, предложим маме с ребенком удобное место, уберем подальше опасные предметы, и если компания исключительно взрослая, то постараемся как-то развлечь ребенка сообразно его возрасту, не требуя от него безусловной тишины и сознательного участия во взрослых разговорах. Да, давно привычные бытовые неудобства, с которыми сталкивается человек, приходящий в церковь, взрослыми могут восприниматься как аскетическое упражнение, но для женщины с детьми это серьезное испытание на прочность.

Младенец появляется на свет, принимает Святое Крещение и первый раз приносится к Причастию. Прихожане с умилением пропускают к Чаше молодую мать. Если чадо — пока единственное, еще несколько месяцев мамочка может жить спокойно: малыш скорее всего проспит всю службу и проснется только к причастию. Однако с увеличением активности малыша проблемы начинают расти в геометрической прогрессии — он громко гулит, стремится все хватать, не хочет сидеть на руках, стремясь ползать, начинает неловко ходить, потом весело бегать в произвольном направлении. Смеется, зовет маму, подпевает хору, хватает свечки, перелезает с рук на руки, стягивает с мамы платок, хочет есть, спать, игрушку. Плачет, поскольку ему может быть душно и некомфортно в толпе или просто надоело стоять на одном месте.

Педагогам и психологам хорошо известно, что период сосредоточенного произвольного внимания дошкольника невелик. А также то, что основным видом деятельности малыша в этом возрасте является игра — потому нет ничего постыдного в том, что ребенок 2–4 лет прихватил с собой на службу любимого мишку или машинку. Если игрушки остались дома — в ход пойдут свечные огарки, цветочки, содержимое маминой сумки, вряд ли игра с этими предметами может считаться более благочестивой. Все вышеперечисленное, само собой разумеется, не является со стороны ребенка неблагоговейным поведением и проявлением испорченности — он может стоят тихо и спокойно, но недолго.

Именно поэтому в большинстве храмов советуют приносить маленьких детей не раньше, чем к Причастию. Однако зададимся вопросом, где и с кем он находится во время литургии. Дома или в машине с мамой? Когда же мать бывает на богослужениях? С бабушкой или няней? Тогда как доставить его к причастию, ведь мы часто посещаем не самый ближайший к дому храм?

И это только начало проблем — представим, что в семье есть не только младенец, но и дети старше семи лет, которых без исповеди никто причащать не собирается. К тому времени, как младенца готовы «впустить» в церковь, исповедь давно закончена. Даже если предположить, что жизнь семьи организована безупречно, и вечером в субботу с малышами останется сидеть отец, а мать пойдет со старшими детьми исповедоваться на всенощную, отроки и родители все равно не смогут оказаться на Литургии до младенца, так как семья, как правило, все-таки вместе приезжает в храм.

Решается это обычно просто — мамы (справедливости ради — иногда и папы) с ребенком от рождения до трех лет на руках сидят в холодных притворах или бродят по отдаленным от алтаря углам, выискивая своим чадам, достойные их возраста развлечения.

Совсем не радостно осознавать, что в женщине привыкли видеть святую с хорошей физической подготовкой — порядка 10 извивающихся килограмм на руках, педагогический элемент (не шуми, малыш, посмотри какие птички на картинке!) и при этом желательно не забывать, что ты в храме, и молиться вместе со всеми. Смиряйся, милая.

В последнее время некоторые приходы обзавелись детскими площадками, что, конечно, замечательно. Однако в нашем климате это вовсе не решение вопроса. В храм ребенка одевают так, чтобы не было жарко, а для гуляния — так, чтобы не промокнуть и не замерзнуть. Как это совместить, если в храмах не принято раздеваться и бывает, что негде даже присесть? Порой с маленьким ребенком там просто некуда деться, уже не говоря о том, чтобы покормить его.

Бывают приходы, где действительно очень мало места, но большинство московских храмов имеют и дополнительные строения на территории, и служебные помещения. Однако почему никому не приходит в голову провести в одно из них динамики, через которые будет транслироваться служба и устроить там «детскую» для мам с детьми, скажем до четырех лет? Такое специальное помещение, где можно переодеть ребенка, покормить его грудью, пустить поползать, дать покатать машинку? Мне кажется, совершенно напрасны опасения, что такая «детская» превратится в клуб по интересам — ведь женщина с маленьким ребенком тоже приходит в храм для молитвы и встречи с Богом и будет счастлива и благодарна, наконец, обрести такую возможность.

Здесь очень важно понять, что речь идет не о комфорте, а о том, чтобы храм стал домом молитвы для всех без исключения.

О детях постарше. Всем, наверное, встречались на входе в храм или въезде в монастырь объявления, в деталях описывающие правильный внешний вид прихожанина, везде напоминают о необходимости выключить мобильный телефон, женщине в брюках и без головного убора грозит суровое порицание, однако редко кто пытается приструнить мальчишек школьного возраста первыми пробивающихся к Чаше впереди старушек и младенцев. Кто должен объяснять им правила поведения в храме? Конечно, родители.

Автору статьи известно всего два московских храма, где воскресная школа с чтением и разбором Евангелия проводится во время литургии, и к причастию, а может быть и немного раньше, ученики приходят в храм. Не стоит бояться, что дети, пробывшие непосредственно в храме меньше взрослых, «не дополучают благодати», зато они относятся к происходящему на литургии со смыслом и сознательно приходят туда — к Богу.

Это прекрасный опыт, но даже самые трезвые священники и их жены реагируют так: «Кто же будет этим заниматься?» Действительно, кто? Все приходят в храм молиться. Хотим ли мы воспитать новое поколение христиан? Ну конечно! Только это задача семьи… А в храме пусть они сидят в притворе, качаются во дворе на качелях, на воскресной школе мы им расскажем о порядке службы и почитаем жития первых святых….

Недавно я стала свидетелем разговора о том, что поток иммиграции из стран ближнего зарубежья представляет собой непаханое поле для миссионерской деятельности. Наверное, это так. Но миссию по проповеди Евангелия своим собственным детям мы регулярно проваливаем. «Дети наше будущее» — советский лозунг, однако сегодняшние малыши — это будущее Церкви, те кто могут стать (или не стать) христианами, и это зависит от нас. Не от того, какому количеству молитв мы их научим и во сколько свозим монастырей, а от того, пускаем ли мы их приходить ко Христу.

Софья Анджапаридзе, Православие и мир
 


Вернуться назад