Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы

г. Новосибирск, ул. Октябрьская, 9

23 декабря 2001 года священнослужители и прихожане храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы торжественно отметили его 100-летие. Это один из первых в нашем городе храмов и один из немногих сохранившихся с дореволюционного времени.

Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы была заложена 16 мая 1901 года (29 мая по новому стилю) и стала третьим храмом в Ново–Николаевске после возведения храма  во имя святого пророка Даниила (1898 г.) и собора во имя святого благоверного князя Александра Невского (1899г.). Храм был поставлен на пересечении улиц Болдыревской и Гондатти (ныне Октябрьская и Урицкого), на уже намоленном месте, так как здесь с ноября 1895 года размещался молитвенный дом.

Храм строился на средства местных благотворителей при пособии от церковно–приходского попечительства Александро–Невской церкви. Освящён новый храм был 10 декабря 1901 года (23 декабря по новому стилю) по благословению Преосвященнейшего Макария, епископа Томского и Барнаульского, благочинным округа № 8 протоиереем Феодором Сосуновым. Престол в церкви был установлен в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы - небесной покровительницы и защитницы России.

Здание   было рублено из дерева и вначале представляло собой прямоугольную клеть с   пятигранной апсидой, прирубленной с восточной стороны. Двухскатную крышу основного объёма завершал восьмигранный барабан с шатром и маленькой главкой.

Покровская церковь. 1997 год

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в 1997г.

Храм сразу был задуман как церковь–школа. Такая форма соединения начального образования детей с православным воспитанием стала реализацией политики государства в области просвещения. В этом большая заслуга видного государственного деятеля К.П. Победоносцева, обер–прокурора Синода и крупного религиозного мыслителя. Со времени правления императора Александра III система начального образования в России строилась на всемерной поддержке развития церковно–приходских школ. Они  рассматривались не только как места обучения, но, прежде всего, как хранители российских традиций, религиозных устоев и нравственных норм. Обучение в Покровской церкви–школе Ново–Николаевска проводилось именно на этих принципах, а законоучителями здесь служили священники храма

В 1906 году церковь была значительно расширена за счёт прируба с западной стороны обширного объема для классных помещений, притвора с колокольней и крытых сеней. Строительство велось по инициативе и под присмотром видных новониколаевских предпринимателей и меценатов Маштаковых: Феодора Даниловича и его братьев Григория и Даниила. Такое увеличение площадей храмового здания вместе с применением особых внутренних конструкций — раздвижных стен — позволяло не только использовать новое пространство для классных занятий, но и преобразовывать его в большой зал народных собраний.

Первоначально церковь была приписана к храму Александра Невского, и только в 1913 году приобрела самостоятельный небольшой приход. Храм имел строгие границы, будучи с трёх сторон окружённым соседними приходами, а с четвёртой -  линией железной дороги. Приход был малолюдным по сравнению с другими приходами города и самым малодоходным.

Покровская церковь в период 
реставрации в 2004г.

Покровская церковь значительно отличалась от многих других, она не только принимала прихожан, но, прежде всего, как церковь–школа брала на себя задачи просвещения и благотворительности. Однако сделать это за счёт доходов от небольшого прихода было невозможно, поэтому с самого начала церковь существовала на пожертвования благотворителей. Для храма жертвовались деньги, предметы церковного обихода, книги... Нередко благотворительность имела форму безвозмездного труда на строительных работах при храме.

Усилиями священников и мирян в 28 квартале Ново-Николаевска создавался своеобразный детский центр, где церковь - школа соседствовала с церковно-приходской школой и детским приютом. "Ясли". Обязанности директора церковно-приходской школы исполнял первый настоятель Покровской церкви священник Василий Посельский.

Позднее, в 1910 году, рядом была построена каменная двухэтажная школа по проекту архитектора Андрея Дмитриевича Крячкова. Внутри квартала стоял небольшой домик, где жил священник Диомид Чернявский — основатель общества "Ясли" и главный деятель в религиозно–нравственном воспитании детей приюта. Этот домик и до сих пор можно увидеть, если зайти внутрь квартала.

Открытие приюта “Ясли” явилось делом в высшей степени гуманным и крайне необходимым для Ново-Николаевска, переполненным бедным рабочим людом. Решение о возбуждении ходатайства об его устройстве было принято на общем собрании прихожан Александро-Невской церкви 13 января 1906 года. Первоначально приют “для постоянного призрения бесприютных детей обоего пола и для дневного ухода за малолетними детьми матерей, выходящих из дому на поденную работу” временно размещался в здании церковно-приходской школы, где он был открыт 28 мая 1906 года. А в 1907 г. рядом со школой-церковью было выстроено собственное здание приюта “Ясли” (оно не сохранилось, на его месте сейчас медицинское училище № 3).

В годы Первой мировой войны повсеместно при храмах возникали Попечительские советы, которые брали на себя заботу о солдатских семьях, инвалидах, сиротах, беженцах. Попечительским советом при Покровской церкви в 1916 году было выдано 16-ти солдатским семьям деньгами, мукой и мясом на 282 руб. 92 коп.

Участвовала Покровская церковь в мероприятиях, далеко выходящих за пределы не только прихода, но и города. Так, с 17 по 20 сентября 1918 года в здании Покровской церкви проходил съезд законоучителей Западной Сибири. Помещения Покровской церкви активно использовались для чтения в защиту православия и для борьбы с баптизмом. На эти чтения приезжал из Томска противосектантский епархиальный миссионер, священник Александр Бельский, а их проведение освещалось в “Томских епархиальных ведомостях”.

Накануне революции на территории прихода Покровской церкви размещались одноклассная церковно-приходская школа, две школы Министерства народного просвещения, учительская семинария и женская гимназия.

Община храма из-зи близкого соседства трех церквей была небольшой. В 1915 году Покровскую церковь посещали 815 человек.

О клириках храма известно немного. Вот те сведения, которые известны на сегодняшний день.

Диомид Васильевич Чернявский родился в 1842 году в семье священника. В 1864 году, 15 июля, окончил Томскую духовную семинарию по первому разряду, а спустя 21 день, 5 августа, был рукоположен во священника. В период с 1879 по 1894 год служил во многих храмах Томской епархии. 13 июня 1884 года, согласно резолюции епископа Томского Исаакия, о. Диомид переводится к Никольской церкви села Кривощековского с назначением на должность благочинного 8-го округа. В 1888 году, согласно его прошению, перемещен к градо-Колыванской Александро-Невской церкви, а через два года - к Троицкому собору того же города . С 1892 по 1895 год поочередно служил во Введенской церкви села Крохалевского и Никольской церкви села Маслянина. 20 августа 1895 года о. Диомид возвращается на старое место, к Никольской церкви села Кривощекова, а в 1897 году определен к церкви села Кыштовского. С 1898 по 1899 год священствовал в селе Каменском, а 25 сентября 1903 года был определен за штат Александро-Невской церкви г. Новониколаевска. В 1912 году указом Томской духовной консистории заштатный протоиерей Диомид Чернявский назначается для временного служения при Покровской церкви г. Новониколаевска. Будучи за штатом, Диомид Васильевич не прекращает активную церковную жизнь. С 1906 по 1909 год он являлся председателем Новониколаевского церковно-приходского попечительства, с 1907 по 1911 год - законоучитель женской гимназии, с 1909 года - председатель правления общества "Ясли", с 1911 года - законоучитель двухклассного городского училища. За свои труды о. Диомид неоднократно награждался церковным и гражданским руководством. Так, в 1899 году он был награжден Синодом золотым наперсным крестом, в 1895 году - возведен в сан протоиерея, в 1902 году - Высочайше пожалован орденом святой Анны III степени, в 1911 году - орденом святой Анны II степени и в 1914 году - орденом святого Владимира IV степени. "Благодаря его знанию дела, энергии и самоотверженным трудам воздвигнуты в городе храмы: на кладбище ~ Воскресения Христова, в Закаменской части - Богородице-Казанский; кроме того, он принимал живейшее участие в создании местного приюта "Ясли", являясь основателем общества "Ясли", собирателем материальных средств на содержание приюта и главным деятелем в религиозном воспитании детей-сирот", -так характеризовал деятельность о. Диомида благочинный новониколаевских церквей протоиерей Николай Завадовский.

Точное время его смерти не известно (предположительно около 1920 года). Он был похоронен недалеко от фермы общества "Ясли". Над его могилой в годы НЭПа соорудили часовню, которую так и называли – "Диомидовская часовня". Потом на её месте была поставлена церковь в честь Успения Божией Матери.

Иоанн Васильевич Златомрежев родился в 1876 году, сын священника. В 1912 году ему, тогда уже диакону, было разрешено с согласия настоятеля Покровской церкви одновременно исполнять при храме обязанности псаломщика. В 1916-1918 годах он состоял законоучителем в Покровской школе.

В 1913 году к Покровской церкви был назначен священник Александр Васильев, сменивший священника Тимофея Касаткина, служившего с 1912 года.

Священник Александр Васильев родился в 1873 году в семье чиновника. 10 мая 1894 года поступил псаломщиком и послушником при Томском архиерейском доме, а 21 сентября 1896 года определен псаломщиком при архиерейской Крестовой церкви. 11 ноября 1898 года рукоположен в диакона к церкви села Каменского на псаломщическую вакансию, с возложением на него обязанностей учителя пения при церковно-приходской школе. 5 июня 1903 года был рукоположен в священника и определен к Барнаульскому женскому монастырю, 20 мая 1913 года по предложению епископа Томского Макария о. Александр был перемещен к Покровской церкви г. Новониколаевска и прослужил здесь двадцать лет. В 1909 году он был награждён набедренником. В Новониколаевске исполнял обязанности законоучителя при церковно-приходской школе. В 1920-е годы стал "обновленцем". Принеся покаяние, оставался настоятелем Покровской церкви вплоть до ареста. Весной 1933 года. отец Александр был арестован и приговорен к расстрелу. Но приговор не успели привести в исполнение — отец Александр умер, находясь в заключении.

Община глухих и слабослышащих верующих после литургии

Среди служителей Покровского храма известны: архимандрит Сергий (Стефан Захарович Скрипальщиков), протоиереи: Николай Агафонов, Николай Чемерзов, Николай Афанасьев , священники: Николай Жданов, Сергий Никитин, Константин Попов, протодиакон Акиндин Соболев и Евфимий Белошапкин, диакон Григорий Андреевич Лазарев, псаломщик Николай Рябухин.

По крайней мере, трое из упоминавшихся выше лиц: архимандрит Сергий (Скрипальщиков), священник Николай Чемерзов и Евфимий Белошапкин были расстреляны в 1937 году (первый из них — 29 июля).

К сожалению, исследователям удалось обнаружить далеко не все имена священно– и церковнослужителей.

Много было сделано добрых дел людьми, сплотившимися вокруг Покровской церкви почти за два десятилетия со дня открытия храма. Однако с революционными событиями прервались многие замечательные традиции, отход от Бога стал причиной многих бед. Безбожие и атеистическая пропаганда, в конечном счете, привели к череде трагических последствий. По всей стране разрушали и оскверняли храмы, жгли духовную литературу, уничтожали иконы... Священников и церковнослужителей расстреливали, угоняли в лагеря, сажали в тюрьмы.

Такая же участь постигла и Ново–Николаевский храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Так в храме во время Божественной литургии красноармеец заколол штыком священника.

Жестокие гонения и репрессии заставили некоторых священников уклониться от истинного православия. Была создана так называемая "обновленческая церковь", члены которой сотрудничали с советской властью, в частности доносили в ЧК на прихожан. Однако часть священников и прихожан остались верны истинной Церкви и продолжали находиться в подчинении патриарха Тихона. Эта часть клириков и мирян образовали Старо–Покровскую общину, настоятелем которой стал Николай Афанасьев..

8 марта 1938 года с колокольни Покровского храма были сняты колокола и сданы для нужд индустриализации, а 1939 году церковь была закрыта, имущество экспроприировано. Здание храма первоначально было отдано под театральное училище, затем под дом народного творчества, позднее использовалось для размещения различных учреждений, включая реставрационные мастерские. Колокольня над притвором и барабан над шатром и главками над восточной частью храма были разобраны.

Богослужение с сурдопереводом

Вместе с тем, добротность постройки и прочность конструкции позволили сохранить основной объем здания и его декор до наших дней. Здание всегда выделялось своей красотой на фоне окружающей застройки, и в 1990 г. оно было взято под государственную охрану как памятник архитектуры. И действительно, здание уникально, это единственный в городе сохранившийся деревянный, рубленный “в лапу” храм, уцелевший после пожара в 1909 году.

В 1994 году, по ходатайству епископа Новосибирского и Томского Тихона, городские власти передали Покровскую церковь в ведение Новосибирской епархии Первоначально в этом здании была выделена небольшая комната, где священнослужители совершали молебны Постепенно храм благоустраивался, был восстановлен алтарь, устроен иконостас, и с 18 декабря 1994 года в храме вновь совершается Божественная литургия. .

Однако, к началу 90–х годов ХХ века здание обветшало, нуждалось в срочном ремонте и реставрации. Отдельные его элементы находились в аварийном состоянии. Были поражены гнилью конструкции крыши и стен, зафиксированы смещения некоторых узлов. В стенах подвала появились трещины, в швах возникли пустоты, металлические перемычки подверглись коррозии.

В 1998 году по инициативе руководителя Научно–производственного центра по сохранению историко–культурного наследия Новосибирской области Л.В. Тимяшевской был выполнен проект ремонтно–реставрационных работ, предполагавший в числе прочего восстановление колокольни и барабана с шатровым завершением и главками (авторы проекта С.Н. Богомазова, Н.И. Лыкова, А.М. Романов).

В результате совместного совещания Церковного совета во главе с настоятелем храма протоиереем Владимиром Маничевым и коллектива реставраторов было принято решение о частичном сносе старой постройки с последующим возведением на этом месте нового здания.

Первые работы были начаты в январе 2002 года.

Для восстановления храма потребовалось много сил и средств. Очень помог возрождённый опыт наших предков в деле организации "народной стройки". Как и 100 лет назад вокруг общего дела сплотились земляки–подвижники. Во многом благодаря их трудам всего за два года удалось выполнить большой объём работ.

Был выкопан котлован, заложен фундамент, сооружен новый цокольный этаж, на котором был выстроен новый деревянный храм, повторяющий своими очертаниями и деталями дореволюционный.

15 февраля 2004 года состоялось малое освящение возрожденного храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Чин освящения совершил архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон.

После возвращения храма Церкви его первым настоятелем стал священник Георгий Патрин. В настоящее время настоятелем является протоиерей Владимир Маничев. В храме служат еще три священника.

Ежедневно в стенах храма совершается Божественная литургия, всю седмицу, кроме воскресного дня, служатся молебны за благодетелей. Часто совершаются Таинства Крещения и Венчания. Наряду с повседневным богослужением идёт и реставрация здания.

После освящения, вновь построенного в 2004 году храмового здания, храм причислен к воинским, поскольку его настоятель, протоиерей Владимир Маничев, является председателем епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и вместе с остальными клириками несёт послушание по патриотическому воспитанию воинов нашего Отечества.

К Покровскому храму приписан и воинский храм во имя святого равноапостольного великого князя Владимира, созданный при военном институте. Священники Покровской церкви постоянно участвовали в торжественных мероприятиях военного института, посвященных принятию присяги, вручению пагонов лейтенантам и дипломов выпускникам. Проводилось освящение вооружения, техники, казарменных и учебных помещений и территории института. Священнослужители всегда благословляли воинов перед отбытием в "горячие точки", преподавали им духовное назидание, служили напутственные молебны с окроплением святой водой. Это поддерживало военнослужащих в трудных ситуациях, когда приходилось смотреть смерти в лицо.

В храме продолжаются традиции просвещения. Здесь по пятницам, субботам и воскресеньям открыта библиотека, где собран большой фонд православной литературы для детей и взрослых, архивных материалов, старинной богослужебной литературы, а также материалов о храме и газет, выпущенных храмовым издательством. В стенах храма действует воскресная школа для детей под руководством иерея Виктора Демьяненко.

Сестры милосердия

Под Покровом Царицы Небесной и при ее благодатной помощи в приходе организовано православное сестричество, которое шефствует над Новосибирским институтом травматологии и ортопедии (НИИТО) и военным госпиталем № 333. Деятельностью сестричества в НИИТО руководит иерей Виктор Демьяненко, в госпитале №333 — иерей Димитрий Пасекунов.

Основная цель деятельности сестричества – это духовная помощь людям. Подается она через милосердие, беседы и проповеди, раздачу духовной литературы. Сестры милосердия утешают больных, помогают им подготовиться к принятию Святых Таинств, объясняют духовную пагубность наркомании, пьянства, абортов…

 

2 октября 2004 года в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы была отслужена Божественная литургия с сурдопереводом. Это было знаменательным событием в жизни глухих и слабослышащих верующих Новосибирской епархии. С этого дня два раза в месяц специально для людей с нарушением слуха стали совершаться православные богослужения. Переводит богослужение на язык жестов выпускник Свято-Макарьевского Православного Богословского института Николай Соколов.

С октября 2004 года начала работу Воскресная школа для страдающих глухотой детей и взрослых.

Пока это единственный за Уралом опыт организации такой православной общины. Ее деятельность все больше привлекает внимание глухих и слабослышащих. В  Покровский храм приезжают паломники из других городов. Стали приходить и те люди, которые раньше по незнанию посещали различные секты.

Резное Распятие Господа нашего Иисуса Христа

В престольные праздники проходят Крестные ходы, в которых участвуют священники епархии, прихожане, учащиеся воскресной школы, жители города. Эта прекрасная православная традиция дает участникам особый духовный настрой. Задача Крестных ходов — напомнить всем новосибирцам, что не столько политикой или экономикой — "не хлебом единым" — сохраним мы себя и своих детей, сколько православной верой и жизнью по этой вере. 

В январе 2000 года чудным образом была обретена Казанская икона Божией Матери старинного московского письма, которая многие годы хранилась в старом сарае и долгое время служила доской для рубки мяса. Этот удивительнейший образ отреставрировали, и 12 апреля 2001 года перед ним отслужили молебен. Позже для иконы был сооружён киот, и ныне она стоит в храме и является знамением благодатного Покрова Пресвятой Богородицы.

В конце 2001 года в дни проведения историко-патриотической конференции, посвященной канонизации святого праведного воина адмирала Ушакова и 350-летия Российского флота, одним из составителей жития Федора Ушакова иеромонахом Венедиктом (Кулешовым) в Новосибирск была привезена икона святого праведного воина адмирала Ф. Ф. Ушакова с частицей его мощей.

Икона была подарена архимандритом Варнавой, наместником Рождество-Богородничного мужского Санаксарского монастыря архиепископу Новосибирскому и Бердскому Тихону Ныне к иконе святого праведного воина Феодора Ушакова в Покровский храм прииходят воины - наши земляки - за благословением на службу и ратный подвиг.

 Святыни храма:

  • Чтимая икона Божией Матери «Казанская».
  • Резное Распятие Господа нашего Иисуса Христа. В капсуле, помещённой в нижней части Креста, хранится частица земли, взятая с места Крестных страданий Спасителя — горы Голгофы.
  • Икона святителя и исповедника Тихона, патриарха Московского и всея Руси с частицей мощей.
  • Икона святителя Николая, митрополита Алма-Атинского с частицей мощей.
  • Икона святителя Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского с частицей мощей.
  • Икона прав. воина Феодора Ушакова с частицей мощей.
  • Икона блаженной Матроны Московской с частицей мощей.
  • Частица Омофора Пресвятой Богородицы в храмовой иконе. 
  • Икона святого праведного воина Феодора Ушакова с частицей мощей.

Приход в честь Покрова Пресвятой Богородицы и епархиальный отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами издает газету "Покровский Благовест".

Храм является памятником истории и культуры регионального значения (решение облисполкома № 282 от 18.07.1990 г.

Источники и литература:

статьи монахини Сергии (С. В. Семеновой) и Л. Л. Матвеевой. "Храм и город: исторический опыт созидания" // Новосибирский епархиальный вестник – 2001, - № 10 (33), декабрь, с. 4-5;

Е.А. Шабунин «Храмы Новосибирска», Новосибирск, 2002.

Е.А. Шабунин ст. "Освящение старейшего храма города", // Сибирь православная" № 2 (2) апрель 2004.

Летопись прихода в честь Покрова Пресвятой Богородицы

Интернет-сайт церкви ( http://www.pokrov.all-nsk.ru/)