Сайт Образование и Православие > Образование, Встречи, Азбука Православия > Типовое положение о выпускной квалификационной работе обучающихся по программам подготовки специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности

Типовое положение о выпускной квалификационной работе обучающихся по программам подготовки специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности


09.07.2015.
Утверждено Председателем Межведомственной комиссии при Учебном комитете Русской Православной Церкви на заседании Межведомственной комиссии № 11 от 16 марта 2015 г., Москва.

Общие положения
 1.1. Настоящее типовое Положение разработано в соответствии с:

— Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

— церковными образовательными стандартами по подготовке специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности (далее — ЦОС);[1]

— примерными учебными планами по подготовке специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности;[2]

1.2. Выпускная квалификационная работа (далее – ВКР) обучающихся по программам подготовки специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности (далее – обучающиеся) является формой церковной итоговой аттестации в образовательных организациях, осуществляющих подготовку специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности.

1.3. ВКР способствует систематизации и закреплению знаний, умений, навыков выпускника и овладению компетенциями, установленными ЦОС, а также выяснению уровня подготовки выпускника к самостоятельной работе.

1.4. Защита ВКР проводится с целью выявления соответствия уровня и качества подготовки выпускников ЦОС.

1.5. ВКР выполняются в срок, регламентированный ЦОС и учебным планом образовательной организации.

1.6. ВКР подлежат обязательному рецензированию.

1.7. ВКР должна иметь актуальность, практическую значимость и может выполняться по предложениям профильных синодальных и епархиальных структур, епархий, благочиний, приходов и т. д.

1.8. Для подготовки ВКР обучающемуся назначается руководитель и, при необходимости, консультанты.

В случае, если руководитель обучающегося не обладает высшим богословским образованием, ему должен быть назначен консультант, обладающий таковым.

1.9. Требования к ВКР, критерии оценки при защите ВКР разрабатываются образовательной организацией на основе настоящего типового Положения.

Требования к ВКР, а также критерии оценки при защите ВКР, утвержденные образовательной организацией, доводятся до сведения обучающихся не позднее, чем за шесть месяцев до начала церковной итоговой аттестации.

1.10. Период выполнения ВКР состоит из нескольких этапов:
— выбор и закрепление объекта учебной (преддипломной) практики;
— выбор и закрепление темы ВКР;
— разработка и утверждение задания ВКР;
— сбор материала для ВКР;
— защита отчета по преддипломной практике;
— написание и оформление ВКР;
— предварительная защита ВКР;
— доработка ВКР;
— рецензирование ВКР;
— защита ВКР на заседании экзаменационной комиссии.

Организация разработки тематики и выполнения выпускных квалификационных работ

2.1. Темы ВКР разрабатываются преподавателями образовательной организации. Обучающемуся предоставляется право выбора темы ВКР, в том числе предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки для практического применения. При этом тематика ВКР должна соответствовать содержанию учебного цикла «Катехизическая деятельность», «Миссионерское служение», «Организация молодежной работы», «Социальная деятельность» образовательной программы в зависимости от направления подготовки по соответствующим ЦОС.

Синодальный отдел религиозного образования и катехизации, Синодальный миссионерский отдел, Синодальный отдел по делам молодежи, Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению размещают на своих Интернет-порталах список рекомендованных тем.

2.2. ВКР может быть логическим продолжением курсовой работы, идеи и выводы которой реализуются на более высоком уровне. Курсовая работа может быть использована в качестве составной части (раздела, главы) ВКР.

2.3. Закрепление тем ВКР (с указанием руководителей, консультантов и сроков выполнения) за обучающимися оформляется руководителем программы подготовки.

2.4. По утвержденным темам руководители ВКР разрабатывают индивидуальные задания для каждого обучающегося.

2.5. Задания на ВКР подписываются руководителем работы и утверждаются заместителем руководителя программы подготовки по учебной работе (или руководителем образовательной организации, заместителем руководителя образовательной организации).

2.6. Задания на ВКР выдаются обучающемуся не позднее, чем за две недели до начала учебной (преддипломной) практики.

2.7. Задания на ВКР сопровождаются консультацией, в ходе которой разъясняются назначение и задачи, структура и объем работы, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей ВКР.

2.8. Общее руководство и контроль за ходом выполнения квалификационных работ осуществляет заместитель руководителя программы подготовки по учебной работе (или руководитель образовательной организации, заместитель руководителя образовательной организации).

2.9. Руководитель ВКР выполняет следующие функции:
— формулирует задание на ВКР, составляет график ее выполнения;
— оказывает обучающемуся консультативную помощь в организации и последовательности выполнения работы;
— контролирует ход выполнения ВКР и дает соответствующие консультации;
— консультирует обучающегося по выбору литературы;
— дает письменный отзыв о работе обучающегося по подготовке ВКР;
— присутствует на защите ВКР (рекомендуется).

2.10. Руководитель несет ответственность за завершенность ВКР, что подтверждается отзывом и подписью руководителя на титульном листе.

2.11. К каждому руководителю может быть одновременно прикреплено не более 8 обучающихся. Количество часов на консультации для каждого обучающегося определяется образовательной организацией.

2.12. Кроме основного руководителя могут быть назначены консультанты по отдельным частям (вопросам) ВКР.

2.13. Консультант по ВКР выполняет следующие функции:
— руководит разработкой индивидуального плана подготовки и выполнения ВКР в части содержания консультируемого вопроса;
— оказывает методическую помощь обучающемуся в подборе необходимой литературы в части содержания консультируемого вопроса;
— осуществляет  контроль за ходом выполнения ВКР в части содержания консультируемого вопроса.

2.14. Рецензент по отношению к ВКР выступает в роли стороннего эксперта. Его рецензия должна содержать разностороннюю характеристику содержания ВКР. Он дает оценку раскрытию темы работы, соответствию представленного материала заданию на ВКР, уровню ее выполнения.

В исключительных случаях рецензентом может являться консультант по ВКР.

2.15. Обучающийся в процессе подготовки ВКР выполняет следующие функции:
— совместно с руководителем уточняет задание на ВКР и график ее выполнения;
— осуществляет сбор и обработку исходной информации по теме ВКР, изучает и анализирует полученные материалы;
— самостоятельно формулирует цель и задачи ВКР;
— осуществляет подготовку ВКР в соответствии с заданием на ВКР;
— принимает самостоятельные решения с учетом мнений руководителя и консультантов;
— подготавливает сопутствующие средства представления результатов ВКР (презентацию, видеоролики и т. д.);
— формулирует логически обоснованные выводы, предложения и рекомендации по использованию полученных результатов;
— готовит доклад для защиты ВКР.

2.16. Обучающийся несет персональную ответственность за:
— выполнение календарного плана;
— самостоятельность выполнения ВКР;
— достоверность приводимой в ВКР информации;
— оформление, структуру и содержание ВКР в соответствии данным Положением;
— соответствие предоставленных комиссии электронных версий (ВКР, презентационных материалов и доклада) бумажным версиям документов;
— исправление недостатков в ВКР, выявленных руководителем и консультантом;
— достоверность представленных в информационных источниках ссылок на сеть Интернет;
— ресурсы и литературные источники.

2.17. Утверждение тем ВКР производится не позднее, чем за четыре месяца до защиты работ.

2.18. По выбранному направлению работы руководитель ВКР разрабатывает совместно с обучающимся индивидуальный план подготовки и выполнения ВКР. В процессе работы происходит окончательная формулировка темы ВКР.

2.19. На выполнение и завершение ВКР в соответствии с требованиями Примерного учебного плана по подготовке специалистов в области катехизической, миссионерской молодежной и социальной деятельности «Интенсивный»[3] отводится 3 зачетные единицы (108 академических часов) календарного времени на последнем курсе обучения согласно рабочему учебному плану образовательной организации.

2.20. На выполнение и завершение ВКР в соответствии с требованиями Примерного учебного плана по подготовке специалистов в области катехизической, миссионерской молодежной и социальной деятельности «Регулярный»[4] отводится 7 зачетных единиц (252 академических часа) календарного времени на последнем курсе обучения согласно рабочему учебному плану образовательной организации.

2.21. По завершении выполнения обучающимся ВКР руководитель подписывает ее и вместе с заданием и своим письменным отзывом передает заместителю руководителя программы подготовки по учебной работе (или руководителю образовательной организации, заместителю руководителя образовательной организации), не позднее, чем за 1 неделю до защиты ВКР.

Требования к ВКР

3.1. Общие требования

3.1.1. В соответствии с ЦОС (п. 8.5.), ВКР выпускника представляет собой богословски грамотную практическую разработку в области катехизации, миссионерского служения, молодежной работы, социальной деятельности в зависимости от направления подготовки.

К ВКР не предъявляется требование научной новизны, она может представлять собой работу компилятивного характера по теме, актуальной для современной церковной жизни.

3.1.2. Теоретическая сторона работы подразумевает систематическое изложение сведений по определенной теме, содержащихся в уже опубликованных богословских, церковно-исторических и иных трудах. Грамотный обзор материалов по теме дает представление о степени ее разработанности на настоящий момент и может быть полезен при дальнейшем исследовании проблемы.

3.1.3. В работе должна присутствовать практическая сторона, которая может быть отражена путем:
— описания релевантных для задания ВКР методик организации и ведения катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности; стратегии и тактики работы в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности;
— проведения мониторингов, социологических исследований в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности;
— выделения и соотнесения с критериями, показателями, уровнями оценки деятельности в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности;
— разработка практически-ориентированных материалов по теме работы: план-конспекта огласительной беседы, беседы с брачующимися, урока (занятия) в воскресной школе для детей и взрослых; текста катехизаторского листка; исследования миссионерского поля; проекта миссионерского мероприятия или издания; программы организации молодежного Евангельского или миссионерского кружка на приходе; программы организации летнего отдыха для православной молодежи, проекта в области церковной благотворительности и социального служения Церкви и т.д.;

3.1.4. К ВКР предъявляются следующие требования:
— соответствие названия работы ее содержанию, четкая целевая направленность;
— соответствие языка и стиля ВКР правилам письменной научной речи; части ВКР, представляющие собой текст практической разработки, по своему языку и стилю должны соответствовать предполагаемой аудитории;
— смысловая законченность, целостность и связностью изложения текста;
— рассуждения о предметах веры должны соответствовать культуре богословского рассуждения;
— логическая последовательность изложения материала, базирующаяся на прочных теоретических знаниях по избранной теме и убедительных аргументах;
— корректное изложение материала с учетом принятой терминологии;
— достоверность полученных результатов и обоснованность выводов;
— оформление работы в соответствии с требованиями настоящего Положения.

3.1.5. ВКР обучающегося выполняется на базе теоретических знаний и практических навыков, полученных обучающимся в период обучения. Она должна быть ориентирована на знания, полученные в процессе изучения дисциплин учебного цикла «Основы православного вероучения»[5] и учебных циклов «Катехизическая деятельность», «Миссионерская деятельность», «Молодежное служение», «Социальное служение» в соответствии с направлением подготовки, подводить итог теоретического обучения и подтверждать профессиональные компетенции обучающегося.

3.1.6. ВКР выполняется на завершающем этапе теоретического обучения, на последнем курсе. Время, отводимое на подготовку работы, определяется учебным планом образовательной организации.

3.1.7. Объем ВКР должен быть достаточным для изложения путей реализации поставленных задач, не перегружен малозначащими деталями.

Рекомендуемый объем ВКР обучающегося (без приложений) должен составлять не менее 40 страниц печатного текста. Максимальный объем ВКР устанавливается руководителем программы подготовки.

3.1.8. Содержание ВКР включает в себя:
— Введение;
— Главы основной части;
— Заключение;
— Список используемой литературы;
— Приложения (при необходимости).

3.2. Требования к структурным элементам выпускной квалификационной работы

3.2.1. Титульный лист. На титульном листе указывается название образовательной организации, специальность, тема ВКР, фамилия, имя отчество, подпись научного руководителя, фамилия, имя, отчество обучающегося.

3.2.2. Оглавление. В нем последовательно излагаются названия глав, названия пунктов и подпунктов плана ВКР. При этом их формулировки должны точно соответствовать содержанию работы, быть краткими, четкими, последовательно и точно отражать ее внутреннюю логику. Обязательно указываются страницы, с которых начинается каждая глава, пункт или подпункт.

3.2.3. Введение –  вступительная часть ВКР. Главное его назначение состоит в том, чтобы дать краткое обоснование выбранной темы, целей, задач разработки темы, ее практической значимости. Введение, как правило, состоит из следующих элементов:
— актуальность выбранной темы;
— цели и задачи исследования;
— аналитический обзор литературы по теме ВКР;
— краткое описание структуры работы;
— характеристика целевой аудитории;
— краткое описание методов и методик, используемых в практической части работы;
— практическая значимость и рекомендации по использованию практических разработок.

3.2.4. Основная часть. Самой крупной частью исследования является глава. Основная часть состоит из двух или более глав.

В главах основной части обучающийся должен показать понимание богословской, церковно-исторической и иной проблематики вопросов, относящихся к теме исследования, и предложить их практическое решение.

Размещение материала внутри главы (разбивка на подразделы и пункты) должно соответствовать общей логике раскрытия темы работы и при этом последовательно развивать подтему, которой посвящена данная глава.

3.2.5. Заключение. В заключении ВКР содержатся итоги работы, формулируются общие выводы по всем разделам, перспективы исследования проблемы.

3.2.6. Список использованной литературы составляется в алфавитном порядке фамилий авторов или названий произведений (при отсутствии фамилий автора).

3.2.7. Приложения. В приложениях может содержаться вспомогательный материал к работе (например, иллюстрации, видео-ролик, аудио-запись и др.)

3.3. Требования к оформлению работы

3.3.1. ВКР должна характеризоваться:
— четкой целевой направленностью;
— логической последовательностью и аргументированностью при изложении материала;
— краткостью и точностью формулировок;
— грамотным оформлением.

3.3.2. Объем ВКР (без приложений) составляет минимум 40 страниц выровненного «по ширине» компьютерного текста. Текст печатается на одной стороне листа формата А4 и содержит примерно 1800 печатных знаков на странице (считая пробелы между словами и знаки препинания): шрифт Times New Roman — обычный, размер — 14 пунктов, междустрочный интервал — полуторный, верхнее и нижнее поля — 2,0 см, левое поле — 2 см и правое — 1,0 см; абзац должен быть равен 1,5 см.

3.3.3. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц ВКР. Номер страницы на титульном листе не проставляют.

3.3.4. Страницы ВКР следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту ВКР. Номер страницы проставляют в правом нижнем углу без точки в конце.

3.3.5. Список использованных источников представляет собой перечень использованных книг и статей, фамилии авторов приводятся в алфавитном  порядке, все источники даются под общей нумерацией литературы. В исходных данных источника указываются фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания.

3.3.6. Ссылки на источники следует указывать порядковым номером по списку источников, выделенным квадратными скобками.

3.3.7. Все материалы, помещаемые в приложениях, должны быть связаны с основным текстом, в котором делаются ссылки на соответствующие приложения.

Приложения следует оформлять как продолжение ВКР на его последующих страницах, располагая приложения в порядке появления на них ссылок в тексте ВКР и нумеровать арабскими цифрами с точкой.

3.3.8. Заголовки структурных элементов ВКР и разделов основной части следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая. Заголовки подразделов и пунктов следует начинать с абзацного отступа и печатать с прописной буквы вразрядку, не подчеркивая, без точки в конце. Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются. Расстояние между заголовками структурных элементов ВКР и разделов основной части и текстом должно быть не менее 3 интервалов.

3.3.9. Пункты и подпункты основной части следует начинать печатать с абзацного отступа.

Предварительная защита выпускных квалификационных работ
 
4.1. Предварительная защита выпускных квалификационных работ проводится с целью выяснения готовности выпускников к защите ВКР.

4.2. Предварительная защита проводится не позднее, чем за 1 месяц до защиты.

4.3. Для организации предварительной защиты по распоряжению руководителя программы подготовки создается комиссия из числа преподавателей.

4.4. Явка на предварительную защиту является обязательной. Обучающийся, не прошедший предварительную защиту, к защите ВКР не допускается.

4.5. На предварительную защиту студент обязан представить:
— задание на ВКР, подписанное научным руководителем и студентом;
— предварительный вариант ВКР, выполненный не менее чем на 75%;
— предварительный отзыв на ВКР, подготовленный научным руководителем;
— текст доклада;
— демонстрационный материал.

4.6. Процедура предварительной защиты устанавливается руководителем программы подготовки.

При проведении предварительной защиты проверяется соответствие работы требованиям, предъявляемым к ВКР, готовность ВКР к защите.

4.7. По окончании предварительной защиты студент отвечает на вопросы членов комиссии, после чего комиссия отмечает, при необходимости, недостатки и оценивает готовность работы к защите.

4.8. При получении на предварительной защите положительной оценки студент обязан устранить отмеченные недостатки, завершить подготовку ВКР, сброшюровать ВКР и представить ее научному руководителю для написания отзыва.

4.9. В случае, если студент на предварительной защите получает неудовлетворительную оценку, он обязан устранить выявленные недостатки, после чего вопрос о допуске работы к защите решает руководитель программы подготовки по ходатайству руководителя ВКР.

Рецензирование выпускных квалификационных работ

5.1. Выполненные квалификационные работы рецензируются специалистами из числа работников организаций, преподавателей образовательных организаций, хорошо владеющих вопросами, связанными с тематикой ВКР.

5.2. Рецензенты ВКР утверждаются руководителем программы подготовки не позднее одного месяца до защиты ВКР.

5.3. Рецензия на ВКР должна включать:
— заключение о соответствии содержания ВКР заявленной теме;
— оценку качества выполнения каждого раздела ВКР;
— оценку степени разработки поставленных вопросов, теоретической и практической значимости работы;
— оценку степени сформированности общих и профессиональных компетенций выпускника;
— оценку ВКР.

5.4. На рецензирование одной ВКР отводится не более 5 часов.

5.5. Обучающийся передает работу на рецензирование не позднее, чем за 2 недели до защиты. Рецензент доводит содержание рецензии до сведения обучающегося не позднее, чем за день до защиты ВКР.

5.6. Внесение изменений в ВКР после получения рецензии не допускается.

5.7. Заместитель руководителя программы подготовки по учебной работе (или руководитель образовательной организации, заместитель руководителя образовательной организации) после ознакомления с отзывом руководителя и рецензией решает вопрос о допуске обучающегося к защите и передает ВКР экзаменационной комиссии.

Подготовка к защите выпускной квалификационной работы

6.1. Выпускник, получив положительный отзыв о ВКР от научного руководителя и допуск к защите, должен подготовить доклад. На доклад отводится до 15 минут. Доклад должен быть кратким и ясным. Основная цель доклада – в короткое время изложить основные результаты проделанной работы.

6.2. Целесообразно построить доклад по следующему плану:
— Наименование выбранной темы ВКР и ее значение;
— Формулировка цели и задач работы;
— Основные характеристики описанной в ВКР практической разработки;
— Основное содержание разделов;
— Выводы из проделанной работы.

Защита выпускных квалификационных работ

7.1. Защита ВКР проводится на открытом заседании экзаменационной комиссии.

7.2. Персональный состав экзаменационной комиссии определяется образовательной организацией. Один из членов экзаменационной комиссии должен иметь научную степень по богословию. Рекомендуется привлекать к работе комиссии представителей профильных синодальных и епархиальных структур.

7.3. На защиту ВКР отводится до 30 минут на одну работу. Процедура защиты включает:
— доклад обучающегося;
— ознакомление с отзывом и рецензией;
— вопросы членов комиссии;
— ответы обучающегося.

Может быть предусмотрено выступление руководителя ВКР, а также рецензента, если они присутствуют на заседании экзаменационной комиссии.

7.4. При определении итоговой оценки по результатам защиты ВКР учитываются следующие критерии:
— актуальность темы и соответствие ее современным задачам в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности;
— раскрытие богословской, церковно-исторической и иной составляющей теоретической части ВКР;
— значимость практической части ВКР для катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности;
— качество доклада и ответов на вопросы при защите работы;
— степень самостоятельности автора в разработке проблемы;
— отзыв руководителя;
— оценка рецензента.

7.5. Решение экзаменационной комиссии оформляется протоколом, в котором фиксируются итоговая оценка ВКР, вопросы и особые мнения членов комиссии. Протокол подписывается членами экзаменационной комиссии.

7.6. Обучающиеся, выполнившие ВКР, но получившие при защите оценку «неудовлетворительно», имеют право на повторную защиту.

В этом случае экзаменационной комиссия может признать целесообразным повторную защиту обучающимся той же темы ВКР, либо вынести решение о закреплении за ним новой темы ВКР и определить срок повторной защиты, но не ранее, чем через шесть месяцев после защиты ВКР впервые.

Хранение выпускных квалификационных работ

8.1. После защиты ВКР остается в образовательной организации в полном объеме для последующего использования в учебном процессе.

8.2. Выполненные обучающимися ВКР хранятся в образовательной организации после их защиты на бумажном носителе в течение не менее трех лет, на электронном носителе не менее пяти лет. По истечении указанного срока вопрос о дальнейшем хранении ВКР решается образовательной организацией.

8.3. Списание выпускных квалификационных работ оформляется соответствующим актом.

8.4. Лучшие ВКР, представляющие учебно-методическую ценность, могут быть использованы в качестве учебных пособий в образовательной организации, а также предоставлены для открытого доступа в сети Интернет.[6]

8.5. По запросу организации, руководитель программы подготовки может разрешить копирование ВКР обучающихся.

8.6. В соответствии с подпунктом б) п. 8.6 Положения о церковной аккредитации образовательных программ подготовки церковных специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности и выдаче образовательным организациям представления Русской Православной Церкви на право их реализации 20 % итоговых (выпускных) квалификационных работ предоставляются в Межведомственную комиссию при Учебном комитете Русской Православной Церкви для рассмотрения в рамках процедуры церковной аккредитации.

———-

[1] Утверждены Высшим Церковным Советом Русской Православной Церкви 21 июня 2013 года (Церковный образовательный стандарт по подготовке катехизаторов принят 30 ноября 2012 года).

[2] Утверждены Межведомственной комиссией при Учебном комитете Русской Православной Церкви в марте 2014 г.

[3] Утвержден Межведомственной комиссией при Учебном комитете Русской Православной Церкви в марте 2014 г.

[4] Утвержден Межведомственной комиссией при Учебном комитете Русской Православной Церкви в марте 2014 г.

[5] В примерных учебных планах название цикла – «Православное богословие».

[6] При соблюдении норм права, регулирующих права на результаты интеллектуальной деятельности.


 


Вернуться назад