Сайт Образование и Православие > Новостная лента, Обзор СМИ > Священник Константин Кобелев. Воскресное Евангелие: как можно любить своего врага?

Священник Константин Кобелев. Воскресное Евангелие: как можно любить своего врага?


14.10.2013.
"Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними", -- эти слова Христа Спасителя звучали в евангельском чтении на воскресной литургии 13 октября. Практическому способу, как полюбить своих врагов, учит священник Константин КОБЕЛЕВ, настоятель храма Покрова Божией Матери в Бутырской тюрьме. 14 октября в нем будет престольный праздник.

Священник Константин Кобелев. Воскресное Евангелие: как можно любить своего врага?


И кáк хотите, чтобы с вами поступали люди, тáк и вы поступайте с ними.
И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.
И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники тó же делают.
И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.
Но вы люби́те врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.
Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.

Евангелие от Луки 6: 31-36


- Под силу ли простому человеку высота, заданная сегодняшним Евангельским чтением? Как простить своего врага, как уподобиться Богу в Его милосердии? Это так трудно, что кажется невозможным. Но возложит ли Бог на человека невыполнимую заповедь? Давайте разберемся.

Этап первый: не заведи себе врага

Каждый знает, что большие задачи лучше решать поэтапно. Попробуем и великую задачу прощения врагов разделить на этапы: Самый правильный способ поведения с врагами – их не иметь. И потому нужно избегать ситуаций, когда люди становятся таковыми. Чаще всего вражду между людьми создает грех. Даже если люди через грех совместно достигают взаимовыгодных целей – рано или поздно они начнут враждовать.

Главное зло, делающее из людей врагов – это гордыня. Ведь при ссоре что в первую очередь в нас задевается? -- гордыня, мать всех пороков. Поэтому вначале важнее всего смиряться, стерпеть, уклониться от зла.

Этап второй: конфликт разгорелся

Но не хватило сил удержаться от зла, конфликт произошел. Конфликты с людьми возникали даже у Господа Иисуса Христа. Порой без прямого конфликта невозможно прожить, сохранив свои убеждения, свою душу. Есть ситуации, когда нужно открыто постоять за правду.

Но при этом нужно бороться не с человеком, а с его грехом. Видеть, что действиями другого может управлять враг рода человеческого – и направлять свою борьбу против дьявола, против зла. Разъединить грех и своего оппонента, не переходить на личности.

Этап третий: конфликт прошел, вражда осталась

Ссора не всегда заканчивается миром. Возникает обида, в нас горит жажда мести – желание взять реванш, наказать. Здесь важно -- не ратовать «за справедливость», а предать обидчика в руки Божьи. Если он достоин наказания – пусть его накажет Бог. А мы при этом не забудем, что слово «наказание» -- от слова «наказ», то, что научает, а не является просто карой.

Этап четвертый: увидеть во враге доброе

Но время идет, а мы все не можем простить. Вражда стала хронической. Здесь лучше не вымучивать прощение, а постараться отстраниться от обидчика, перестать о нем думать.

Представьте, что вы мчитесь в машине по прямой дороге. И вдруг решаете резко поехать назад. Если вы просто на полном ходу переключитесь на заднюю передачу – то не только не поедете назад, вы машину угробите. Сначала надо затормозить, остановиться, и только потом трогаться задним ходом. Вот этот тормозной путь и остановка и есть путь от гнева и ненависти к прощению. Нам обязательно нужно успокоиться и даже пройти некий этап равнодушия к обидчику.

Умение прощать не дается просто так – его следует в себе развивать. Для этого попробуйте взглянуть на человека шире, чем вы привыкли. Часто, если мы причисляем кого-то к врагам, недоброжелательствуем, то видим в нем одну какую-то грань, которая нас раздражает. Но люди-то многомерны!

Нужно понимать, что зло, сотворенное человеком, не отражает его сущность, оно – не весь человек! И важнейшее из умений – видеть в каждом нечто доброе, образ Божий. Представьте, как прощает нас Бог, видя за множеством грехов доброе начало.

Этап пятый: молитва за врага

Безусловно, молитва должна быть с самого начала. И во время конфликта нужно не запальчиво отвечать собеседнику, а вначале хотя бы кратко помолиться, просто сказать: Пресвятая Богородица, помоги, умири! Благочестивые старцы учили, что в ссоре надо хоть десять раз мысленно прочитать «Богородицу», а потом уже говорить. Если мы сможем промолчать, посвятив это время молитве, то конфликт имеет шанс угаснуть, не разгоревшись.

Но на этом этапе молитва становится целью. Именно молитва, как личная, так и церковная, – самое главное проявление любви к врагу. Всерьез, искренне простить настолько, чтобы чувствовать, что тебе твой обидчик дорог, мало кому под силу. А вот молитва за врага, в которой мы через собственное «не хочу и не могу» желаем ему мира и милости Божьей, нам по плечу.

Этап шестой: уклонись от зла, сотвори благо

Может, это прозвучит неожиданно, но враг в наших добрых делах нуждается больше, чем друг. Конечно, друзьям надо помогать, но друзья и так нас любят. «И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность?» А делание добра врагу имеет огромный смысл как для нашей собственной души, так и для отношений с обидчиком. Возможно, наше доброе поведение послужит ему толчком для того, чтобы с нами помириться.

Подготовила Ирина ЛУХМАНОВА, "Нескучный сад"
 


Вернуться назад