Сайт Образование и Православие > Новостная лента > Резолюция Первого большого съезда казачьих духовников «Православие — духовно-нравственная основа казачьего мировоззрения»

Резолюция Первого большого съезда казачьих духовников «Православие — духовно-нравственная основа казачьего мировоззрения»


26.12.2013.

Первый большой съезд казачьих духовников Русской Православной Церкви «Православие — духовно-нравственная основа казачьего мировоззрения» состоялся 5 декабря 2013 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя г. Москвы по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Съезд проводился по инициативе Синодального комитета Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) по взаимодействию с казачеством.

Работу Съезда возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

В форуме принимали участие: председатель Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества, полномочный представитель Президента в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов; Преосвященные архиереи Русской Православной Церкви Московского Патриархата, включая Украинскую Православную Церковь, Белорусский Экзархат, Русскую Православную Церковь Заграницей; члены Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества; руководители епархиальных отделов по взаимодействию с казачеством; духовники казачьих обществ и общественных организаций казачества России и зарубежья; духовники, руководители, педагоги и учащиеся казачьих кадетских корпусов, школ и классов; атаманы казачьих обществ и общественных организаций России и зарубежья; заместители атаманов по духовно-нравственному воспитанию, взаимодействию с Русской Православной Церковью и работе с казачьей молодежью; представители органов государственной федеральной, региональной и муниципальной власти; преподаватели и студенты МГУТУ им. Разумовского, Российского православного университета, духовных семинарий. В Съезде принимали участие представители регионов России, Украины, Беларуси, Австралии, Германии, Швейцарии, Италии. Количество участников составило 1148 человек.

Основные задачи Съезда заключались в обсуждении истории и современных проблем духовного окормления и, прежде всего, воцерковления казачества в России и за рубежом, обмене опытом работы и выработке единой стратегии в сфере духовно-нравственного развития казачества.

В ходе работы двух пленарных заседаний, организованных в рамках Съезда, выступили 22 докладчика из регионов России, Украины, Беларуси, стран дальнего зарубежья.

Участники Съезда обсудили вопросы, касающиеся основных направлений духовно-просветительской работы в казачьих обществах; механизмах реализации в казачьем сообществе основополагающего принципа «казак без веры — не казак»; о роли СМИ в духовно-нравственном развитии казачества; о подготовке священнослужителей к духовному окормлению казачества в духовных семинариях; об идентификации духовно-нравственных ценностей казачества в образовательной среде.

Были рассмотрены главные проблемы и перспективы духовного окормления казачества.

Участники Съезда в своих выступлениях отмечали, что казачество всегда черпало свою силу в Православии. Многие века казаки самоотверженно воевали и трудились во имя веры и Отечества. После октября 1917 года эта традиция была насильственно прервана. Исторически сложилось так, что многие казаки по разным причинам и в разное время были вынуждены покинуть свою родину, и сейчас их потомки проживают не только в России, Украине, Беларуси и Казахстане, но и в Абхазии, Азербайджане, Южной Осетии, Армении, Киргизии, Грузии, Великобритании, США, Австралии, Германии, Канаде, Польше, Сербии, Португалии, Китае, Италии, Швейцарии, Франции, Аргентине, Чехии, Словении, Болгарии и других странах.

Казаки, находясь в разных странах, выражают широкую поддержку процессу возрождения казачества в России через сохранение духовных ценностей, нравственных установок, традиционных для казачества.

Во многих случаях казаки проявляют себя как истинные защитники Православия, святынь и отечественных традиций. Однако участники Съезда с озабоченностью говорили о том, что не все казаки живут в венчанном браке, крестят детей, посещают богослужения, тем самым не могут передать своим детям традиционные духовно-нравственные казачьи ценности.

В целях содействия сохранению традиций и обычаев казаков, проживающих в разных странах, а также воспитанию подрастающего поколения необходимо систематическое проведение мероприятий по популяризации духовного наследия казачества, пробуждению и укреплению интереса к своим корням и реалиям современной России.

Единодушно было признано, что в Русской Православной Церкви за последние двадцать лет накоплен значительный опыт взаимодействия с казачеством — духовного окормления и пастырского попечения казачьих обществ, организаций, образовательных учреждений.

Большое значение для развития этого процесса имело внимание, проявленное Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом к делу возрождения казачества, объявившим, что казачество принимается под его духовное окормление, а также создание три года назад Синодального комитета по взаимодействию с казачеством.

Все реестровые казачьи войска окормляют войсковые священники, назначены духовники казачьих обществ и казачьих кадетских корпусов. В учебные планы духовных семинарий вводятся курсы по изучению истории и традиций казачества. В образовательных учреждениях с казачьим компонентом введен предмет «Основы православной культуры», создаются кабинеты Православной культуры, разрабатывается методическое обеспечение процесса традиционного духовно-нравственного воспитания учащихся.

Однако существует немало проблем, над которыми предстоит работать и священникам, и атаманам, и представителям государственной власти разных уровней.

Учитывая предложения и пожелания, высказанные на пленарном заседании, признавая, что призванием и долгом казачества является служение Отечеству и вере Православной, участники Первого большого съезда казачьих духовников «Православие — духовно-нравственная основа казачьего мировоззрения» заявляют о необходимости:

  1. Возрождения и развития самобытной казачьей культуры и православных духовных казачьих ценностей как основы казачьего уклада жизни;
  2. Воспитания подрастающего поколения казачат и казачьей молодежи как верных защитников Отечества и Церкви;
  3. Приобщение к Православной вере членов казачьих обществ и общественных объединений казачества с целью возрождения традиционной казачьей семьи;
  4. Развития международного сотрудничества, проведение совместных мероприятий, направленных на объединение казачества вокруг Православной Церкви в России и за рубежом; совместного участия в богослужениях, паломнических поездках к святыням в России и других православных странах, ознакомления с духовными и культурными традициями православных народов; создание международных туристических маршрутов «Казачьи святыни мира» и включение их в паломнические маршруты; создание международного молодежного казачьего православного актива;
  5. Кооперирования усилий научных учреждений, общественных организаций, издательств по разработке и изданию учебно-методических пособий, обобщающих опыт духовно-нравственного воспитания казаков;
  6. Продолжения практики проведения в регионах информационно-обучающих семинаров для атаманов, священников и педагогических работников, с упором на региональный опыт, обмен опытом духовно-нравственного воспитания в образовательных учреждениях с казачьим компонентом;
  7. Реализации Межрегионального православного проекта «Казачьи рубежи России», включая строительство обыденных храмов.

Участники форума сердечно благодарят Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла за участие в работе Съезда, за Первосвятительские молитвы и внимание, уделяемое вопросу духовного окормления казачества, и выражают надежду на то, что Первый большой съезд казачьих духовников послужит дальнейшему развитию взаимодействия Церкви и казачества на благо Богоспасаемого Отечества.

Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством/Патриархия.ru


 
Вернуться назад