Сайт Образование и Православие > Новостная лента, Обзор СМИ > Русские деревянные храмы как идеал красоты

Русские деревянные храмы как идеал красоты


03.10.2013.
Сегодня все чаще дома и храмы строят из дерева. Казалось бы — странно, ведь цивилизация дала множество более крепких и долговечных материалов, которые не подвержены гниению, горению, их не погрызут жуки-древоточцы, устоят они и перед сыростью, вредными экологическими воздействиями. Однако мы выбираем дерево. Почему?

Русские деревянные храмы как идеал красоты
Дерево имеет важнейшее значение для русской культуры и духовности: слова «древность» и «древо» обладают общим корнем, к тому же — деревья ведут свое летоисчисление миру. Слово «корень» — тоже принадлежит дереву, корни из которых возрастает сакральное Древо Жизни — символ вечности в русской фольклорной традиции. «Древом Жизни» называют в Православии и крест, на котором был распят Спаситель, чтобы дать всем нам жизнь вечную. С деревом связана не только смерть, но и рождение Иисуса: ведь Он родился в семье плотника Иосифа. В этом — сакральный смысл и того, что храмы на Руси до XIX в. строились из дерева. Строят и сейчас. К дереву приятно прикасаться в жизни каждый день, ощущать его тепло, крепость, любоваться его текстурой. Есть у дерева еще одно близкое душе русского человека свойство: к нему можно приложить мастерство художника и резчика.

Деревянные храмы — символ и гордость Руси. А традиция благоукрашать храмы воплощает духовную синергию, соработничество Бога, даровавшего древо, и человека, трудящегося над приданием ему большей красоты. Точно так же в соработничестве с Творцом призван христианин благоукрашать и свою душу добродетелями, очистив ее от коросты страстей, отсекая сучки грехов, покрывая узорочьем молитвы...

Немногое дошло до нас из творений мастеров домонгольского периода: резная колонна, датируемая XI в., была обнаружена археологами в Великом Новгороде, чей ствол сплошь покрыт резным узором невысокого рельефа в виде переплетающихся ремневидных полос. Среди полос — изображения диковинных животных: кентавров и грифонов. Сохранились великолепные образцы церковного убранства XVI в. Среди них — царское моленное место, созданное в 1551 г. для государя Иоанна IV Грозного, которое и сегодня можно увидеть в Успенском соборе Московского Кремля. Его создателями были, судя по технике, новгородские резчики.

Царское место — это часовенка со сложной формы колонками, балясинами, подзорами, увенчанная затейливым шатром, где государь мог укрыться от сторонних взоров для свершения таинства молитвы. В его декоре представлены самые разные приемы резьбы, применявшиеся в то время. Украшающие его сюжеты свидетельствуют о царском величии: в основании помещены четыре круглые скульптуры — изображения фантастических хищных зверей, символизирующие силу и власть, двенадцать барельефов повествуют об истории принесения на Русь царских регалий: шапки Мономаха, барм (парадного оплечья).

Моленные места из резного дерева, относящиеся к XVII в., есть в ярославском храме Илии Пророка, куда в ХХ в. свезли уникальные образцы резьбы из многих храмов. Они были созданы ярославскими резчиками в 1650-х гг. по прототипу царского места из Успенского собора. Однако ярославцы сделали все на свой манер, по своему художественному решению. Алтарь Ильинского храма украшает надпрестольная сень, по-видимому, выполненная теми же мастерами, что и моленные места. Она изумляет воздушной легкостью и в то же время — насыщенностью резьбы, изяществом пропорций, украшена богатой позолотой. Надпись, идущая по карнизу, гласит: «Лета 1657 сделана сия сень в церковь Пророка Ильи при державе Государя Царя Алексея Михайловича, пресвятейшем патриархе Никоне и преосвященном митрополите ростовском и ярославском». Вся сень сплошь покрыта сквозной и рельефной резьбой, основной мотив которой составляют «травы разметные» — вьющиеся стебли с листвой, цветами и плодами. Это сочетание одновременного цветения и плодоношения говорит о полноте бытия в Небесном Царствии. В узор вплетены изображения птиц: голубей, орлов и попугаев, а также фантастических сиринов. Здесь же — и птица Неясыть, разрывающая собственную грудь, чтобы накормить своей кровью птенцов — символ Крестной жертвы Спасителя.

А недавно во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства открылась замечательная выставка — «Сокровища русского стиля». Сенсацией, собравшей вокруг себя множество знатоков и почитателей, стали Царские врата из храма Иоанна Богослова на Ишне, построенного в 1687 г. в трех километрах к юго-западу от Ростова, в небольшом селе Богослов архимандритом Авраамиевского монастыря Герасимом в память явления на этом месте Иоанна Богослова Авраамию Ростовскому. Это единственный столь древний деревянный храм в Ярославской области.

«Открыла врата» Елена Дмитриевна Поленова, путешествуя по Ярославской губернии в 1885 г. Интерьеры ростовского храма были ею «осмотрены так подробно, как это только возможно». Она и А. С. Мамонтов сделали подробные зарисовки элементов убранства церкви. Но только в 1910 г. была создана копия этих врат, впервые показанная на I Всероссийской кустарной выставке в Петербурге в 1913 г. Выставка стала эпохальным событием и для абрамцевской мастерской, и для ярко заявивших о себе мастерских Московского губернского земства в Сергиевом Посаде и Кудрине, тесно связанных с абрамцевским художественным кружком, который вошел в историю благодаря В. М. Васнецову, В. Д. и Е. Д. Поленовым, М. В. Нестерову, К. А. Коровину и др.

Абрамцевская столярная мастерская, художественным руководителем коей была Наталия Яковлевна Давыдова, на I Всероссийской выставке впервые представила изделия, предназначенные для убранства интерьеров храмов: Царские врата, свечные шкафы, аналой. В 1914 г. Царские врата были переданы в московский Кустарный музей Саввы Морозова, основанный в 80-х гг. XIX в. После октябрьского переворота их след потерялся. Искусствоведы знали, что такие врата были, но где они находятся и сохранились ли вообще — никто не ведал. В 2000 г. ВМДПИНИ была передана коллекция Кустарного музея, где оказались... те самые врата! Увы, по частям: колонка, отдельный киот... Оказалось, что в 1930-е гг. работники музея специально не подписывали объект хранения «Царские врата», иначе они были бы уничтожены.

Сегодня эти Царские врата покинули музейные фонды впервые за сто лет! Реставратор Максим Бабенко говорит, что работы с ними предстоит еще много. Боковые иконы полностью утрачены, нет крестов на маковках. Столкнулись реставраторы и с секретами мастеров прошлого: делались ли кружевные элементы вручную или на станке, а потом вручную обрабатывались? Однако и современным столярам и плотникам, токарям по дереву и резчикам — продолжателям традиций древних мастеров есть чем удивить ценителя русской деревянной резьбы!

Появились мастерские, которые за последние десятилетия сформировали свой узнаваемый стиль. Например, работы Свято-Троицкого братства г. Щигры, украшающие храмы по всей России и за рубежом, можно узнать по богатству и четкости рисунка: высокая плавная резьба, в которой богато представлены растительные мотивы. Работы щигровских мастеров вобрали в себя символизм и художественность произведений старинных резчиков. Под стать иконостасам и церковная утварь: распятие в академическом стиле, где изображения Спасителя и предстоящих прописаны искусным иконописцем, или — резная Голгофа в строгом древнерусском решении. Архиерейский трон их работы, украшающий храм Курской-Коренной пустыни, напоминает моленные места и троны времен царя Алексея Михайловича, расписные врата иконостасов приделов Зачатьевского монастыря Москвы возводят мысль к творениям древних ярославских мастеров...

Есть чем гордиться и Москве! Храм Новомучеников и Исповедников Российских в Бутово — жемчужина современной православной архитектуры. Теплая рукотворная красота вырезанных из дерева иконостасов, перекликающихся с ними киотов, архиерейского трона... Натуральное, не скрытое краской, не замаскированное под золото дерево... А основной узор, использованный резчиком, — различные формы крестов, напомнит о главном символическом значении дерева в православном храме — о Древе Крестном. Иконостасы нового собора Зачатьевского монастыря тонированы темным деревом. Подцвеченная рельефная резьба уходит корнями во времена Древней Руси. Она украшала храмы и терема, дворцы и палаты — к примеру, Теремной дворец государя Алексея Михайловича Тишайшего в селе Коломенском, недавно воссозданный и открытый как музей.

В храме Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря восхищает своей необычностью решение горнего места. У восточной стены алтаря установлено панно — как бы еще один иконостас, вписанный в изгибы алтарной абсиды. Он гармонирует с деревянным облачением престола и жертвенника, а также с троном, установленным на горнем месте. Еще один изумительной красоты образец церковного интерьера, полностью выполненного из резного дерева, закрывшего собой каменные стены — Иверская часовня у Воскресенских ворот Красной площади Москвы, также благоукрашенная мастерами Щигровского Свято-Троицкого братства. Как это радостно русскому сердцу, что традиция, прошедшая сквозь века, живет и развивается в наше время.

Наталья Лясковская,
Всемирный Русский Народный Собор

 


Вернуться назад