Главная


Памяти Митрополита Варфоломея  


Обновление: 
12 января 2011 г.

 

 
Владыка Варфоломей

Варфоломей (Городцев), митрополит Новосибирский и Барнаульский
Слово в день Рождества Христова

Проповедь была произнесена протоиереем Сергием Городцевым (впоследствии — митрополитом Новосибирским и Барнаульским) в 1911 году в Тифлисе во Второй миссионерской церкви в честь Казанской иконы Божией Матери.

Иисусу, рождшуся в Вифлееме иудейстем... се, волсви от восток приидоша...
и падше поклонишася Ему: и отверзше сокровища своя, принесоша Ему дары, злато и ливан и смирну
Мф. 2; 1,11

Варфоломей (Городцев), митрополит Новосибирский и БарнаульскийИстория поклонения волхвов родившемуся на земле Сыну Божию необыкновенно трогательна по своей простоте и глубоко назидательна по тем чувствам, которые высказали восточные мудрецы, звездою нашедшие Спасителя мира.

И из Священного Писания, и из других писанных источников о жизни древнего мира мы знаем, что волхвы в древнем мире занимали в высшей степени почетное положение, — восточные владыки окружали себя целым сонмом мудрецов, гадателей, снотолкователей и звездочетцев и обращались к ним за советом в тяжелых обстоятельствах своей жизни; у своего народа они находились в особом положении: их окружало народное почтение, уважение, переходившее порою в благоговение, и древние мудрецы в большинстве случаев старались пользоваться своим положением, извлекать из него те или иные выгоды.

Но среди этих, в большинстве случаев думающих только о своем выгодном положении мудрецов, были и такие лица, которые представляют из себя образец истинных любителей науки. До самозабвения предавались они научным изысканиям, внимательно изучали они течения светил небесных, изумляясь благоговейно премудрому устроению вселенной, примечали они стройный хор хвалы Виновнику всего существующего от всей видимой природы, замечали они строгий порядок во всей видимой природе и от созерцания твари познавали Творца. Эти истинные и глубокие любители науки, замечая премудрое устройство вселенной, строгий порядок жизни ее, в то же время своим чутким сердцем не могли не заметить той глубокой бездны нравственного безобразия, в которой находились их современники, они не могли не видеть того духовного непорядка, который царствовал в душах современного им человечества. Познавшие чрез видимую тварь Творца, эти истинные любители науки, смотря на безнравственную людскую жизнь, невольно приходили к той мысли, что этот Творец удивительнейшего порядка в видимой природе может водворить и нравственный порядок в человечестве, и кроме Творца этого сделать никто не может. Он Один, сошедши на землю, способен водворить в людях вместо злобы любовь, вместо вражды — мир, вместо растления — здравую жизнь, вместо лжи — истину, вместо тьмы — свет истинного боговедения и истинных жизненных воззрений.

К разряду таких-то мудрецов и принадлежали евангельские волхвы. Главным научным занятием этих волхвов было изучение течения светил небесных. Будучи, подобно некоторым другим любителям истинной науки, убежденными в том, что для водворения правды на земле необходимо сошествие Самого Бога на землю, они, согласно своему главному научному занятию, были также глубоко уверены и в том, что
Бог, сошедши на землю видимым образом, чрез небесные светила возвестит и им радость Своего появления на земле.

И надежда их не была посрамлена. В светлую, радостную для всего мира ночь Рождества Христова видят они с трепетною радостью появление нового светила небесного, доселе ими невидимого: необыкновенная звезда, появившаяся на голубом небосклоне, подсказала их благочестивому, жаждущему видеть Бога на земле сердцу, что Бог сошел на землю; появился Он в той обетованной земле, в которой праведники издавна предсказывали о Его сошествии, — появился Он в земле Израильской, среди народа, благоговейно ожидавшего Его. Трепетная радость преисполнила душу волхвов. Их научные занятия привели их к блаженному концу, — цель науки достигнута. И невольно в душе этих благочестивых тружеников науки появилась благая мысль — идти в ту страну, где Бог родился, бросить свои научные изыскания, преклониться в прах пред воплотившимся Богом, принести Ему достойные Его дары — разум свой принести в дар благому Господу, вместо веры в науку возгреть в себе веру в благое божественное снисхождение.

Мысль у них тотчас же переходит в дело, — оставляются научные занятия, оставляются научные приборы, снаряжается караван, и благочестивые труженики науки, запасшись дарами, приличными для Бога, отправляются в Иерусалим, чтобы поклониться родившемуся Царю Иудейскому. Не найдя Его в Иерусалиме, они, водимые звездою, пришли в Вифлеем, в скромное жилище Христа Спасителя, и в благоговейном умилении пред непостижимою тайною крайнего смирения родившегося на земле Бога поклонились ниц Младенцу Иисусу, от чистого сердца принесли они Ему свои дары и научились в скромном жилище Спасителя мира веровать в новый закон жизни, принесенный на землю Спасителем; с этой верою отправились они в свою страну, чтобы там, среди своих единомышленников, проповедовать радость Рождества Христова.

Желание истинного света, истинного знания, вечной науки заставило восточных мудрецов идти в Иерусалим поклониться Богу, родившемуся на земле. Они обрадовались звезде, возвестившей им всемирную радость, поняли своим благочестивым сердцем, что настал конец для человечества жить только предчувствиями и гаданиями. Поклонившись Младенцу Иисусу в Его крайнем смирении, они тем же своим сердцем поняли, что этим Младенцем принесена на землю новая жизнь. В чем состояла эта новая жизнь, каковы начала этой жизни — они еще не знали, но, глубоко веруя, что Бог показал им звездою действительно новую жизнь, новый свет, они смиренно преклонились пред колыбелью Младенца Иисуса и с вещественными дарами принесли Господу жертву чистую, жертву необычайную, жертву беспримерную, особенно для того времени: они принесли Господу в жертву все знание, всю свою науку, все труды, которыми самоотверженно трудились в продолжение всей своей долгой жизни. Они поняли, что Господь Бог привел их к колыбели Младенца Иисуса затем, чтобы показать и Свое благоволение к их научным трудам, и Свое назидание, — что только та наука истинна, то знание хорошо, которое ведет ко Христу и повергается в прах пред непостижимыми тайнами Божиими; что та наука истинна, которая смиренна, те научные изыскания приносят истинную пользу, которые дают человеку глубокую убежденность в том, что разуму человеческому положен предел, что выше разума стоит вера в непостижимость судеб Божественных.

Эта смиренная вера и есть то сокровище, которое ведет ко Христу, живет со Христом, любит Христа, покланяется Христу, покоряется Христу, на Христа уповает, Христом хвалится, Христом сильна вовеки. Эта смиренная вера волхвов умиляет нас, трогает, побуждает к подражанию. Волхвы показали нам, для чего Богом вложено в нас стремление к истине, стремление к знанию, любовь к научным изысканиям, — это стремление, эта любовь вложены Богом в наше сердце для того, чтобы мы опытно могли убеждаться в недостаточности наших личных способностей, наших сил умственных для познания вечной истины. Вечная истина тогда только взойдет в наше сердце, когда мы опытно познаем, что нашему разуму положен предел, что наш разум — только помощник наш в достижении истины, но не самое орудие. Господь Бог благословляет Сам научные занятия человека — разумные исследования, но только тогда, когда наш разум не кичит, когда он, чувствуя свое бессилие уразуметь все, смиренно преклоняется.

Специальный выпуск, НЕВ, посвященный XIV Новосибирским Рождественским Образовательным Чтениям 2011 г.