Сайт Образование и Православие > Новостная лента > Выступление на открытии XXII Международных Рождественских чтений министра образования и науки России Д.В. Ливанова

Выступление на открытии XXII Международных Рождественских чтений министра образования и науки России Д.В. Ливанова


28.01.2014.

Министр образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливанов обратился с приветственным словом к участникам XXII Международных Рождественских чтений.

Ваше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, уважаемые участники Чтений!

Международные Рождественские образовательные чтения — крупнейший образовательный форум, добрая традиция и одна из важнейших в начинающемся году встреч людей, объединенных стремлением сделать российское образование лучше. А через образование обеспечить нашим детям и молодежи духовно-нравственное, интеллектуальное, физическое развитие, безопасное и благополучное будущее.

Основоположник русской педагогики Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Самая важная часть воспитания — образование характера». Именно формированию характера ребенка как суммы наиболее важных личностных качеств, нравственной культуры, социальной ответственности в современном образовании уделяется первостепенное внимание. Это и главная тема государственно-церковного диалога в области образования.

Как отметил недавно Президент России Владимир Владимирович Путин в обращении к участникам III Форума Всероссийской программы «Святость материнства»: «Вопросы духовного, нравственного воспитания подрастающего поколения, укрепления института семьи и семейных ценностей — требуют соработничества государства, гражданского общества, религиозных организаций, средств массовой информации».

В этом контексте педагогическое наследие Православной Церкви приобретает особую актуальность, поскольку содержит в себе неисчерпаемый потенциал, основанный на вечных, неизменных нравственных ценностях, составляющих базис российской культуры.

Вспоминая известные слова преподобного Сергия Радонежского, под знаком 700-летия которого проходят Рождественские чтения в этом году, мы можем сказать, что «ненавистная рознь мира сего» в части искусственно созданных в прошлом непроходимых преград между Церковью и российской школой, между духовной культурой народов России и светским, общественно-государственным образованием — окончательно уходит в прошлое.

Этот учебный год стал вторым годом повсеместного преподавания в школах комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) по выбору семьи школьника, в том числе — «Основ православной культуры». Во многих регионах России сформированы необходимые условия для его успешного преподавания: обеспечен свободный, информированный выбор предмета родителями, выстроено взаимодействие органов управления образованием с церковными организациями по вопросам подготовки учителей, учебно-методического обеспечения.

Кроме того, законодательно закреплены нормы по включению в основные образовательные программы образовательных организаций знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировых религий.

Утверждены федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, содержащие требования к содержанию образовательных программ по овладению детьми знаний об особенностях национальных культур, культурологических основах социальных явлений и традиций.

В связи с этим особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств, как уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству.

Складывается реальное партнерство общественных институтов в модернизации российской школы на основе открытости, гражданского равноправия, исторической и культурной преемственности.

Хотелось бы отметить качественное расширение в прошедшем году взаимодействия Министерства образования и науки с церковными организациями, прежде всего с Синодальным отделом религиозного образования. В повестке нашего сотрудничества в рамках Межведомственного совета по ОРКСЭ, а также созданной в 2013 году совместной рабочей группы — конкретные, практические вопросы. Это — реализация норм Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», общественная экспертиза учебников по религиозным культурам, профильная подготовка будущих учителей по программе бакалавриата «Педагогическое образование» с учетом профиля «Культура конфессий», модернизация предметной области ОРКСЭ, сотрудничество в вопросах проведения конкурса для учителей «За нравственный подвиг учителя», конкурсов для детей: детского рисунка «Образ преподобного Сергия Радонежского глазами детей» и школьных сочинений «Преподобный Сергий Радонежский – Игумен Земли русской».

Государство как институт, главной целью которого является реализация социальных потребностей, не может не учитывать образовательный заказ граждан в своей политике. В связи с этим для нас важно слышать людей, учитывать общественное мнение, трибуной для публичного выражения которого являются такие масштабные форумы, как Международные Рождественские образовательные чтения.

Уважаемые участники Чтений! Святой Сергий Радонежский явил своей жизнью единство высокого духовного подвига, активного общественного служения, выдающегося вклада в развитие отечественной культуры. Уверен, что на примерах таких людей, имея богатейшее историческое и культурное достояние мы сумеем разумно воспользоваться современными информационными и образовательными технологиями и противостоять негативным тенденциям дегуманизации и разрушения отечественной культуры, будем успешно развивать российское образование во благо нашего общества.

Желаю вам успешной работы и благодарю вас за внимание.

«Православное образование»


 
Вернуться назад