Воскресенская (Старокладбищенская) церковь

В 1907 году в Новониколаевске при городском кладбище тщанием членов церковно-технического попечительства, существовавшего при храме Александра Невского, па добровольные пожертвования горожан была построена церковь Воскресения Христова. Необходимость кладбищенского храма, одновременно осуществлявшего функции приходского, была велика. Во-первых, жители района, образовавшегося близ ипподрома, оказались удалены на значительное расстояние от других церквей города, а во-вторых, соседство церкви и кладбища - давняя православная традиция.

Собранной суммы, часть которой составили деньги, вырученные от продажи мест на кладбище, оказалось достаточно лишь для строительства скромного деревянного храма. Новая церковь имела один престол - во имя Воскресения Христова. 7 октября 1907 года благочинный Новониколаевских церквей протоиерей Николай Завадовский освятил ее с благословения епископа Бийского Иннокентия.

Первоначально все службы в Воскресенском храме отправляли священнослужители собора Александра Невского. Лишь спустя почти пять лет, 11 июня 1913 года, по указу Святейшего Синода при Воскресенской кладбищенской церкви был открыт самостоятельный приход с причтом, состоящим из двух священников и двух псаломщиков. Настоятелем храма стал священник Михаил Безсонов.

Бессонов Михаил Андреевич (по дореволюционной орфографии Безсонов) родился в 1880 году в семье священника. В возрасте 22 лет был рукоположен в иерея. Спустя год - переведен к Троицкому собору города Колывани. В 1912 году Михаил Безсонов окончил полный курс Томской духовной семинарии и был выпущен по второму разряду. 11 июля 1913 года отчислен из штата храма св. Александра Невского с переводом первым священником Воскресенской (Кладбищенской) церкви. Михаил Безсонов служил настоятелем храма до 1916 года. Его сменил священник Александр Поспелов.

Протоиерей Александр Поспелов. Фото 1960-х гг.

Поспелов Александр Георгиевич родился около 1882 года в семье священника Георгия Поспелова. В 1913 году окончил Томскую Духовную Семинарию. 22 июня 1913 года рукоположен во священника к Пророко-Данииловской церкви при станции Новони-колаевск: 16 августа 1916 года перемещен из с. Киреевского на место настоятеля к Воскресенской церкви г. Новониколаевска, где прослужил вплоть до закрытия.

После ареста в конце 1922 года епископа Новониколаевского Софрония (Арефьева) все храмы города были захвачены обновленцами, имевшими в городе собственного митрополита Петра Блинова. По свидетельству старых священнослужителей Новосибирской епархии, в 1924 году отец Александр предпринял поездку в Москву, где от имени новониколаевских священнослужителей и мирян просил Святейшего Патриарха Тихона о назначении в Новониколаевск православного архиерея. После ареста и многолетнего заключения отец Александр служил в храмах Ленинска-Кузнецкого и Новолугового. Скончался в 1969 году в сане протоиерея. Погребен на Заельцовском кладбище г. Новосибирска.

Внутреннее убранство Воскресенского храма, как следует из рапорта настоятеля храма о. Михаила, было весьма скромным: голые, неоштукатуренные стены, самые дешевые иконы суздальской школы. В 1915 году, когда приход окончательно расплатился с долгом в 4000 рублей, возникшим при строительстве церкви, заботами прихожан недостаток убранства был устранен и она, по свидетельству документа, имела уже вполне "благолепный вид", хотя до полного ее обустройства требовалось еще очень многое.

В 1915 году Воскресенская церковь насчитывала 1785 прихожан, 19 из которых были "раскольниками"; кроме того, храм посещали 16 представителей различных сект.

В рапорте о состоянии прихода за 1915 год о. Михаил отмечал в обществе тенденции, "противные правилам веры и благочестия", распространение, в частности, хулиганства и сквернословия.

Своевременно причтом были приняты надлежащие меры, а "чтобы сильнее запечатлеть указанные разъяснения", вывешивались на видных местах в городе соответствующие плакаты, выписанные на попечительские суммы от Правового общества Иоанна Кронштадтского. Причт не замечал "особого неверия и свободомыслия" в своем приходе, "а если и были единичные случаи, то таковые разъяснялись прихожанам на чтениях в храме или устно при помощи брошюр".

Как и другие церковнослужители, причт Воскресенской церкви занимался общественной работой. Сохранились отрывочные документы, свидетельствующие, что при церкви существовало общество трезвости, устав которого был утвержден Указом Его Императорского Величества 18 июня 1914 года.

С началом первой мировой войны в приходе Воскресенского храма произошли существенные изменения. Теперь кладбищенская церковь обслуживала нужды военного городка. В отчете благочинному о. Михаил Безсонов указывал, что вверенный его заботам храм посещают "военнопленные славяне". Новые "прихожане", среди которых оказались и магометане, и евреи, и католики и лютеране, держались обособленно, "с просьбами о присоединении к православию" не обращались, но службы посещали усердно и даже подавали "записки о здравии себя и своих родных". Священники храма не проводили с ними специальных собеседований "из-за их постоянно меняющегося состава и плохого знания русского языка". Но поскольку "вредного влияния на православных иноверцами-военнопленными …не оказывалось", посещать храмовые службы им не препятствовали.

В связи со значительными изменениями границ города, произошедшими к концу двадцатых годов, кладбище перенесли в более удаленный район. Родным разрешили перезахоронить останки близких, а Старокладбищенскую церковь решено было закрыть.

Закрытие Воскресенской церкви формально было тщательно подготовлено целым пакетом документов: имелись "наказ избирателей", адресованный райисполкому, постановление горсовета. В редакцию газеты "Советская Сибирь", в городскую администрацию поступали письма с требованиями закрыть Кладбищенскую церковь. Сохранились некоторые из них: "Мы, рабочие завода "Труд", единогласно присоединяемся к вызову рабочих цен. эл. ст. и постановили: закрыть собор на проспекте и церковь на Октябрьской площади. Просить горсовет собор передать под клуб металлистов, а церковь под детские ясли. Молельный дом около штаба Красной Армии передать безбожникам, и кладбищенскую церковь - под музей безбожников. Поддерживаем требование самарских рабочих о снятии колоколов и передаче их в пользу постройки социалистического города и вызываем лесозавод № 3, алтдепо, водонасосную станцию, винзавод, дрожзавод и мылзавод последовать нашему примеру".

"Заслушав сообщение т. Клинцова о закрытии Старокладбищенской церкви, молитвенных домов против штаба СИБВО и угол ул. Каменской и Журинской, а также мечеть; и о снятии колоколов с церквей в фонд индустриализации. Мы, курсанты краевых кооперативных курсов С.К.С, учитывая кризис школьных помещений и недостаток цветных металлов, просим Горсовет досрочно расторгнуть договор по аренде вышеуказанных помещений и передать под школы, а колокола снять и передать в фонд индустриализации. 9 января 1928 года". (ГАНО. Ф. Р-1228. On. 1. Д. 1-А. Л. 67,70.)

Но, несмотря на такую тщательную подготовку властей, закрытие храма стало поводом для крупного возмущения горожан.

В фондах Новосибирского облархива сохранилась сводка ОГПУ, в которой подробно описаны события, связанные с закрытием Воскресенской церкви.

Оперативная сводка ОГПУ о противодействии верующих закрытию старокладбищенской церкви на улице Серебренниковской в Новосибирске.

28 апреля 1930 г. секретно

28. IV. 1930 г., в г. Новосибирске во время закрытия Старокладбищенской церкви по Серебренниковской ул. (сад С.Т.С.) собралась толпа до 1000 чел., большинство из коих женщины, по-видимому, прихожане этой церкви. Группа женщин престарелого возраста, около 200 чел. - фанатичек, организовали "волынку"*, противодействуя представителям власти.

Закрытие церкви проводилось на основании наказа избирателей, подтвержденного постановлением горсовета и утвержденного ЦИКом. Постановление ЦИК общине было вручено своевременно, но со стороны совета церковной общины мер к широкому опубликованию и недопущению "волынки" со стороны верующих принято не было. А наоборот, было установлено дежурство около церкви на случай извещения верующих.

Около 11 час. дня явившаяся комиссия по принятию инвентаря и закрытию церкви встретила в помещении церкви молящихся, после окончания молебствия часть разошлась по домам, а часть во главе с гражданкой Игнатьевой, безработной пенсионеркой, кончившей епархиальное училище, в прошлом женой инженера, организовала молебствие, закрывшись в церкви.

Вскоре возле ограды церкви собралась толпа по преимуществу женщин пожилого возраста, с барахолки собрались торговки и спекулянтки. Обступив ограду, подняли крик и вой, не допуская представителей власти и сов. общественности к исполнению возложенных поручений. Присутствующими членами церковного совета, в частности, ст. сторожем (фамилия не установлена), мер к ликвидации "волынки" принято не было. Среди собравшейся толпы к 2 час. дня появились отдельные лица (до 10 чел.), с топорами, причем один из них бросил топором в милиционера, но не попал (задержан милицией). Фанатизм верующих доходил до того, что часть из них била милиционеров кулаками, плевали в лица, закидывали грязью. Вызванным усиленным нарядом милиции удалось оттеснить толпу, а с помощью вызвавшихся добровольцев из числа грузчиков и рабочих - закрыть церковь и сбить кресты. Около 8 час. вечера под крики "ура" присутствующих, вой и плач части верующих был сброшен главный купол и крест. К 10 час. вечера площадь была свободна. Среди собравшейся толпы отдельные элементы (часть из них задержана милицией) вели антисоветскую агитацию, подстрекая противодействовать закрытию церкви. Слышались угрозы по адресу власти поджечь церковь, отомстить кровью за производимые насилия;

Начальник учетно-осведомительного отдела ПП ОГПУ по Сибкраю - - Лупекин

Помощник начальника учетно-осведомительного отдела Флоринский

Уполномоченный Герасимов" ГАНО. Ф. Р-1228. Оп. 3. Д. 17. Л. 654-655.

Заверенная копия. См. также: Хрестоматия по истории Новосибирской области "Наша малая родина". - Новосибирск, 1997.-С. 115-117.

В июне 1931 года на территории бывшего кладбища открылся Центральный сад имени Сталина (ныне Центральный парк культуры). В саду были оборудованы душ, солярий, тир, качели, физкультурный городок. А в январе 1952 года в помещении бывшей Воскресенской церкви разместился планетарий.

В 1960 году на части кладбищенской территории был построен театр музыкальной комедии.

В 1971 году после пожара планетарий был закрыт и переведен в Геодезическую академию, а здание церкви - разобрано. Сейчас на месте Воскресенской церкви находится эстрада Центрального парка.

*"Волынки" на профессиональном жаргоне чекистов в конце 20-начале 30-х гг. - открытые массовые выступления населения (чаще - преимущественно женские по-своему составу), направленные против политики властей.

Е.А. Шабунин "Храмы Новосибирска. Исторический путеводитель",. Новосибирск, 2002 
Е. А. Шабунин "Воскресенская церковь". Ж "Сибирь православная" № 2 (2) апрель 2004.