Опубликовано 10.03.2018 в рубрике  Образование
 

Ректор МГУ: «Мы заменили фундаментальное образование «компетенциями»


Ирина Евсюкова

6 марта ректор МГУ Виктор Садовничий встретился с представителями высшей школы Воронежа, чтобы обсудить, какие вызовы стоят перед российским образованием, и объяснил, за счет чего России удастся вернуть звание самой образованной нации в мире.

«АиФ-Черноземье» записал самые яркие цитаты Виктора Садовничего.


 

О критике Болонской системы

«Мы сделали много ошибок в реформах образования и многое упустили. Как маятник, из одного крайнего положения мечемся в другое. Система образования в Советском Союзе была уникальна, она себя показала. А потом мы потеряли фундаментальность нашего образования, его заменили понятием «компетенции». Мы всегда были сильны тем, что учили студента не запоминать и не каким-то компетенциям, а размышлять, думать, доказывать, сомневаться, преодолевать. Тогда он и становится ученым или специалистом. Это помогло нам в космосе и в других направлениях. А потом мы постарались скопировать другие системы просто из-за того, что в мире они есть.

Я не скрываю, что я не сторонник Болонской системы. Так пришлось в жизни, что я участвовал в самом начале ее обсуждения в Лиссабоне на Конференции ректоров Европы. Все ректоры говорили, что ни в коем случае ее нельзя принимать, что каждый университет самобытен, унификация невозможна. Позже в Болонии собрались министры финансов и иностранных дел и сказали, что в их страны стекаются потоки мигрантов, которые приносят какие-то дипломы, которые ни о чем не говорят. Болонская система была нужна для трудовой интеграции, и она была введена в большей степени из политических соображений. Но это европейское сообщество. Нам  зачем надо было это копировать? Я не призываю к новым реформам, но повышение фундаментальности, значимости и, может быть, сроков образования одинаково назреет. Мы к этому должны прийти. Хотя ЕГЭ действительно помогает большей интеграции периферии и центра, но, с другой стороны, было очень много ошибок в начале. Сейчас становится чуть лучше, но я считаю, это не конец. Мы проводим свой внутренний экзамен, который дополняет ЕГЭ. Мы хотим увидеть, кто к нам идет».

У университета есть три миссии: академическая, научная и общественная. Университет – это скрепа общества и науки, он должен служить обществу, региону.

Об утечке и возвращении мозгов

«В 90-е годы 25 процентов математиков, закончивших механико-математический факультет, уехали в Штаты. Сегодня многие возвращается и очень жалеют, что уехали. Мой однокурсник Андрей Леман, выдающийся парень, победитель международных олимпиад, уехал в Америку. Лет через 30 на встрече выпускников спрашиваю его, что он делает в Штатах. Он говорит: «Я инженер. Как приехал, так инженером и работаю». Научную работу он не защищал, думал уехать на родину. Не надо думать, что тебя там ждут. Еще один мой однокурсник тоже уехал и вот сейчас приехал обратно устраиваться на работу. Конечно, надо ездить, общаться, стажироваться. Но ту березку, которая растет там, где вы выросли, ничто не заменит».

О сокращении приема на гуманитарные факультеты

«Язык - это скрепа нации. Вроде бы Ольга Юрьевна (Васильева, министр образования и науки РФ – ред.) должна это понимать. В Минобрнауки, видимо, идет такое явление – сейчас в приоритете инженерное образование, цифровая экономика, нанотехнологии. Но не за счет филфака и истфака это должно происходить».

Об историческом образовании

«Есть три стратегические области науки, без которых страна не может жить, - это математика, русский язык и история. Я был свидетелем некой дискуссии совета ректоров, когда в разных регионах было рекомендовано около 120 учебников истории, в которых было написано неизвестно что. Это было направлено на разрушение страны и нашего российского духа. Потом начали собирать разбитые осколки. Есть попытки сделать 2-3 учебника. Звоните побольше в колокола! Да, сейчас идет сжатие количества учебников, но возникают разные силы, трения издательств, бизнеса, политики кое-где. Все это сказывается на ребятах – студентах и школьниках. Историю нельзя отпускать, а то окажется, что мы – самая плохая страна, что мы на всех нападали. Помните, какой шум подняли, когда открывали памятник Ивану Грозному в Орле? Наверное, он был жестокий. Но английские королевы казнили не меньше, но в каждом сквере стоят им памятники. Потому что нужно хранить историю».

Ярослав Михалев: Урок – это 40 минут, которые вы и еще 30 человек проживаете вместе. Это маленькая жизнь, в течение которой мы учимся строить взаимоотношения.

О поражениях и будущих победах

«Вызовы сегодняшнего образования - положение учителя, траектория школьника и состояние среднего профессионального образования. Мы потеряли в свое время голубые воротнички. Мы кричали: «Не разрушайте техникумы, училища». Разрушили, приватизировали. Сейчас собираем по крупицам. Проводим World Skills и другие соревнования, но опять все с нуля. Это наше свойство – разрушили и начали с нуля. Мы понимаем, что СПО сейчас другое, чем техникумы в прошлом. В университетском образовании выстроена линейка: 10 федеральных, 29 национально-исследовательских, 33 опорных вуза. Конечно, поддержка ведущих университетов необходима, но нужно подтягивать все университеты, они все важны. Слава богу, что сегодня эта работа в приоритете. Нельзя сказать, что будет легко. Но я думаю, что система образования - сильная корпорация. Мы будем ведущей страной в сфере образования. У нас талантов просто больше, у нас все есть, мы очень способная нация».

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 1    
  Версия для печати        Просмотров: 1028


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
   1 написал: Анатолий (13 марта 2018 01:08)
 
Сторонники КОМПЕТЕНЦИЙ - это словотрясы, решающие свои личные задачи. Очень рад, что среди руководителей высшей школы еще сохранились нормально мыслящие люди.
С другой стороны. Я веду студентов с 3-го курса и, за редким исключением, обнаруживаю отсутствие базовых знаний (прежде всего по математике). Поэтому, может деградацию образования принять как неизбежность и действительно ограничить их обучение специальным предметам компетенциями.
  [цитировать]

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Апрель 2024 (38)
Март 2024 (26)
Февраль 2024 (65)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (44)
Ноябрь 2023 (51)

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930