Сайт Образование и Православие > Новостная лента > В Свято-Троицкой Сергиевой Лавре открылась конференция «Монастыри и монашество: традиции и современность»

В Свято-Троицкой Сергиевой Лавре открылась конференция «Монастыри и монашество: традиции и современность»


24.09.2013.
В Троице- Сергиевой Лавре открылась конференция «Монастыри и монашество: традиции и современность», в которой принимают участие около 170 монашествующих из монастырей России, Украины, Белоруссии, Молдовы, Сербии, Греции, Крита и Кипра. За два дня ее участники обсудят наиболее актуальные вопросы монашеской жизни и проект «Положения о монастырях и монашествующих».

В первый день с докладами выступили митрополит Волоколамский Иларион и митрополит Лимассольский Афанасий (о.Крит). В своем выступлении митрополит Иларион говорил о спорных вопросах проекта «Положения о монастырях и монашествующих» и затронул ,в частности, такие вопросы как статус трудника в монастыре, о монашестве в миру, можно ли считать рясофорного послушника монахом, какой минимальный возраст для пострига, когда возможны выборы игумена братией, духовное руководство в женских монастырях и др. Так, в вопросе выборности игумена, который судя по настроению участников конференции был для многих злободневным, митрополит Иларион предложил в острых моментах выбрать промежуточный вариант между выборностью и архиерейским назначением. «Например, в положении при выборе игумена (игуменьи) священноначалию следует учитывать мнение иноков, выраженное путем письменного или устного опроса, а может быть и тайного голосования. Такие голосования уже применяются в некоторых обителях, где архиерей считает нужным узнать мнение монашествующих о предполагаемом кандидате. Окончательное решение остается за священноначалием, но при этом мнение братства или сестричества может быть учтено».

Владыка так же предложил уточнить в проекте понятие «трудник», потому что трудник в монастыре не всегда является кандидатом в иноки. Не редко люди семейные приезжают в монастырь потрудиться во славу Божью, например в отпуск, а потом возвращаются в свои семьи, но их называю трудниками, как и тех работает рядом с ними, но предполагает принять монашество. Кроме того, надо различать рясофорных иноков и постриженных в мантию. У рясофорных иноков остается возможность вернуться в мир, т.к.и не приносили монашеских обетов.

Центральной мыслью доклада митрополита Лимассольского Афанасия стала мысль, что монашества нет, если нет духовного наставничества. «Каждая поместная Церковь имеет свои традиции, которые касаются как пастырской так и монашеской сферы, пояснил владыка. - Но значение и смысл монашеской традиции во всех них является одинаковым: беру от одного и передаю другому. Передача монашеских традиций из поколения в поколение является передачей искусства обожения человека. И преподобные отцы различают три формы духовной жизни: очищение, просвещение и обожение». Но провести инока по этим ступеням может только опытный духовный наставник.

На вопрос, что делать инокам, если «нет в наше время старцев», владыка Афанасий ответил: «Я видел послушников на Афоне, которые не смогли ничему научиться у самых опытных старцев, а так же тех, кто стали святыми, подвизаясь у нерадивых отцов. Потому что значение имеет не то, каков старец, а истинное послушание ученика, т. к. Христос не оставляет никого, кто пришел к Нему. Говорить, что нет старцев, значит хулить Святого Духа».

Прозвучали также доклады иеромонаха Хризостома, монастырь Кутлумуш, Святая Гора Афон: «Литургическая жизнь в монастырях и смысл монастырских послушаний» и монахини Феоксении, настоятельницы монастыря иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Хрисопиги, о. Крит, Греция: «Игумен как духовный руководитель монастыря: канонические принципы и значение в контексте литургической жизни».

Завтра конференция продолжит работу. Планируются выступления игумена Дионисия (Шленова), заведующего Библиотекой, доцента МДА: «Богословское и каноническое содержание монашеских обетов» и монаха Диодора (Ларионова), насельника Богородице-Сергиевой пустыни: «Монашеские степени: их каноническое и духовное значение».

"Церковный вестник"
 


Вернуться назад